Проблема сущности сознания. Структура С
С - вторая из предельно широких категорий Ф, входящих в состав ОВФ. $-ет несколько подходов к определению сущности С:
1) Идеализм: С - первооснова реального мира и м/б понято только из самого себя; это нечто первичное, субстанция, сущ-щая сама по себе, согл. Своим внутр. законам.
а) Об. Идеализм: С - сущ-ет в отрыве от чел-ка, до чел. и до природы, и то и др. выступает этапами самопознания объективно-сущ-го С.
б) Суб ид-зм: в основе мира - некое инд-ое С, оно сущ-ет вместе с чел-ком и С есть ощущение.
2) С ч/з само себя неопределимо.
3) Вульгар матер-зм: С - материально; это жидкость, выделяемая мозгом (отождествление психической деят-ти с физиол-ой).
4) С т зр натурфилософии, С -вторично, свойство природ-го животного сущ-ва - чел-ка Þ парадокс несоответствия субстрата атрибуту. Субстрат - биол-ое, живое; атрибут – социальное ( С ). Как сложное м/б св-вом простого? (не удаётся соотнести С с биологическим)
5) Научн подход: С возн-ет в ходе развития матер.мира, оно не $-ло всегда Þ
1. Сознание вторично - возникает в ходе развития первичного, явл св-вом, отражением первичного.
2. Сознание - высшая форма отражения объективного мира, возн-щая в ходе его развития и явл-ся св-вом высокоорг-го матер сущ-ва - чел-ка.
Недост-ки опред-я:
а)опред-е множественное, громоздкое.
б) опред-е С идёт ч/з объект-й мир , четкая граница м/у ними не указ-ся.
В чем отличие С от мат. реальности?
3. С – идеально (в С-нии матер. предметы получают свое второе $-ние). Идеальное - предмет, пересаженный в чел. голову и преобразованный; предмет, лишенный своего непоср-го матер. субстрата и $-щий на базе др. матер. субстрата, универс-го (чел-ка).
4. С - субъективно. В идеальном обнаружено содерщание мира, но как таковое матер-ное там отсутствует Þ объек-ное содерж-е $-ет там в субъек-ой форме. С - суб-ная форма, обладающая объективным содержанием. Субъ-ное всегда замкнуто от др людей Þ оно явл в том числе осн-ем чел свободы. Субъективное м. иметь и позитивн и негативн роль:
"+" С в целом дает достоверное знание о мире, НО м. искажать наше представление о действи-ти, но искажение явл относит-ным.
Структура С. С - предмет исслед-ния не Ф-ии, а психологии (наука о психике и чел С). Ф интер-ся только предельно общими сторонами С. С т.зр. психологии, сознанике - высшая форма психич деят-ти, связ-я с трудом и речью. С не сводится к психическому. Псих-е зарождается у жив-го. Если говорить о психике чел-ка, то м. выделить след стру-ру:
1) биопсихика человека (очеловеч-я живот психика),
2) собственно чел-я психика (бессознат-е) - прибавка в псих деят-ти, возник-щая с появл-ем чел-ка за вычетом очеловеченной биопсихики.
3) сознательное - высшая форма собственно чел-ой психики:
А) чувство - некое логически недифф-ое восприяие дейст-ти (непонятийное), даёт первоначальные образы о мире.
Б) разум (интелект) - понимание сущностных сторон внеш мира и чел-ка, это понятийное отраж-е дейст-ти (выделяет из первичного материала сущность предмета).
В) воля - императивная, побудительная сторона, приводит в движение чувства и разум. Они все не сущ-ют др. без др. Если один эл-т у чел не развит, то др тоже. Самым сущ-ным эл-том явл разум, т.к. он раскрывает сущ-ть мира, чел-ка и место чел-ка в общ-ве.
Сознание (С) как продукт развития материи.
Концепция отражения.
Говоря о происхо-ии С, необх отметить, что Ф выясняет наиб общие и фундамен-ые стороны этого процесса. Если делать акцент на противоположности С и материи и доводить её до абсолюта, то мы не сможем объяснить возн-ние С, непонятно как одна противоположность порождает др. Для этого н. обнаружить единство, кот-е бы учитывало возн-ние С. Þ надо выделить в матер мире некое сво-во, кот-е было бы родственным сознанию. Фр. матер-ст Д.Дидро (18в) утв-л,что это св-во схоже со всеобщей чувствит-тью материи. Сейчас (Ленин) оно схоже с отражением. Отражение как свойство всей материи - всеобщая предпосылка возникновения ощущений и в конеч счете чел сознания, заложенная в самой природе материи.
Отражение - способность вз/действующих объектов (субстратов) воспроизводить св-ва др др. В процессе развития материи отражение проходит последовательный ряд форм развития. Концепция единого закономерного мирового процесса выступает поэтому теоретической основой исследования эволюции форм отражения, их закономерного усложнения, возникновения психики и сознания. В развитии св-ва отражения - 3 осн закономерности:
1) полнота отражения зависит от субстрата отражения.
2) субстрат способен отобразить т-ко те св-ва предмета, кот-е присущи ему самому.
3) суб-т способен отражать сложные качества предметов, если они присущи ему самому, без сведения их к простым.
Пример отражения:
1) На уровне макромех-го вз/действия отражение телами состояния др.др. имеет суммарный хар-р (тела отражают силу=М*Е, но не м. отобразить массу и энергию в отдельности). Отображение имеет случайный, эпизодич хар-р.
2) На ур-не живой материи (припособительный характер) - Раздражимость-спос-сть живой ткани отвечать возбуждением на внеш воздействия.
3) На ур-не биол формы материи - появление психического, индивидуального (животная психика отражает внеш кач-ва вещей (явления), а сознание отражает не т-ко явл-я, но сущности вещей как таковые).
Возн-ние сознания связано с трудом. Производя своё бытие, свою чел-ю сущность, чел-к д. отображать сущность окр. мира и самого себя. Т.к. хар-р отражения опр-ся природой матер-го субстрата отражения, след признать, что появл-е универсального отражения (сознание), способного воспроизводить бесконеч-е многообразие качеств реальн мира, обусл-но возникновением универсальной формы материи (всё бесконеч-е кач-ное многоо-зие матер мира).
Вторичность С от материи означает, что С возн-ет на основе беск-го многооб-я св-в предшествующих чел-ку форм материи, строится из них, представл высш.св-во, выводится из св-в предшест-щих форм материи.