Философские концепции развития науки.
С 17 в. до начала 20 в. считалось, что в научном познании удается избежать влияние субъекта на процесс познания, а значит и на его достоверность. Данная модель науки получила название классической концепцией развития науки.
В начале 20 в. теория относительности Эйнштейна значительно изменило представление о роли субъекта в познании. В результате в модель науки был включен субъект. Данная модель науки получила название неклассическая концепция развития науки.
Начиная с середины 20 в. субъект становиться ведущей стороной познания. И сегодня стоит проблема формализовать положение субъекта, не лишив его при этом главного его достоинства индивидуального подхода в познавательной деятельности, творческого начала, уникальности.
Исследуя проблему соотношения когнитивных и социальных структур в процессе познания, философия науки рассматривает ученых как социальных существ, а науку как социальную деятельность. Новое научное знание есть продукт производства группой объединенной общей парадигмой научного мышления. Такая модель науки получила название постнеклассическая концепция развития науки.Такая модель характерна дляфилософии науки конца 20 века.
Таким образом, наука-это социальная деятельность, которая вырабатывает коллективные средства, опережающие наличные потребности для приспособления к среде и ее изменения. Ее сверхзадачей является определение границ неопределенности познания в наличный момент времени, поиск проблемных ситуаций познания, формулировка проблем и их решение, прежде всего, на фундаментальном уровне
1)Позитивизм 30-е годы 19 века. Основатель позитивизма. О.Конт, который стремился к построению ситемы положительного знания, которые опираются на импирические факты. Стремление отделиться от физики, от философии. Философские представления бесполазны, т.к. они бездоказательны. Пренебрежение к гуманитарным наукам, как наукам второго сорта.
Позитивизм утверждает, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально. Недостатки: эта концепция не может ответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку.
2)Вторая форма позитивизма объединяет махизм (Мах) и эмпириокритицизм(Авенариус) под общим названием «новейшая философия естествознания XX века».
Эмпириокритизм возникла на фоне кризиса науки, преңде всего физики.
Научное знание непрактично, это описание ощущений (это не субъективный идеализм: внешний мир есть, но ощущения не отражают его адекватно). Знания основаны на опыте, он нейтрален, сводится к атомарным элементам – ощущениям (как результату взаимодействия субъекта и объекта). Надо соотнести научные термины с ощущениями и убрать то, что фиктивно, т.е. не связано. Научные понятия – символы, не отражающие действительность, а связанные с ней. Выбирать надо ту теорию, которая наиболее просто описывает ощущения Основное внимание махистами уделялось объяснению «физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также «совершенствованию «позитивного» языка науки. Стадия эмпириокритицизма стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”. Мах, австрийский физик и философ, создал теорию пространства. Время, двиңение, сила имеют относительную природу. Это утверждение он вынес на изучение механики, считая, что движение механических тел связана относительно взаимоотношения друг-друга. Он утверждал относительность научного знания и выступал против атоматического учения. Весь мир- это комплекс ощущений. Его критиковал Ленин. Мах больше внимания уделял освобождению естественных наук от метафизической, умозрительно-логической философии. Авенариус пытался построить новую философию как строгую и точную науку, подобную физике, химии и другим конкретным наукам, обосновывая философию как метод экономии мышления, наименьшей траты сил. Развивает принцип координации, преодолевает дуализм физического и психического. Общие понятие, под которое можно привести все сущее- это ощущения. Т.о., эмпириокритицизм - теория критики опыта, главное назначение - выяснение существа дел, цель - очистить опыт от метафизики.
3)Третий этап в развитии позитивизма -неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Представители Венского кружка Карнап, Шлик, Нейрод и др. Они занимались разработкой теоретико-методологических проблем языка. Венский кружок пытался преодолеть метафизику в результате логического анализа языка. Представители утверждали, что многие философские проблемы- это проблемы не точности языка.
Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует согласиться с неопозивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания. Одной из важных задач является отделение предложений которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о очистить науку от бессмысленных предложений. Различают три типа осмысленных предложении: 1.высказывания об эмпирических фактах; 2. предложения, содержащие логику следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами (могут быть сведены к высказыванию о эмпирических фактах) 3. предложения логики и математики (не содержат высказывания о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания). Чтобы выяснить имеет ли предложения смысл необходим специальный метод - верификация Суть в сравнении предложений с действительностью, указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения заключается в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же типа “душа человека бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены. Под фактами неопозитивизма понимают ощущения, переживания, словом состояние сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в процессе верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или переживаний.
Поппер критиковал принцип верификации, считая, что этот принцип асимметричен. Он предлагал концепцию роста знания, утверждая исходная проблема 1-временные решения- элиминация ошибки (проверка временных решений)- проблема 2 (в результате возникает новая проблема). Настоящая наука должна быть фальцифицируема, которая означает, что любая теория опровержима.
4)Четвертая форма позитивизма получила название «постпозитивизм» - философия науки. Основные идеи сформулировал Поппер, выдвинувший концепцию критического рационализма. Среди изучаемых проблем есть ложные и истинные. С помощью логики, необходимо доказать, что вопрос истинный, иначе его не следует изучать вообще (отказ от индукции, обращение к дедукции). Много внимания Поппер уделяет социальным проблемам, яростный противник тоталитарных режимов, изучал проблему насилия. Его последователями являются Лакатос, Кун. Большое значение имеют проведенные ими исследования структуры научных революций, разработка методологии программ исследований, роли традиций в развитии науки, объяснение критериев социального прогресса. Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, но сохраняют по отношению к нему преемственность. Как и неопозитивисты, постпозитивисты уделяют основное внимание рациональным методам познания.
Особенности постпозитивизма: 1. Ослабление внимания проблемы в формальной логике 2.Активное обращение к истории науки, концентрация внимания на динамике развития науки, его противоречиях 3. Отказ от жестких ограничений между империей и теорией, наукой и философией 4.Анализ социокультурных факторов научной деятельности 5.Замена верификации фальсификацией 6.Признание роли философии.
Кун написал книгу структура научных революций и выявил механизм развития науки, как единства «нормальной науки» и некумулятивных скачков научной революции. Нормальная наука- это парадигма. Парадигма-это разделение определенным научным сообществом научные достижения. Научные достижения являются образцом постановки научных проблем и способов их решения.
Лакатос ввел понятия научно-исследовательские программы. Наука по Лакотосу –это поле борьбы, которая ведет к смене научных программ. В социологии управления смена позитивной программы на культороцентрискую программу. «Твердое ядро и защитный пояс» Твердое ядро-концепция программы. Защитный пояс призвана защитить твердое ядро от размывания. Отрицательная эвристика.
Фейерабенд -методологический анархизм, нельзя теории ранжировать и сравнивать, теории не соизмеримы. Тезис о кумулятивизме: Наука-есть процесс накопления знаний. Наука- борьба неизмеримых теорий.
Полани- идеи неявного знания, которые являются предпосылочным знанием Наука питается разными типами знаний, но не обыденными. Они являются неявными и предпосылочными.