Человек - существо, способное к творческой деятельности.
Б.Франклин говорил, что человек есть животное, создающее орудия труда.
Творчество здесь понимается в широком смысле, как способность создавать нечто принципиально новое. Это свойство К.Маркс, например, называл родовой сущностью человека: "Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного - родового существа, то есть такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности или к самому себе как к родовому существу... Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь"[12]. С творческим характером человеческой деятельности связан ее эстетический аспект: если животное производит под властью непосредственной физической потребности, то человек способный подняться над ней, производит все и по законам красоты. Неистребимое стремление к красоте свидетельствует о потребности и возможности человека одухотворить окружающий его мир.
4). Человек - существо свободное. Свобода здесь понимается не в политическом или экономическом смысле, но как способность творить, создавать, изменять по своей воле мир и себя. "Человек - это свобода! - утверждает Ж.П.Сартр,-...Человек осужден быть свободным. Осужден потому, что не сам себя создал, и все-таки свободен потому, что однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает"[13]. Если у животных все или многое задано изначально генетической программой (поэтому в животном мире каждое последующее поколение повторяет образ жизни предыдущего), то у человека генетикой задаются только способности, которые в большей или меньшей мере развиваются при жизни. Человеческий детеныш при рождении - самое беспомощное существо на свете. Эта беспомощность - плата за свободу дальнейшего развития. Джон Локк утверждал, что человек - это "чистая доска", на которой воспитатель или жизнь могут написать все, что захотят. Гердер по этому поводу говорил, что человек - это первый вольноотпущеник природы. С такой трактовкой свободы связана интересная проблема, обсуждаемая в антропологии: есть ли мера, предел развитию человеческих способностей или человек - безграничное, универсальное существо? Многие современные исследования подтверждают тот факт, что нам известна лишь очень малая часть наших способностей. Поразмышляйте над этой проблемой...
Человек рождается лишь "кандидатом" в человека. Все его сущностные качества приобретаются в жизни при общении с себе подобными. С этим связана еще одна грань природы человека.
5). Человек - существо социальное или как говорил Аристотель, человек - это "политическое" животное. Процесс вхождения человека из мира природы в мир культуры, присвоения им своей родовой сущности, усвоения правил и норм человеческого общежития называется социализацией. Из потребности общения вырастает способность к речи. С социализацией также связана потребность к моральной регуляции.
6). Человек - существо моральное. Если в животном стаде отношения регулируются биологическими законами (естественным путем, и этот путь также задан в наследственной программе), то в человеческом сообществе отдельных индивидуумов соединяет и позволяет жить вместе моральный закон. Моральная регуляция - великое "изобретение" человечества, поскольку исполнение морального закона основано не на инстинкте или страхе, а на добровольном исполнении морального долга под контролем внутреннего судьи - совести. "Я хочу не такого общества,- говорил Ф.М.Достоевский,- где я не мог бы делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам"[14].
Из множества частных определений, высвечивающих разные грани сущности человека, необходимо вывести одно общее. И.Фролов, например, дает такое определение: "Человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием"[15].
Сущность человека определяется его главным противоречием - дуализмом души и тела (природного и социального, материального и духовного). В истории философии и науки представлено множество трактовок этого противоречия (пересмотрите еще раз раздел 1 настоящего учебника и вспомните историю становления и развития этой проблемы). Взгляд автора на эту проблему прекрасно выражен в следующих поэтических строфах:[16]
"У человека тело
Одно, как одиночка
Душе осточертела
Сплошная оболочка
С ушами и глазами
Величиной в пятак
И кожей - шрам на шраме,
Надетой на костях
Душе грешно без тела,
Как телу без сорочки,-
Ни помысла, ни дела,
Ни замысла, ни строчки.
Загадка без разгадки.
Кто возвратится вспять,
Сплясав на той площадке,
Где некому плясать?"
Все многобразные трактовки человека, пытаемся свести к пяти основным концептуальным схемам, кратко изложив их суть.
1). Космоцентризм. Человек рассматривается как неотъемлемая часть Космоса, повторяющая все его существенные черты. Космос же в этих концепциях одухотворен, ему присущ дуализм души и тела, отсюда просто объясняется наличие этих двух начал в человеке и их гармония. Платон, например, учил, что самое главное для человеческой души - подражать движению небесных тел. Они прекрасно вращаются целую вечность: всегда одинаково, симметрично, гармонично, без всякого нарушения. Такой должна быть и человеческая душа.
2). Теоцентризм утверждает человека как плод божественного создания. Человек - образ и подобие бога. Бессмертная душа человека от бога. Н. Бердяев писал о религиозной трактовке человека: "Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в древнем мире от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило в зависимости от Бога, а не от природы"[17]
3). Природоцентризм. Человек рассматривается как природное биологическое существо, ничем от остальной природы принципиально не отличающееся. Как человек, так и человеческое общество развиваются, в конечном счете, по биологическим законам. Сознание, душа - это один из видов материи, умирающая бесследно вместе с телом:
"А искра слабая - твой дух,
Свет мозга твоего? -
Истлеешь ты, и он потух,
И вот уже - нет его".
И. Франко.
4). Социоцентризм. Сущность человека социальна. Человек - результат общественных отношений, слепок формирующий его культурных условий и в то же время субъект создатель культуры. Сознание человека, его духовная сущность и в историческом, общечеловеческом процессе, и в индивидуальном развитии проявляются благодаря социальным факторам: производственной, практической деятельности - труд и общение (общественным отношениям): "Труд, - писал Ф. Энгельс, - ... первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека"[18].
5). Антропоцентризм. Человек главная ценность, цель мироздания. Все в мире появляется для того, чтобы был, жил в нем человек. Н. Бердяев писал: "Человек и космос меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а не борьба карлика и великана. ... Человек потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, о и вне мира и над миром превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру"[19].
Прочитав и выполнив предложенные Вам индивидуальные творческие задания, Вы предметнее, лучше поймете суть изложенных здесь трактовок сущности и природы человека.
Задание 1
"Гао-цзы сказал:
- Человеческая природа подобно мне, а чувство долга подобно деревянной чаше. Воспитать в человеке человечность и долг - все равно, что вырезать чашу из ивы.
- Но разве вы сможете вырезать чашу, не насилуя природу ивы? - Возразил Мэн-цзы. - Ведь чтобы вырезать чашу, нужно прежде искалечить иву. Стало быть, изувечив дерево, вы смастерите из него чашу, а изувечив человека, сделаете его человечным и справедливым? Если вся Поднебесная станет отныне считать человечность и долг злом, то виною тому только ваши речи!
Гао-цзы сказал: - Человеческая природа подобна стремительному потоку: пустите его на восток - потечет восток, пустите на запад - потечет запад. Ей безразличны добро и зло, как воде безразличны восток и запад.
- Воде и впрямь безразлично - восток или запад, - сказал Мэн-цзы. - Но разве безразличны ей верх и низ? Человек по природе стремится к добру, так же как вода стремится в низ... Вот перед вами вода: если хлопнуть по ней ладонью, заставляя взметнуться, она подпрыгнет выше лба; если ее, взволновав, привести в движение, она подымется в горы. Но разве такова ее природа? Только сила понуждает ее так поступать. И когда человека заставляют творить зло, с его природой поступают подобным же образом".
Мэн-цзы. Из книг мудрецов // Проза древнего Китая. – М., 1987. – С.60.
Попытайтесь вмешаться в спор мудрецов. Какие концепции природы человека здесь выражен?
Задание 2
"Враждебные свойства - это плод действий неба, которых нельзя добиться учением и невозможно создать самому.
Человек имеет злую природу. Доброе в человеке - это благоприобретенное. Нынешний человек от рождения стремится к выгоде. Это приводит к тому, что люди начинают соперничать между собой и проявляют неуступчивость. Человек от рождения проникнут ненавистью. Если следует этому свойству человеческой природы, то у людей появится желание причинить друг - другу зло и уже не придется говорить о доверии и преданности. От рождения уши и глаза обладают жадностью к наслаждению: уши любят приятные звуки, глаза любят красивые хорошо сочетающиеся цвета. Если следует этому свойству человеческой природы, то появляется развращенность и уже не придется говорить о правилах ЛИ, справедливости и долге. Таким образом, послушное следование врожденной природе человека, повиновение чувствам неизбежного порождает соперничество; в этом случае все люди будут нарушать укоренившийся порядок и благонравие к хаосу в государстве. Поэтому необходимо путем воспитания изменить природу человека, обучая его правилам ЛИ, справедливости и долгу...
Есть люди, которые спрашивают: если природа злая, то откуда возникают правила ЛИ и справедливости?"
Сень-цзы // Антология мировой философии. В 4т. - М., 1969. - Т.1. - Ч.1. - С.230.
Как бы вы ответили на этот вопрос мудреца? Какая концепция природы человека здесь отражена? Какие трактовки природы человека Вы знаете?
Задание 3
Ян Чжу сказал: "Человек подобен небу и земле и, как они, таит в себе природу пяти движущих начал. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары; ноги не достаточно быстры, чтобы унести его от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на..."
Лао-цзы. Из книг мудрецов. Проза древнего Китая.- М., 1987. С.145
Продолжите мысль мудреца. Какие существенные признаки человека отличают его от других существ?
Задание 4
"Обращаясь к чувствам внешним и внутренним... следует постигнуть, что душа есть состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму, очень похожее на ветер с какой-то примесью теплоты... Обо всем этом свидетельствуют силы души, чувства; способность к возбуждению, процессы мышления и все то, лишаясь чего мы умираем. Далее, следует держаться убеждения, что душе принадлежит главная причина чувства; однако она не получила бы его, если бы не была прикрыта остальным организмом"
Эпикур. Эпикур приветствует Геродота // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991. – С .123.
Какая концепция человека здесь отражена? Согласны ли Вы с автором?
Задание 5
"Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи исходят.
Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало стремиться,
Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой сочеталась.
Смесь охотно с вином образует вода, но не с маслом.
Так у всего, что живет, обоняние есть и дыхание.
Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям разумность
В бурных водах обегающей крови питается сердце;
В нем же находится то, что зовем мы так часто мышлением:
Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает.
Разум растет у людей в соответствии с миром познанием.
Землю землею мы зрим и воду мы видим водою,
Дивным эфиром эфир, огнем же огонь беспощадный,
Также любовью любовь и раздор ядовитым раздором.
... Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли."
Эмпедокл // Антология мировой философии. В 4т. - М., 1969. - Т.1. - Ч.1. - С.307.
Какая концепция мира и человека здесь отражена? Согласны ли Вы с ней?
Задание 6
"Но я тебя спрашиваю, если ты не найдешь ничего того, что было бы выше нашего разума, кроме чего-то вечного и неизменного, неужели ты не решишься назвать это Богом? ведь ты знаешь, что и тела изменчивы, и сама жизнь, которая одушевляет тела, очевидно не лишена изменчивости ввиду ее различных состояний? да и сам разум поскольку он то пытается постичь истинного, пытается, и иногда достигает, а иногда - нет, показывает, что он конечно не является изменчивым. Если не используя никакого телесного органа, ни осязания, ни вкуса, ни обаяния, ни ушей, ни глаз, ни какого либо чувства, низшего по отношению к разуму, но только через себя самого разум познает нечто вечное и неизменное, то пусть он признает одновременно и то, что сам он ниже этого, и то, что именно это и есть его Бог."
Августин Аврелий. О свободном выборе // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М., 1991.- С.162.
Какая трактовка человека излагается автором? Каковы основные положения этой трактовки?
Задание 7
Мы утверждаем, что человеку присущи такие особенности действий исходящих из его души, которые отсутствуют у других живых существ. Это, прежде всего то, что поскольку человек существует, так, что у него есть цель, то он не может обойтись без общества на всем протяжении своего существования и быть подобным другим животным, из которых каждый, с целью экономии средств к существованию, вынужден ограничивать себя и себе подобных по природе.
Субстанция человеческой души сама по себе способна завершить определенный вид, совершенства, но для того, что является выше субстанции, нет необходимости в том, что ниже ее. И эта способность, присущая субстанции души, осуществляется вещью, которая называется умозрительным разумом.
Ибн Сина (Авиценна) Книга о душе // Человек. – М.,1991. – С.195,199.
Какая концепция человека здесь отражена?
Задание 8
Что такое человек, как помыслить о нем?"... И этому чуду подивимся, как из праха создал человека. как разнообразны человеческие лица- если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божией мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Бес это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость.
Владимир Мономах. Поучение // Человек. - М.,1991. - С.208.
Какая трактовка человека отражена в тексте? Кто в ней выше: Бог или человек?
Задание 9
Следовательно, человек - это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души (anima) - как бы некого божества (numen) и тела - вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы настолько не превосходим животных другого рода, что по всем своим данным находимся гораздо ниже их. Что касается души, то мы настолько способны воспринимать божественное, что (сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Если бы не было дано тебе тело, ты был бы божеством, если бы не был в тебя вложен ум (mens), ты был бы скотом. Эти две столь отличающиеся друг от друга природы высший творец объединил в столь счастливом согласии, а змей, враг мира, снова разделил несчастным разногласием, что они и разлученные не могут жить без величайшего мучения и быть вместе не могут без постоянной войны; ясно что и то и другое как говорится, держит волка за уши, к тому и к другому подходит милейший стишок: Так не в силах я жить ни с тобою, ни в разлуке с тобою."
Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М. - 1986. - С.111.
Какая концепция мира и места в нем человека здесь выражена. Какие человечество придумало способы примирения двух начал в человеке?
Задание 10
Тогда согласился бог с тем, что человек - творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можем переродиться по велению своей души и в высшее, божественное."
Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. - М., 1991. - С.221.
Какая концепция человека здесь выражена? Когда человек перерождается в "низшие", и когда в "высшие существа"?
Задание 11
"Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавленна, но редко истреблена. Принуждение заставляет природу жестоко мстить за себя, поучения несколько смиряют ее порывы, но только привычка может ее переделать, покорить.
Кто стремится победить в себе природу, пусть не ставит себе ни чрезмерно трудных, ни чрезмерно легких задач, ибо в первом случае будет удручен неудачами, а во втором слишком мало сделает успехов, хотя побеждать будет часто. И пусть в начале облегчает себе дело, подобно пловцу, прибегающему к пузырям или камышовым связкам; а немного погодя пусть ставит себя, напротив, в трудные условия, как делают танцоры, упражняясь в тяжелых башмаках. Ибо для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела".
Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические. //Человек. - М., 1991. - С.265.
Какая концепция человека отражена в тексте? Вы согласны с автором?
Задание 12
"Поистине очевидно, что насколько животные превосходят сложные неодушевленные тела, настолько и человек превосходит животных, так что здесь имеет место не просто большее или меньшее в силу лучших органов или темперамента превосходство, но и превосходство высшего порядка..."
Несмотря на это, человек возвышается над животным духом гораздо больше, нежели сам этот дух возвышается над неодушевленными вещами. Поистине это происходит не потому, что человек обладает лучшими органами и более сильными чувствами, так как и лев, и конь, и слон, и бык, и осел, и носорог, и дракон, и крокодил и кит превосходят человека силой и даже чувствами: орел - в зрении, волк - в слухе, собака - в обонянии, паук и пчела - в осязании, благодаря которому они сооружают тончайшие сети и соты из нитей и воска...
Поскольку человек ниже животных и в силе и в органах чувств..., но в то же время является господином и деспотическим повелителем животных, поскольку из этого следует, что в нем заключено нечто более высокое, чем просто телесный дух."
Кампанелла. Метафизика // Человек. - М., 1991. - С.266-268.
Чем же человек "превосходит" животных? Какая это концепция человека?
Задание 13
"Ибо что такое человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизится к пониманию этих крайностей - конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной и равно не может постичь небытие из которого возник, и бесконечность в которую растворяется.
Он улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало ни конец. Все возникает из небытия и уносится в бесконечность, кто опишет взглядом столь необозримый путь?
Паскаль Б. Мысль // Человек. - М., 1991. - С.283.
Какой концепции человека придерживается автор? Согласны ли Вы с ним?
Задание 14
"Человек - вовсе не загадка, как вы вообразили, дабы доставить себе удовольствие ее разгадать. Человек, как нам представляется, занимает свое место в природе, более высокое, чем животные которых он напоминает своей конструкцией, и более низкое, чем другие существа которым он уподобляется, возможно, своей способностью мыслить. Так же как и все, что нас окружает, он причастен к добру и злу, удовольствию и страстям, чтоб действовать и разумом, чтоб управлять своими поступками. Если б человек был совершенным, он был бы богом...
Зачем нам приходить в ужас от нашего существа? Существование наше вовсе не так злосчастно, как нас хотят заставить поверить. Смотреть на вселенную как на карцер и считать всех людей преступниками, живущими в ожидании казни, - это идея фанатика; а полагать, что мир - это место услад, где люди должны лишь получать удовольствия, - это химерическая мечта сибарита. Мудрому человеку, по-моему, свойственно думать, что земля, люди и звери являются именно тем, чем им и надлежит быть в порядке, созданном провидением...
Рассуждая лишь как философ, я осмелюсь утверждать, что притязания на более совершенную природу, которая нам не дана, весьма заносчивы и дерзки".
Вольтер. Философ. соч. - М., 1988. - С.196,207.
Какая концепция человека здесь отражена? В чем вы согласны и в чем не согласны с Вольтером?
Задание 15
"Человек отличается от животного вовсе не одним мышлением. Скорее всего, это существо отлично от животного. Разумеется, тот, кто не мыслит, не есть человек, однако не потому, что причина лежит в мышлении, но потому, что мышление есть неизбежный результат и свойства человеческого существа.
Поэтому и здесь нет нужды выходить из сферы чувственности, чтобы усмотреть в человеке существо, над животными возвышающиеся. Человек не есть отдельное существо, подобное животному, но существо универсальное, оно не является ограниченным и несвободным, но неограниченно и свободно, потому что универсальность, неограниченность и свобода неразрывно между собой связаны. И эта свобода не сосредоточена в какой-то особой способности - воле, так же как и универсальность не покрывается особой способностью силы мысли, разума - эта свобода, эта универсальность захватывает все его существо".
Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Антология мировой философии. - Киев, 1992. - Т.1. - Ч.3. - С.268.
Какая концепция человека здесь отражена? Как вы понимаете "универсальность" человека?
Задание 16
"Мы уже не выводим человека из "духа", из "божества", мы опять поместили его среди животных. Он для нас самое могучее животное - потому что самое хитрое; его духовность - следствие. С другой стороны, мы решительно противимся тщеславию, которое тут готово громко заявить о себе, словно человек - это великая задняя мысль всей животной эволюции. Никакой он не венец творения - любое существо стоит на той же самой ступени совершенства, что и он... И того много: в сравнении с другими человек получил хуже, - самое больное и уродливое среди животных, он опасно отклонился от своих инстинктов жизни...
"Чистый дух" - чистая глупость: если вычесть нервную систему, чувства, наконец "смертную оболочку", мы просчитаемся - просчитаемся, да и только!"
Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. - М., 1989. - С.28-29.
Какая концепция человека здесь отражена? Ваше мнение по этому поводу.
Задание 17
"Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать. Кто философски познает мир, тот должен превышать все вещи мира, тот не может быть одной из вещей мира в ряду других, тот сам должен быть миром. Перед дробной частью вселенной не могла бы стать дерзкая задача постигнуть вселенную, не возникла бы проблема сознания, проблема философии. Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя. Познание человека покоится на предположении, что человек - космичен по своей природе, что он - центр бытия. Человек как замкнутое индивидуальное существо не имел бы путей к познанию вселенной. Такое существо не превысило бы отдельных вещей мира, не преодолело бы частных состояний. Антропологический путь - единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание. Лишь в самосознании и самочувствии человека открываются божественные тайны".
Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1989. - С.294.
Какая концепция человека и мира отражена в этом фрагменте текста? Согласны ли Вы с точкой зрения?
Задание 18
"Я верю, что человек - продукт естественной эволюции, что он - часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит ее.
Я верю, что сущность человека постижима. Однако, эта сущность не является субстанцией, характеризующей человека во все времена на протяжении истории... Благодаря самому факту человеческого бытия жизнь задает ему вопрос: как преодолеть разрыв между человеком и окружающим его миром, чтобы достичь ощущения единства и тождественности со своими близкими и с природой. Каждый момент своей жизни человек вынужден отвечать на этот вопрос. Не только и не столько мыслями и словами, сколько своими способом бытия и действия.
Я верю, что существует множество ограниченных ответов на вопрос о существовании...
Однако, все ответы в основе своей распадаются на две категории. В одной человек пытается восстановить гармонию с природой, возвращаясь к дочеловеческой форме существования, устраняя такие специфические человеческие качества, как разум и любовь. В другой - его цель - полное развитие человеческих сил, пока он не достигает новой гармонии со своими ближними и с природой".
Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. - С.370.
Приведите аргументы, доказывающие тот и другой ответы на вопрос о существовании человека. Какая концепция человека отражена в этом тексте?
2. Откуда человек пришел? Проблема происхождения человека