Подготовка к работе на практическом занятии. Вопросы для самоподготовки:
Вопросы для самоподготовки:
1. В чем отличие философии от мифологии и иных дофилософских воззрений?
2. Назовите известные Вам древнегреческие школы и направления.
3. Что нового в науку внесли древние греки (по сравнению с наукой древнего Египта)?
4. Какая философская проблема была поставлена представителями Милетской школы?
5. Основные идеи диалектики Гераклита.
6. Что такое бытие в философии Парменида сравнительно с концепцией Гераклита?
7. Апории Зенона как один из истоков научно-технической революции Нового времени.
8. Что на Ваш взгляд, позволяет понять в устройстве мира принцип атомизма?
9. Теория софистов как одно из оснований теории логики.
10. Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в древнегреческой философии?
11. В чем суть теории «эйдосов», «мыслеформ» Платона? Охарактеризуйте современное состояние вопроса.
12. Чем определяется сущность и существование вещи с точки зрения Аристотеля? Изменилось ли в настоящее время это воззрение?
13. Кто такие киники? Кто такие стоики? Каковы их взгляды?
14. Каким Вам представляется место античной мысли в современной философской культуре?
15. Кто такие эпикурейцы? В чем суть их учения?
Упражнения и задачи:
1. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы:
Фалес Демокрит
Анаксимен Анаксимандр
Гераклит Пифагор
2. Поясните слова Гераклита:
· «Многознание уму не научит» (Ученые не умны, умные не учены). Почему?
· «Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу - бренным вещам, а большинство обжирается, как скоты». (Слава тоже преходяща, есть более высокие ценности. Какие?)
· «Все течет, все изменяется». (В один поток нельзя войти дважды. Почему?)
3. Чем объяснял Демокрит разрушение тела? Верно ли это объяснение?
4. Прокомментируйте афоризмы Демокрита:
· «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество - весь мир».
· «Счастье и несчастие - в душе».
· «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».
· «Счастлив тот, кто имеет состояние и ум».
· «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».
5.«Платон мне друг, но истина дороже». В чем заключался спор Платона и Аристотеля?
Тестовые задания:
1. Кто из названных философов относится к представитеям Милетской школы?
а. Демокрит;
б. Фалес;
в. Анаксимандр;
г. Гераклит;
д. Анаксимен.
2. Какое из утверждений принадлежит Фалесу?
а. «Все вещи суть числа»;
б. «В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем»;
в. «Все есть вода»;
г. «Этот космос один и тот же для всего существующего не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим».
3. Какую концепцию выдвинул Гераклит?
а. О неизменности бытия;
б. О всеобщем изменении и противоречивости сущего;
в. О четырёх элементах: вода, огонь, земля и воздух, из которых состоит всё существующее.
4. По своему мировоззрению Платон был:
а. Объективным идеалистом;
б. Субъективным идеалистом;
в. Скептиком;
г. Материалистом;
д. Диалектиком.
5. Аристотель разработал концепцию:
а. Двух значений причин;
б. Трёх значений причин;
в. Четырёх значений причин;
г. Отсутствия причины;
д. Единственной причины.
6. Взаимосвязь знания и нравственности по Сократу:
а. Они нераздельны, диалектичны;
б. Знание прежде нравственности;
в. Нравственность прежде знания;
г. Связи нет. Эти два феномена независимы друг от друга.
Темы докладов и рефератов:
1. Поиски первоначал у философов Древней Греции.
2. Апории Зенона и проблема познаваемости движения.
3. Значение древнегреческой философии для современной культуры.
4. Основные философские школы древней Греции.
5. Значение философских идей Фалеса для развития науки.
6. Чувственные образы мифологии и категории философии (эпикуреизм).
7. Космоцентризм античной философии.
8. Пифагор и пифагорейцы.
9. Суть диалектического метода Гераклита в сравнении с «майевтикой» Сократа.
10. Особенности мышления софистов. Их роль в становлении средневековой философии.
11. Софисты и Сократ.
12. Значение философских работ Аристотеля для последующего развития философии.
13. Решение проблемы бытия в философии древней Греции (Пифагор, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель).
Список литературы
1. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 828 с.
2. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст] : учебник/ В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратникова, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко .- 5-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561c.
3. Философия [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич -2-е изд., пер. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2014 г.-605 с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.66FC5806-7DB7-4D99-9BA9-B458D0EF8140&type=c_pub
4. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
5. Налетов И.З. Философия [Текст] : учебник / И.З. Налетов .- М. : Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
6. Философия [Текст] : учебник / Ю.М.Хрусталев .— 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр "Академия", 2014 .— 320 с. — (Бакалавриат) .— ISBN 978-5-4468-0507-5.//ЭБС «Университетская библиотека»
7. Философия. [Электронный ресурс]: Б.И. Липский, Б.В. Марков - 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2015 г.-508 с. Гриф УМО- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?29&id=urait.content.FF220B6D-7B64-4E6E-9C63-E2644FCD7751&type=c_pub