ТЕТРАДИ ПО ЭПИКУРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ных восприятиях; только в том случае, если все они, как утверждает учение Эпикура, истинны, —только в этом случае можно что-либо познать и постичь
ных восприятиях; только в том случае, если все они, как утверждает учение Эпикура, истинны, —только в этом случае можно что-либо познать и постичь. Те же, которые отвергают истинность чувственных восприятий и утверждают, что ничего нельзя постичь, — при отрицании чувственных восприятий, не могут ясно изложить даже это свое положение... Таким образом из учения о природе черпаются и мужество против страха смерти и стойкость против ужасов, внушаемых религией».
Гл. XX. [65] «Эпикур... так говорит: из всего того, что мудрость подготовила для счастливой жизни, нет ничего более значительного, более плодотворного, более приятного, чем дружба...»
[68] «Прекрасно сказал Эпикур в следующих приблизительно словах: то самое знание, которое постигло, что в уделенном нам живненном отрезке самой падежной [опорой] является опора дружбы, укрепило наш дух, чтобы он но боялся никакого зла — ни вечного, ни длительного».
Гл. XXI. [71] «Если все, что я сказал, почерпнуто из источника природы, если достоверность всей моей речи подтверждается чувственными восприятиями, т. е. неподкупными и правдивыми свидетелями, то...»
[72] «Итак, не Эпикур был необразован, а невежественны те, которые думают, что вплоть до старости следует учиться тому, чего стыдно не знать мальчику».
КНИГА II
Гл. II. [4] «Ибо он отрицает необходимость давать определения вещам...»
Гл. VII. [21] (Место из «Главных положений» Эпикура) «Если то, что доставляет наслаждения чувственным людям, освобождало бы их от страха перед богами, перед смертью и перед болью и указывало бы пределы желаний, мы бы нисколько не колебались: так как они со всех сторон получали бы наслаждения в изобилии и ниоткуда не было бы ничего, причиняющего боль или страдание, т. е. зло».
Гл. XXVI. [82] «Мне кажется, что среди [этих положений] я узнаю одно, сказанное самим Эпикуром, [а именно]: дружба неотделима от наслаждения, и ее следует почитать именно потому, что без нее нельзя жить ни безопасно, ни безбоязненно, следовательно — нельзя жить приятно».
Гл. XXXI. [100] «В самом деле, он» (т. е. Эпикур) «написал: смерть не имеет к нам никакого отношения, ибо то, что разрушено, то бесчувственно, а то, что бесчувственно, нас вообще не касается ни в какой степени».
КНИГА III
Гл. I. [3] «Сам Эпикур говорит: по поводу наслаждения нечего даже приводить доказательства...»
[ 141
СХЕМА НАТУРФИЛОСОФИИ 45 [ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ]
А. Общее разделение. Идея как природа есть:
I) В определении внеположности, абстрактной разрознен
ности, вне которой существует единство формы; это един
ство — как идеальное, существующее лишь в себе, — мате
рия и ее идеализированная система — механика. Всеобщая
природа.
II) В определении особенности, так что реальность пола
гается с имманентной определенностью формы и сущест
вующим в ней различием; это — рефлективное соотношение,
внутри-себя-бытие которого есть естественная индивидуаль
ность.
III) Единичная природа. Определение субъективности, в ко
торой реальные различия формы точно так же сведены вновь
к идеализованному единству, которое обрело само себя и
существует для себя, — органика.
I
МЕХАНИКА
А). Абстрактная всеобщая механика.
а) Пространство. Непосредственная непрерывность; внешними являются:
а) Измерения: высота, длина и ширина. ß) Точка, линия и поверхность; [поверхность], с одной стороны, [есть] определенность по отношению к линии и точке, с другой стороны, [выступает], как восстановление пространственной целостности: замкнутая поверхность, которая отделяет некое единичное целое пространство.
6*
СХЕМА НАТУРФИЛОСОФИИ
b) Время. Непосредственная прерывность. Созерцаемое становление: настоящее, будущее и прошлое (теперь и т. д.).
c) Непосредственное единство пространства и времени, в определении пространства — место, в определении времени — движение, их единство — материя.
В). Особенная механика. Материя и движение. Отталкивание — притяжение — тяжесть.
1) Инертная материя, масса... как содержание, безразличное к форме пространства и времени. Движение внешне — инертная материя.
2) Толчок. Сообщение движения — вес — скорость — внешний центр, покой, стремление к центру — давление.
3) Падение. Отдаление от центра.
С). Абсолютная механика или единичная механика.
Тяготение, движение как система нескольких тел.
Всеобщий центр — лишенная центра единичность.
Особенные центры.
II ФИЗИКА
а) Всеобщее в физике.
1) Всеобщие тела. Тождество.
а) Свет (солнце, звезды). Темнота (гладкое), (пространственное отношение — непосредственно), ß) Тела противоположности. Темнота.
1) как телесное различие, твердость, материальное для-себя-бытие.
2) противополагание как таковое, распад и нейтральность лунных и кометных тел.
?) Тела индивидуальности. Земля или планета вообще.
2) Особенные тела. Элементы.
1) Воздух — отрицательная всеобщность.
2) Элементы противоположности, огонь и вода.
3) Индивидуальный элемент, земностъ, земля.
СХЕМА НАТУРФИЛОСОФИИ
3) Единичность. Процесс элементов. Метеорологический процесс.
1) Распадение индивидуального тождества на моменты самостоятельной противоположности, на твердость и лишенную самости нейтральность.
2) Самовозгорающееся пожирание испробованной различающейся устойчивости. Таким образом, земля становится для себя реальной и плодоносной индивидуальностью.
b) Физика особенной индивидуальности.
а) Удельная тяжесть. Плотность материи, отношение веса массы к объему. ß) Сцепление, проявляет себя как своеобразный способ противодействия в механическом отношении к другим массам.
Прилипание — сцепление и т. д. Эластичность. f) Звук. 8) Теплота (удельная теплоемкость).
c) Физика единичной индивидуальности.
a) Образ.
а) Непосредственный образ — крайний случай точеч-ности, хрупкости, крайний случай собирающейся в шар жидкости.
В) Хрупкое раскрывается в различенное™ понятия. Магнетизм.
■у) Деятельность, перешедшая в свой продукт, кристалл.
b) Особенный образ.
а) Отношение к свету.
1) Прозрачность.
2) Преломление (внутреннее сравнение в кристалле).
3) Хрупкость как потемнение, металличность (цвет).
ß) Отношение к огню и воде, запах и вкус, l) Целостность в особенной индивидуальности. Электричество.
c) Химический процесс.
1) Соединение.
a) Гальванизм. Металлы, окисление, раскисление.
ß) Процесс огня.
■{) Нейтрализация, процесс воды.
b) Процесс в целостности. Избирательное сродство.
2) Разделение,
СХЕМА НАТУРФИЛОСОФИИ
[ВТОРОЙ ВАРИАНТ]
I
МЕХАНИКА
a) Абстрактная механика.
1) Пространство, высота, широта, глубина. Точка, линия, поверхность.
2) Бремя. Прошлое, настоящее, будущее.
3) Место. Движение иматерия (отталкивание, притяжение, тяжесть).
b) Конечная механика.
1) Инертная материя. Масса, как содержание. Пространство и время как форма, движение внешне.
2) Толчок. Сообщение движения, вес. Скорость, внешний центр, покой, стремление к центру. Давление.
3) Падение.
c) Абсолютная механика. Тяготение. Различные центры.
II ФИЗИКА
a) Физика всеобщей индивидуальности.
а) Свободные тела.
1) Свет (световые тела).
2) Твердость (луна). Распад (комета).
3) Земля.
ß) Элементы.
1) Воздух.
2) Огонь. Вода.
3) Земля.
■у)Метеорологическая физика.
b) Физика особенной индивидуальности.
1) Удельная тяжесть.
2) Сцепление (прилипание, сцепление и т. д. Эластичность).
3) Звук и теплота.
c) Физика целостной индивидуальности.
а) Образ. 1) Хрупкая точечность, собирающаяся в шар жидкость.
СХЕМА НАТУРФИЛОСОФИИ
2) Магнетизм.
3) Кристалл.
ß) Особенный образ.
1) Отношение к свету. Прозрачность, преломление, ме-талличность, цвет.
2) Отношение к воде и огню, запах, вкус.
3) Электричество.
[ТРЕТИЙ ВАРИАНТ] I
а)
1) Пространство, 2) время, 3) место, 4) движение, 5) материя, отталкивание, притяжение, тяжесть.
Ь)
1) Инертная материя, 2) толчок, 3) падение.
с)
Тяготение, реальное отталкивание и притяжение.
II
а) 1) Световые тела. 2) Лунное и кометное тело.
3) Земностъ. ß) Воздух, огонь и вода. Земля. ?) Метеорологический процесс.
Ь) d) Удельная тяжесть. 2) Сцепление. 3) Звук ы теплота.
146 СХЕМА НАТУРФИЛОСОФИИ
с) 1) Магнетизм. 2) Электричество и химизм.
III
а)
a) Геологическая природа.
b) Растительная природа.
Печатается по рукопис; Перевод с немецкого |
Написано И. Марксом в 1839 г.
Впервые опубликовано в
Marx—Engels Gesamtausgabe.
Erste Abteilung, Bd. 1, Hlbd. 2, 1929
[ 147