То н ц('чи) нмшс пссго
ПтшбшЧ XII 27. Глаза — более точные свидетели, чем уши.
CtiKCtn adv. math. VII 12(>. Глаза и уши — плохие свидетели для людей, имеющих грубые души.
Диоген Лаэртский IX 7- Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом.
Стобей Flor.1 1 79- Размышление всем свойственно.
Ипполит Refut. IX9- Признак мудрости — согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино.
Диоген Лаэртский IX 1. Ведь существует единственная мудрость: познать замысел, устроивший все через все.
Секст adv. math. VII 131. Так вот, этот общий и бо-жсстнснный разум, через участие в котором мы ста-понимси разумными, Гераклит называет критерием истины. Отсюда заслуживает доверия то, что является всем вообще (ибо это воспринимается общим и божественным разумом), а то, что является кому-либо одному, то неверно по противоположной причине.
(Пер. А О. Маковельского)
Секст adv. math. VII 132. Хотя этот логос существует вечно, недоступен он пониманию людей ни
раньше, чем они услышат его, ни тогда, когда впервые коснется он их слуха. Ведь все совершается по этому логосу, и тем не менее они (люди) оказываются незнающими всякий раз, когда они приступают к таким словам и делам, каковы те, которые я излагаю, разъясняя каждую вещь согласно ее природе и показывая, какова она. Остальные же люди [сами] не знают, что они, бодрствуя, делают, подобно тому как они забывают то, что происходит с ними во сне.
(Пер. А О. Маковельского)
Диоген Лаэртский К1. Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.
Ямвлих de апгта у Стобея Eel. II1,16. Право, насколько лучше мнение Гераклита, называвшего человеческие мысли детскими забавами.
(Пер. А О. Маковельского)
Прокл in Ale. I. Что у них за ум, что за разум? Они верят народным певцам и считают своим учителем толпу, не зная, что большинство плохо, а меньшинство хорошо.
Диоген Лаэртский К1. Гомер заслуживает изгнания с состязаний и наказания розгами.
Ипполит Refut. К10. Учитель большинства — Ге-сиод. Про него известно, что он обладает самыми обширными знаниями, а он не распознал дня и ночи, а ведь они есть единое.
> Климент Strom. V105.VL самый вдумчивый [человек] познает только кажущееся и лелеет его. Но дике настигнет лжецов и лжесвидетелей.
Секст adv. math. VII133- Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разумение.
Стобей Flor. 1176. Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись.
Альберт Великий de veget. VI. Если бы счастьем было услаждение тела, счастливыми назвали бы мы бы-:ков, когда они находят горох для еды.
зо
Плутарх Coriol 22. Трудно бороться со страстью! А ведь желание сердца исполняется ценою души.
Стобей Flor. F/40,23. Нрав человека — его демон.
Ориген contra Cels. VI12. Человек бессловесен перед демоном, как ребенок перед взрослым.
Климент Strom. V 60. Самые достойные [люди] всему предпочитают одно: вечную славу — смертным вещам. Большинство же по-скотски пресыщенно.
Стобей Flor. 1179- Ведь все человеческие законы питаются единым божественным.
Гален de dignosc.puls. VIII. Один для меня равен десяти тысячам, если он наилучший.
Кпимснт Strom. V116. И воле одного повиноваться - '(.IKOII,
Дн< |*'*»м Л<*я/»жхт/Л 1X2. Народ должен бороться за •икон, ник ян < ж in пгны.
GMotfefiFliH 11 ун Разумение — величайшая добродетель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить правду и дсйстповать в согласии с природой, ей внимая.
яке '"{'&.,
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
После завоевания Ионии персами центр античной философской мысли перемещается в «Великую Грецию»*. Первую философскую школу основал здесь Пифагор, сын ремесленника, выходец из Ионии (о. Самос). Это была замкнутая корпорация ученых: в нее принимали только некоторых после длительного испытания. Ранний пифагореизм был тайным учением. Имущество вступающих в пифагорейский союз обобществлялось. Члены пифагорейского союза жили вместе, у них был общий стол, общий распорядок дня, включающий занятия гимнастикой, музыкой и науками. Пифагорейский союз участвовал и в политической деятельности. Одно время пифагорейцы даже стояли у власти во многих полисах «Великой Греции», но затем союз подвергся жестокому разгрому. Политическое лицо этого союза неясно.
Пифагорейская школа просуществовала в течение двух столетий — с последней трети VI в. до н. э. по вторую половину ГУ в. до н. э. В нее входило много выдающихся философов и ученых, таких, как Гиппас, Фи-лолай, врачи Алкмеон и Демокед, драматург Эпихарм, скульптор Поликлет, ботаник Менестор, математик и механик Архит и др.
Пифагорейская школа оказала значительное влияние на развитие античной науки и философии. Будучи математиками и пытаясь исследовать количественную основу явлений природы, пифагорейцы
Совокупность греческих полисов на о. Сицилия и на юге Аппенинского полуострова.
именно в числе усмотрели важнейшую причину всего сущего, то начало, которое определяет беспредельную и неопределенную материю (апейрон Ана-ксимандра).
Главный источник наших знаний о пифагореизме — свидетельства Аристотеля и других, еще более поздних античных ученых и писателей. Из сочинений самих пифагорейцев до нас дошло очень немногое.
Отрывки из сочинений Аристотеля даются в переводе А. В. Кубицкого («Метафизика»), В. П. Карпова («Физика»), П. С. Попова («О душе») и А. О. Маковель-ского («О небе»). Последнему принадлежит также авторство перевода остальных фрагментов (за исключением отмеченных особо). Подбор фрагментов выполнен А. Н. Чанышевым.
ПИФАГОРЕЙЦЫ В ЦЕЛОМ
Цицерон 102. Пифагорейцы придавали большое значение не только словам богов, но и словам людей, выражениям, которые они называли «заклинаниями» (omnia).
Аристотель Metaph.15- Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей. Но в области этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали, казалось им, много сходных черт с тем, что существует и происходит, — больше, чем у огня, земли и воды; например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то — душа и ум, другое — удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев точно так же. Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Так как, следовательно, все остальное явным образом