Мораль и ее роль в жизни общества.
Этика– наука о морали (теория морали).
Мораль – одна из древнейших форм общественного сознания (наряду с религией и искусством). Возникла в первобытном обществе.
Мораль (нравственность) – есть совокупность норм, правил и принципов поведения людей, выработанных обществом.
Но в отличие от правовых норм, моральные нормы поддерживаются не силой закона, а силой общественного мнения, воспитанием, привычками.
Общество всегда предъявляет к своим членам определенные требования, выраженные в нормах морали.
При этом нормы морали могут изменяться с развитием общества.
Основные категории (нормы) морали – добро, зло, счастье, справедливость, долг, совесть.
Уровни морали:
- общечеловеческая мораль (например, 10 заповедей Христа)
- национальная (н-р, защита национальных интересов)
- социальных слоев и групп (например, классовая).
Мораль тесно связана с различными сферами жизни, в том числе - влияет на другие формы общественного сознания. В свою очередь и на мораль активно влияют: идеология, религия, философия, право. Например: религия - проповедование любви к ближнему.
Мораль – совокупность, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Функции: 1. регулятивная. Мораль определяет содержание поведений или нравы, которые распространяются в обществе с помощью общественного мнения, массовой привычки и дисциплины. 2. воспитательная. С помощью морали можно определить прогресс общества, потому что она формирует нравственные идеалы, т.е. образец совершенной личности, чем ближе общество к идеалу, тем оно прогрессивнее. Человек тоже стремится к идеалу. Но каждый идет к нему своим путем. Общество одобряет или осуждает его поступки. Одобряет с помощью похвалы, согласия, симпатии и любви. Осуждает порицанием, критикой, неприязнью и ненавистью. 3. оценочная. В отличие от общеобязанных норм права, нормы морали имеют рекомендательный характер, их не соблюдение не наказывается, а соблюдения не награждаются.
Типы религиозных верований.
Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях эволюции общества.
Исторически первыми формами религии явились фетишизм, тотемизм и магия. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение или животное, наделяемое мистическими и сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни,предохраняет от опасностей и невзгод.
Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта.
Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.
Вступление человечества в эпоху цивилизации ознаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии миром управляют множество богов, каждый изкоторых покровительствует определенным сферам человеческой деятельности: Апполон - искусству, Гермес - торговле, Марс - войне и т.п.
Другим известным типом религиозных верований выступают монотеистические религиозные системы, возникшие в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-Vвека до Р.Х.), христианства (I век от р.Х.) и ислама (VII век от р.Х.). Для них характерностремление объединить в одной вере людей самых различных социальных групп, государств, национальностей.