Возможен ли диалог между креационистами и эволюционистами?
Проблема возникновения материального мира.
План.
1. Возможен ли диалог между креационистами и эволюционистами?
2. Есть ли причина возникновения Вселенной?
Литература
- Возникновение материального мира и его причинность.Практикум. Томск, 2012
Возможен ли диалог между креационистами и эволюционистами?
Диалог:Креационная и эволюционная модели мира
Ignorant Я хочу, чтобы ты ответил на давно волнующий меня вопрос - как и когда возникла Вселенная и каково ее будущее.
Doctor.Сразу же условимся: если мы говорим о бытии в его разных формах и проявлениях, то для него самого вопрос когда не имеет смысла, поскольку в самом понятии бытия заложено признание его первоосновности. Другое дело - материальный, реальный мир. Здесь подобный вопрос вполне уместен. Ответ на него можно получить в свете двух моделей мира: эволюционной и креационной.
Ignorant Мне представляется более понятной и правдоподобной эволюционная модель. Во-первых, наша Вселенная достигла современного сложного и высокоорганизованного состояния в процессе естественного развития. Во-вторых, ныне существующий мир был сначала беспорядочным и лишь постепенно, с течением времени, становился все более организованным и сложным. В-третьих, для того чтобы привести Вселенную в современное сложное состояние посредством ныне существующих природных процессов, необходимо огромное время. И, в-четвертых, общим результатом естественных процессов является их улучшение.
Doctor.В целом все верно. Креационная же модель рисует нам иную картину мира. Во-первых, выделяется особый, начальный период творения, в течение которого важнейшие системы природы были созданы в завершенном, действующем виде с самого начала. Во-вторых, процесс творения был сверхъестественным и нуждался для своего осуществления во всемогущем, запредельном Создателе. В-третьих, мир был создан уже в совершенном виде к концу периода творения. И, в-четвертых, порядок течения естественных процессов улучшаться не может: ведь он был совершенным с самого начала. Ему остается только ухудшаться.
Библия о начале мира
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так: день третий.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и для времен, и дней, и годов. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их: день шестой.
Ignorant Все это напоминает мне мифы и предания древности, лишенные каких-либо обоснований. Остается непонятным главное: из чего же все-таки был сотворен мир, и когда это произошло?
Августин Блаженный: В том-то и дело, что Бог творит мир из ничего.
Ignorant.А что это означает - из ничего?
Августин Блаженный. Это означает, что до творения не было ни времени, ни материи. И если время возникает только вместе с творением, то Бог пребывает вне времени, а вопрос о том, когда был сотворен мир, лишен смысла. Подумай, как могли пройти бесчисленные века, если они не были еще созданы Творцом и Учредителем всех веков? Было разве какое-то другое время, Им не учрежденное? Так как Бог - «делатель всякого времени», то не могло проходить время, пока Он не создал его.
Ignorant: Хорошо, это мне понятно. Но как же тогда устроено и как функционирует мироздание в соответствии с креационной моделью?
Иоанн Скот Эриугена: Существуют четыре формы природы: 1) природа творящая и несотворенная: Бог как творец; 2) природа сотворенная и творящая: божественные идеи, праобразы, Логос; 3) природа сотворенная и нетворящая; индивидуальные вещи (твари); 4) природа нетворящая и несотворенная: это апокалипсис и новое состояние Вселенной, возврат мира к Богу. То есть творение в целом следует мыслить как самооткровение (теофа- нию) сокровенного Бога, тем самым познающего себя самого.
Ансельм Кентерберийский: Хочу немного дополнить. Мир до сотворения Богом содержался в его духе как идея. Идеальные праобразы вещей составляют содержание внутреннего Слова Божьего, а их воплощения суть отражения этого Слова. Все сотворенное само по себе существовать не может - его бытие поддерживается Богом.
Ignorant. Только я не совсем понимаю, что это за загадочное Слово, которое было в начале всего...
Деизм (от лат. Deus - Бог) - представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился. |
Doctor.В христианской философии Слово (Логос) выступает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть божественный разум. После сотворения реального мира божественный разум сделался имманентным миру. Как правило, Логос отождествляется с Христом. Например, в Евангелии от Иоанна: «Вначале было Слово (Логос) и Слово было у Бога и Слово было Бог». И далее: «Слово стало плотью и обитало в ней», т.е. речь идет об отождествлении Логоса с Христом. Христос интерпретируется как Бог, но понятие «Бог» не тождественно понятию «Христос».
Бог-отец невидим, а Логос-сын воплотился среди людей, чтобы они через него узнали об отце.
Теизм (от греч. theos - Бог) - религиозное представление, по которому Бог является творцом мира и постоянно его контролирует. |
Ignorant Мне кажется, что при всем отличии эволюционной и креационной моделей мира можно обнаружить и моменты сходства. Например, и та и другая модель предполагают как момент начала мира, так и момент конца мира. А что считает началом мира современная наука?
Doctor.Начну по-порядку. В начале XX в. астрономами с помощью спектрального анализа был замечен «эффект красного смещения» далеких галактик. Красное смещение - это понижение частот электромагнитного излучения: в видимой части спектра линии смещаются к его красному концу. Так вот, обнаруженный ранее эффект Доплера гласил, что при удалении от нас какого-либо источника колебаний воспринимаемая нами частота колебаний уменьшается, а длина волны соответственно увеличивается. При излучении происходит «покраснение», т.е. линии спектра сдвигаются в сторону более длинных красных волн. Таким образом, было зафиксировано красное смещение для всех далеких источников света, причем чем дальше находился источник, тем в большей степени. Красное смещение оказалось пропорционально расстоянию до источника, что привело ученых к выводу о том, что Вселенная расширяется.
Ignorant.А что послужило причиной расширения Вселенной?
Doctor.Вот тут-то мы и подходим к тому моменту, с которым ученые связывают начало Вселенной. Расширение Вселенной объясняют с помощью идеи «Большого взрыва» как гипотетической точки отсчета мироздания. «Большой взрыв» произошел 12-18 млрд лет назад. Причем это был не такой взрыв, который знаком нам на Земле и который начинается из определенного центра и затем распространяется, захватывая все больше и больше пространства, а взрыв, который произошел одновременно везде, создав само пространство, причем каждая частица материи устремилась прочь от любой другой частицы. В каком-то смысле идея начала Вселенной породила и идею ее конца.
Ignorant.Что ты имеешь в виду?
Doctor.Дело в том, что если допустить, что наша Вселенная как единое целое является замкнутой системой, то все процессы, которые имеют место в ней, должны стремиться к равновесному состоянию, т.е. замедлению, угасанию. Это утверждение, в свою очередь, приводит к идее «тепловой смерти Вселенной». Согласно второму закону термодинамики по прошествии достаточного времени все процессы во Вселенной замедлятся и постепенно прекратятся, время остановится (т.е. не будут происходить никакие изменения) и наступит так называемая тепловая смерть. Наша Вселенная будет расширяться все медленнее и медленнее. Весь галактический газ превратится в звезды, а звезды догорят. Наше Солнце станет холодным мертвым куском шлака, парящим среди других звезд все более одинокого Млечного Пути.
Ignorant Получается, что с точки зрения современной науки наша Вселенная расширяющаяся, остывающая и «смертная»... А бесконечна ли она, или что-то есть за ее пределами?
Doctor.Ты будешь удивлен, но с точки зрения современной физики нашу Вселенную нельзя назвать бесконечной или безграничной. Она конечна и имеет свои размеры. Размеры ее ограничены кривизной светового луча.
Ignorant.А что это означает?
Doctor.Если помнишь, мы говорили о том, что свет имеет свойство притягиваться гравитационными полями подобно материи. Так вот вся масса вещества Вселенной и притягивает свет. То есть, если пустить в пространство бесконечный световой луч, то когда-нибудь, через количество времени, которое и представить себе нельзя, он обогнет всю Вселенную, замкнув ее в орбитальное кольцо. Размеры этого кольца и есть размеры Вселенной. Луч будет идеально прям. Но одновременно замкнется.
Ignorant.Я, кажется, понимаю. Это как кругосветное путешествие: идешь на Запад, огибаешь планету и возвращаешься с Востока. А идешь вроде по прямой.
Doctor.Совершенно верно. И за пределы этой своей Вселенной мы выскочить не можем. Мы этих пределов и ощутить не можем. Все наше - здесь, «внутри». В какую бы сторону не шел, пусть бесконечно долго, - а все равно ты здесь, кроме этого Мира для тебя ничего нет. И в этом плане прав был Парменид.
Ignorant А что же в таком случае можно сказать об эволюции жизни в масштабе Вселенной? Или это тоже случайное и преходящее явление, как и сама Вселенная?
Doctor.Ну насчет случайности я бы, конечно, поспорил, потому что ничего случайного нет, хотя есть много необъяснимого. Но не буду развивать сейчас эту тему. Что касается твоего вопроса, то основу господствующих ныне взглядов на эволюцию жизни составляют теории развития, возникшие преимущественно в XIX в. У этих теорий были предшественники: Жорж Кювье расценивает свидетельства палеонтологии как основание для теории катастроф, после которых жизнь пересоздавалась в улучшенном виде; Жоффруа де Сент-Илер усматривает в однородности строения живых существ общность их происхождения; Жан-Батист Ламарк допускает, что у организмов есть инстинкт совершенствования, стремящийся ко все более сложным структурам. Совершенствование происходит благодаря приспособлению, вызванному потребностями и наследуемому.
Ignorant.Насколько мне известно, самой распространенной является модель эволюции жизни Чарльза Роберта Дарвина, представленная в его труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Основные ее положения я усвоил еще из школьного учебника биологии. Итак, потомство всех живых существ всегда больше необходимого для их сохранения. В нем встречаются варианты с измененными признаками (мутации), выживающие в борьбе за существование и размножающиеся. Отбор (селекция) лучше приспособленных к окружающей среде ведет к дальнейшему развитию вида. Таким образом, все виды растений и животных сформировались благодаря изменению (мутации) и отбору. После Дарвина, насколько мне известно, его теорию распространял Эрнст Геккелъ, который сформулировал основной биогенетический закон: «Онтогенез (развитие особи) есть краткое и быстрое повторение филогенеза (развития вида)».
Doctor.Что ж, весьма похвально. Однако в ряде философских концепций, посвященных эволюции жизни, теория Дарвина подвергается критике.
Анри Бергсон: Например, для меня жизнь - это длящийся во времени творческий процесс, инициируемый жизненным порывом, развертывающийся во все новых формах. Лежащий в основе научного исследования рассудок не в состоянии постичь живое, поскольку его статичный, абстрагирующий и изолирующий подход не рассчитан на динамизм и уникальность жизни. Это связано с геометризирующим, количественным пониманием времени в естествознании, противоречащим длительности, лежащей в основе потока жизни, - неделимой реки творчества, вбирающей в себя прошлое и несущей его в будущее. Длительность постижима во внутреннем переживании, соответствующем чистой качественности и интенсивности состояний сознания37.
Doctor.Хочу отметить, что современной наукой обосновано положение о многообразии форм жизни и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности.
Ignorant.А что это за системы?
Doctor.Начнем с того, что на определенном этапе развития Метагалактики в рамках некоторых планетных систем (например, Солнечной) создаются условия для формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни.
Ignorant Ну и вполне понятно, что как и неживая природа, жизнь имеет ряд уровней своей материальной организации.
Doctor.Совершенно верно. Можно выделить: системы доклеточного уровня - нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки как особый уровень биоорганизации, самостоятельно существующей в виде одноклеточных организмов; многоклеточные организмы (растения, животные). Особые уровни организации живой материи образуют надорганизменные структуры. К ним относятся прежде всего популяции - сообщества особей одного вида, которые связаны между собой общим генофондом, скрещиваются и воспроизводят себя в потомстве. Любая популяция представляет собой особую системную целостность. Целостность популяции регулирует поведение и размножение отдельных входящих в нее организмов. Когда, скажем, биомасса стаи саранчи превышает определенный предел, включаются механизмы, тормозящие программы их размножения.
Ignorant.А какие еще существуют надорганизменные уровни жизни?
Doctor.Это виды и биоценозы. Последние образуются в результате взаимодействия некоторого множества популяций между собой и с окружающей средой. В целостной системе биоценоза эти популяции связаны так, что продукты жизнедеятельности одних становятся условиями жизни других (например, лес как биоценоз). Благодаря такому взаимодействию, сложным обменным процессам между продуктами жизнедеятельности разных популяций создаются условия для их совместного существования. Многие популяции могут жить только в рамках определенного биоценоза.
Ignorant.Ну и что в итоге образует самую глобальную систему жизни?
Doctor. Биосфера. В этой целостной системе различные биоценозы взаимодействуют не только между собой, но и с воздушной оболочкой, через которую идет теплообмен Земли с космическим пространством, с водной средой, с горными породами. При нарушении этих взаимодействий меняется вся сфера жизни на Земле. Для того чтобы поддерживалось ее динамическое равновесие, необходимо не только воспроизводство определенных условий обитания различных организмов, популяций, биоценозов, но и некоторый уровень их разнообразия. При уменьшении этого разнообразия ниже определенного уровня вся биосфера начинает вырождаться.
Ignorant А какое место в этой системе жизни занимает человек?
Doctor.Люди являются частью сферы жизни на Земле. Благодаря постоянно увеличивающемуся производственному воздействию на окружающую среду они вносят возмущения в динамику биосферы. На современном этапе эти возмущения становятся столь существенными, что начинают грозить необратимым вырождением биосферы.
Ignorant.А можно ли сказать, что биосфера Земли так или иначе влияет на процессы космического масштаба?
Doctor.Конечно, друг мой, если рассматривать развитие биосферы в рамках еще более широкой целостности - развивающейся Вселенной (Метагалактики). И подобно тому, как в неживой природе формирование каждого нового уровня материальных систем обусловлено целым Метагалактики, так и дифференциация биосферы на качественно специфические уровни организации живой материи обусловлена ее развитием как сложной развивающейся системы. Это имеет отношение и к происхождению человека, общества и культуры. Взаимодействие с окружающей природой, осуществляемое человеком в его практике, представляет собой не просто потребление вещества природы, которое преобразуется человеческой деятельностью. Само это преобразование опирается на законы развития мира и может быть представлено как реализация маловероятных для естественной природной среды линий ее развития, ведь большинство предметов и процессов искусственно созданной человеком «второй природы» не могут самопроизвольно возникать в нашей Метагалактике. Следовательно, происхождение человеческой жизни нельзя назвать случайностью, и у нее есть цель космического масштаба.
Ignorant.Интересно, а какая это цель?
Doctor.Предположим, создание нового источника энергии, преодоление энтропии и т.п.
Пьер Тейяр де Шарден: Уверяю вас, уважаемые коллеги, появление человека на Земле, конечно же, не случайно. Человек, наделенный духовностью, сложным миром сознания, - это запланированный свыше итог эволюции космического целого. Бог растворен в мире и наделяет его «радиальной энергией», ведущей к нарастанию сложности материальных явлений.
Ignorant А что такое эта ваша «радиальная энергия»?
Пьер Тейяр де Шарден: Это концентрация психического в мире. Я считаю, что в процессе космогенеза наблюдается постоянно возрастающая концентрация психического - «радиальной энергии» как естественной формы нисходящей на мир божественной благодати. Процесс эволюции устремлен к своему регулятору (Богу) и финальной цели - «точке Омега». Этот пункт символизирует собою Христа, сопричастного мирозданию, направляющему эволюцию космоса и одновременно трансцендентного ему. Таким образом, эволюция Вселенной проходит стадии «преджизни», «жизни», «мысли» и «сверхжизни». На этапе «мысли» появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий «ноосферу» - сферу мысли, придающий миру личностное измерение. «Сверхжизнь» знаменует собой постоянное единение душ после завершения истории в космическом Христе. Возможно, именно человечество даст миру новый вид энергии, который в состоянии преодолеть материальную смерть Вселенной и возродить ее к новой жизни.
Ignorant:Ух ты! Правда, это больше похоже на прекрасную сказку с хорошим концом, чем на суровую реальность.
Doctor.Однако нельзя отрицать того факта, что жизнь, потребляя в процессе своего функционирования и развития из среды вещество, энергию и информацию, упорядочивает материю, переводит ее из менее организованного состояния в более организованное. Самоорганизация осуществляется на всех уровнях живого. Современная наука ищет эту организованность в пространственных структурах и конфигурациях живого, во временной согласованности биохимических реакций, во взаимодействии между видами и популяциями. Даже процессы отмирания, разложения, распада наука рассматривает как звено в процессе поддержания и повышения организованности. Жизнь повсеместно борется с хаосом. Таким образом, жизнь с точки зрения современной науки - это, безусловно, материальная система, подчиняющаяся всем известным законам физики и химии; но это одновременно и система, обладающая внутренне присущими ей свойствами осмысленности и целенаправленности