Фрейд 3.По ту сторону принципа удовольствия // Я и Оно. Тбилиси, 1991. С. 139


ного творчества. Топико-экономический подход стал обще­признанным в современной философии, и наша обществен­ность, стыдливо забывшая марксизм, могла бы внести в его развитие существенный вклад. Вместе с тем у него, как и всякого другого проекта, есть определенные границы, для расширения которых требуется использование классической техники смысловой интерпретации.

Власть, труд, капитал и либидо — вот новые идолы современности, вытеснившие классические абсолюты рацио­нальности. Важнейшим шагом на пути осмысления природы власти можно считать весьма популярные труды представи­телей критико-идеологической школы, которые упрекали традиционную философию за некритическое оправдание дей­ствительности и поддержку существующего порядка вещей. Сегодня власть не нуждается в онтологическом обосновании, и поэтому философия, момент осуществления которой был упущен, стала, как утверждал Т. Адорно, анахронизмом. К этому мнению присоединяется и младшее поколение крити­ческих рационалистов, считающих, что коммуникация на основе философии является чем-то иллюзорным и эфемерным ПО1 сравнению с идеологиями правящих партий, манипули­рующих сознанием посредством «масс медиа», располагаю­щих полицией и армией для подавления инакомыслящих.

Сведение власти к политическому насилию или к идеоло­гии было оспорено лидерами постмодернизма. Наиболее ярко это было выражено М. Фуко, который соединил в своем исследовании власти марксистское «производство», структуры Леви-Строса, дискурсы Р. Барта и дополнил их открытием недискурсивных практик и дисциплинарных пространств, при помощи которых власть управляет людьми, минуя осознание, оправдание или критику. В антропологически-гу­манистическом стиле мышления XIX в. центральной фигурой культуры считался философ, охватывающий всю действитель­ность тотальностью мысли и предлагающий рецепты действия во всех сферах жизнедеятельности. Именно эта фигура, думающая за других, ставится под вопрос в постмодернист­ских сочинениях. Сегодня философия не может и не должна стремится к реализации в форме абсолютного привилегиро-

МШВОРО дискурса Истины, Свободы, Ответственности. Совре-ЯМИЯЫЙфилософ — это скорее маргинальная, а не централь­ная фигура истории, философ, располагающийся на краях того, о чем он пишет. Его нельзя мыслить как некий полюс, преодолевающий сопротивление объекта, ибо он осуществляет функцию посредника и переводчика между теми конкретны­ми, локальными и региональными дискурсивными и недис-куроивными практиками, которые имеют место в обществе. Философствующий субъект должен осознавать себя носителем нескольких, дискурсов и работать в пограничных зонах и переходах от одного порядка к другому.

Исследуя тему «Общество и безумие», Фуко показал тесную взаимосвязь нормы и патологии, рационального и нерацио­нального и пришел к парадоксальному факту, что психология, определяемая как наука о сознании, на практике выполняла совершенно иную роль, а именно конституировала и произ­водила безумие. Вместо метафизического противопоставления разума и безумия, Фуко описал историю все время изменя­ющихся форм рациональности, и в этой истории дискурс о безумии функционировал не как охраняющий от перверсий, а как управляющий опытом страдания. Аналогичным образом он исследовал тему «Знание и власть». В противоположность распространенной точке зрения об их несовместимости, из которой исходила критике-идеологическая школа, специали­зирующаяся на разоблачении идеологий как форм «ложного сознания», Фуко раскрывал знание как «диспозитив» власти, как форму ее легитимации и реализации. Их взаимная игра, осуществляющаяся на различных территориях общества, не сводится к просвещению, разоблачению или освобождению. Власть, определяющая условия возможности существования, не преодолевается пониманием и критикой в рамках некоего философского супердискурса или вооруженным восстанием против ее видимых политических центров. Исследование разнообразных стратегий и тактик власти, анонимной и многоликой, липкой и незаметной, оставалось для Фуко главной задачей его жизни.

Но где таится власть сегодня, если правительство не правит, а авторитетные органы прячут свое лицо или

329

бездействуют? В условиях растворения власти в анонимных структурах повседневности всякие попытки избавиться от нее одним ударом оказываются наивными и несостоятельными. Символом современной власти выступает пустой трон, т. е. та сложившаяся структура порядка, которой подчиняются как угнетатели, так и угнетенные. Основной вопрос власти — это не кто сидит на троне, а как устроено само пространство власти. Заботой философии должна стать разработка страте­гии и тактики эмансипации дисциплинарных пространств общества. Между тем, занимаясь критикой идеологии, она выступала в роли "мальчика, сообщавшего о том, что король голый. Это не являлось секретом для масс, которые не нуждаются в просвещении и знают о действительном поло­жении гораздо больше и лучше, чем интеллектуалы. Основная проблема людей заключается не в том, что власть их обманывает, а в том, что посредством устройства повседнев­ных дисциплинарных пространств она их делает такими, какими нужно, включая и само желание власти.

После Ницше, Маркса и Фрейда человек с его сознанием, доброй волей, свободой, ответственностью и прочими субстан­циальными качествами, человек, наделенный «природой» или «сущностью», ориентированный вечными идеями или цен­ностями, стал стремительно закатываться за горизонт. Поло­жение современной философии напоминает физику начала века, когда исчезли система неподвижных звезд, а вместе с ними твердые масштабы и абсолютные измерения. Сравнивая классику и современность, нельзя не заметить распада абсолютных ценностей и легитимации множественности раз­нообразных форм жизни. Однако неверно причину нынешних разговоров о смерти метафизики, литературы, истории, человека, Бога и т. п. усматривать только в релятивизме, нигилизме, неверии и беспочвенности. В новых условиях существования, когда разрушаются порядок и власть кров­нородственных связей, когда деградируют религиозные, на­циональные ценности, когда человеку не на что опереться и он стремительно маргинализируется, люди опутаны невиди­мыми сетями повседневного порядка не менее, а, может быть, более прочно, чем раньше.

To, что философия все время при смерти, это уже никого не пугает, ибо ясно, что умирает одно и рождается другое, а на место догматичных и репрессивных систем, оправдыва­ющих существующий порядок ссылками на устройство космоса, вечные идеи и ценности, приходят более пластичные и свободные формы философствования. И все-таки если бы дело со «смертью философии» обстояло настолько просто, то не стоило бы беспокоиться. Утрачивается опыт критической рефлексии, а новое оказывается, вопреки оптимизму постмо­дернистов, не всегда лучше старого. Это происходит потому, что мы судим историю, а не она нас. Но мы тоже должны проверять свои утверждения историческим опытом выжива­ния. Когда современники расценивают великих философов прошлого как неких надутых мандаринов, то не проявляется ли в этом отвратительное чувство зависти по отношению к людям, работавшим на пределе человеческих возможностей? Это сегодня они могут показаться защитниками устаревшего порядка или расчетливыми буржуа, но в свое время именно они отстаивали новое и жили тем опытом предела, каким был когда-то рационализм и который остается недостижимым для многих наших современников. Анализ современных дискуссий относительно стандартов рациональности класси­ческой философии вызывает подозрение, что их отрицание вызвано не столько логической или методологической несо­стоятельностью, сколько изменениями социального статуса и способов производства и обмена философского знания.

Проект модерна действительно остался незавершенным, а отказ от него произошел по причинам скорее внешнего, чем внутреннего порядка. Институты свободной общественности и вместе с ними критерии разумности или рациональности оказались мало дееспособными и не смогли противостоять бюрократии и технократии. Эти субъекты перехватили риторику рациональности для обоснования своих интересов и тем самым дискредитировали ее. Традиционный способ производства и обмена культурными ценностями, осущест­вляющий на основе рыночного механизма оценки потреби­тельской стоимости высокого искусства, оказался нарушен­ным. Сегодня публика не получает удовольствия от продуктов

духовного производства, но вынуждена платить за них крайне высокую цену. Неудивительно, что нынешние пионеры суверенности считают критерии рациональности, истинности, единства формами защиты существующего порядка и ищут новые пути самореализации. Однако философы авангарда не могут ни выйти за пределы философии, ни разрушить управляемый анонимными силами механизм обмена. Произ­ведения, направленные против сложившегося порядка, пере­вариваются рынком и тем самым не разрушают, а укрепляют его. Отрицание старой культуры становится формой приоб­ретения символического капитала. Для тех художников, которые ставят своей задачей преодоление отношений обмена, осознание этого становится настоящей личной трагедией, выход из которой они часто видят в молчании. Но и это не избавляет от того, что их символический капитал будет переприсваиваться и эксплуатироваться беззастенчивыми дельцами. В этой связи следует задуматься над парадоксаль­ной мыслью, направленной против попыток искусства воз­выситься над отношениями обмена:«Если в искусстве и есть какая-то эмансипаторная сила, то этой силой является только коммерческий художественный рынок».13

Если даже признать вслед за Ницше и современными панками, что наша жизнь является отрицанием, так как связана с отказом, самоограничением и насильственным покорением другого, а поэтому необходимо искать формы утверждения человека, то можно заметить, что и здесь поиски пионеров суверенности не выходят за рамки старой игры в «будни и праздник». Эксперименты с насилием, сексуальнос­тью, смертью, безумием, поэтизация маргинального образа жизни могут быть оправданы в теоретическом отношении, если способствуют разоблачению пороков, прикинувшихся добродетелями. Можно понять протест против романтически-возвышенного дискурса о ^женщине в условиях ее безжалост­ной эксплуатации, можно оправдать безумцев, если общест­венные нормы ненормальны. Дать слово «униженным и оскорбленным» — благородная задача философии. Но, пред-

13Гройо Б. Утопия и обмен. М., 1993. С. 331.

лагая исполнение запретных желашжизни, следует спросить себя, нас!аутентичны и подлинны, не интенсифиодц искусственно, не является ли их пр_^ стратегии власти, направленной на консервиром_ венного порядка? Такая постановка вопроса снов· к проблемам разума и рациональности, к диалогу вом, историей и культурой. И то, что наше общество больным, совсем не значит, что разум ему больше не »шг Наоборот, рациональность всегда была и останется формой выживания и освобождения людей.

Философские процессы в России и на Западе протекают несколько разнонаправленно. Действительно, там мы наблю­даем господство структурализма, освоившего марксизм, фрей­дизм, экзистенциализм, опирающегося на достижения этно­графии, истории, литературоведения, охватывающего соци­альные, экономические, познавательные и даже повседневные структуры. Ему противостоит опыт анархии и маргинальное™ как опыт освобождения. У нас, напротив, на фоне анархии и архаики процветают дискурсы о человеческом и духовном, а все более популярными становятся религиозно-антрополо­гические дискурсы. Ясно, что потребность и социальный заказ являются движущей силой. И все-таки философия всегда связана с пророческим даром и способностью видеть на несколько шагов вперед. Именно это, а не создание красивых теорий в духе «русской идеи», часто маскирующих или компенсирующих недостатки реальной жизни, делало философию необходимой для выживания общества. Достичь этого можно только одним путем — разрабатывать более емкую философскую парадигму, в которой нашлось бы место самым разнообразным стратегиям и тактикам мировой и отечественной философии.

Грант РГНФ № 98-03-04401

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ......................................... 3

Глава I. Феномен знания .................... . ...... 7

§ 1. Обыденное и научное познание ................. -

§ 2. Познание как «отражение» и познание как «кон-

струирование» действительности ............... 27

§ 3. Интуитивное и дискурсивное познание .......... 46

Глава П. Логико-психологические основы познания ...... 65

§ 1. Психология чувственного восприятия ............ -

§ 2. Психология мышления ...................... 94

§ 3. Эмпирический опыт и формы его концептуализации 113

Глава III. Познавательное отношение и цель познания. . 138

§ 1. Субъект познания ........................... -

§ 2. Объект познания .................. ....... 155

§ 3. Истина как цель познания .................. 171

Глава IV. Главные познавательные «стратегии» ....... 192

§ 1. Знание и понимание ............. ............ -

§ 2. Знание: сущность и рациональность ........... 215

§ 3. Динамика осмысленного знания .............. 253

Глава V. Познание и жизнь ....................... 275

§ 1. Познание и практика (Познание как общение) ... 278 § 2. Ценность знания и познание ценности ......... 299

§ 3. Рациональное знание и «искусство жизни» ...... 312

Учебное издание

Основы теории познания

М.Л.Мялютим '.Р.Жеипатч I. Я.

н,в,

Лицензия ЛР J* 040050 от Ιβ.Οβ.ββ.

Подписано в печать 14.05.99. Формат βΟχ84ι/ι«· Бумага офсетная. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 19,63.

Уч.-изд.л. 17,6. Тираж 400 экз. Заказ 179. Издательство СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

Типография Издательства СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

духовного производства, но вынуждена платить за них крайне высокую цену. Неудивительно, что нынешние пионеры суверенности считают критерии рациональности, истинности, единства формами защиты существующего порядка и ищут новые пути самореализации. Однако философы авангарда не могут ни выйти за пределы философии, ни разрушить управляемый анонимными силами механизм обмена. Произ­ведения, направленные против сложившегося порядка, пере­вариваются рынком и тем самым не разрушают, а укрепляют его. Отрицание старой культуры становится формой приоб­ретения символического капитала. Для тех художников, которые ставят своей задачей преодоление отношений обмена, осознание этого становится настоящей личной трагедией, выход из которой они часто видят в молчании. Но и это не избавляет от того, что их символический капитал будет переприсваиваться и эксплуатироваться беззастенчивыми дельцами. В этой связи следует задуматься над парадоксаль­ной мыслью, направленной против попыток искусства воз­выситься над отношениями обмена:«Если в искусстве и есть какая-то эмансипаторная сила, то этой силой является только коммерческий художественный рынок*.13

Если даже признать вслед за Ницше и современными панками, что наша жизнь является отрицанием, так как связана с отказом, самоограничением и насильственным покорением другого, а поэтому необходимо искать формы утверждения человека, то можно заметить, что и здесь поиски пионеров суверенности не выходят за рамки старой игры в «будни и праздник*. Эксперименты с насилием, сексуальнос­тью, смертью, безумием, поэтизация маргинального образа жизни могут быть оправданы в теоретическом отношении, если способствуют разоблачению пороков, прикинувшихся добродетелями. Можно понять протест против романтически-возвышенного дискурса о^женщине в условиях ее безжалост­ной эксплуатации, можно оправдать безумцев, если общест­венные нормы ненормальны. Дать слово «униженным и оскорбленным» — благородная задача философии. Но, пред-

13Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993. С. 331.

лагая исполнение запретных желаний в качестве формы жизни, следует спросить себя, насколько они свободны, аутентичны и подлинны, не интенсифицируются ли они тоже искусственно, не является ли их производство частью стратегии власти, направленной на консервирование общест­венного порядка? Такая постановка вопроса снова приводит к проблемам разума и рациональности, к диалогу с общест­вом, историей и культурой. И то, что наше общество является больным, совсем не значит, что разум ему больше не нужен. Наоборот, рациональность всегда была и останется формой выживания и освобождения людей.

Философские процессы в России и на Западе протекают несколько разнонаправленно. Действительно, там мы наблю­даем господство структурализма, освоившего марксизм, фрей­дизм, экзистенциализм, опирающегося на достижения этно­графии, истории, литературоведения, охватывающего соци­альные, экономические, познавательные и даже повседневные структуры. Ему противостоит опыт анархии и маргинальности как опыт освобождения. У нас, напротив, на фоне анархии и архаики процветают дискурсы о человеческом и духовном, а все более популярными становятся религиозно-антрополо­гические дискурсы. Ясно, что потребность и социальный заказ являются движущей силой. И все-таки философия всегда связана с пророческим даром и способностью видеть на несколько шагов вперед. Именно это, а не создание красивых теорий в духе «русской идеи», часто маскирующих или компенсирующих недостатки реальной жизни, делало философию необходимой для выживания общества. Достичь этого можно только одним путем — разрабатывать более емкую философскую парадигму, в которой нашлось бы место самым разнообразным стратегиям и тактикам мировой и отечественной философии.

Грант РГНФ № 98-03-04401

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ......................................... 3

Глава I. Феномен знания ........................... 7

§ 1. Обыденное и научное познание ................. —

§ 2. Познание как «отражение» и познание как «кон-

струирование» действительности ............... 27

§ 3. Интуитивное и дискурсивное познание .......... 46

Глава П. Логико-психологические основы познания ...... 65

§ 1. Психология чувственного восприятия ............ -

§ 2. Психология мышления ...................... 94

§ 3. Эмпирический опыт и формы его концептуализации 113

Глава III. Познавательное отношение и цель познания. . 138

§ 1. Субъект познания ........................... —

§ 2. Объект познания ......................... 155

§ 3. Истина как цель познания .................. 171

Глава IV. Главные познавательные «стратегии» ....... 192

§ 1. Знание и понимание ............. ............ -

§ 2. Знание: сущность и рациональность ........... 215

§ 3. Динамика осмысленного знания .............. 253

Глава V. Познание и жизнь ....................... 275

§ 1. Познание и практика (Познание как общение) ... 278 § 2. Ценность знания и познание ценности ......... 299

§ 3. Рациональное знание и «искусство жизни» ...... 312

Учебное издание Основы теории познания

Зав. редакцией М.Л.Малютина

Редактор Д. Р. Есипович

Художественный редактор Е. И. Егорова

Корректоры Е. Н. Тодорова, Н. В, Ермолаева

Лицензия ЛР № 040050 от 15.08.96.

Подписано в печать 14.05.99. Формат 60x84 /16. Бумага офсетная. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 19,53.

Уч.-изд.л. 17,6. Тираж 400 экз. Заказ 179. Издательство СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

Типография Издательства СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

Наши рекомендации