Проблема бытия в философии (онтология)
Проблема бытия – фундаментальная и методологическая проблема. В самом широком смысле слова бытие - всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие -все то, что существует: материальные вещи и процессы, свойства, связи, отношения. Бытие охватывает и материальное, и духовное начало. Оно есть нечто реально существующее.
Категория бытия - одна из самых древних философских категорий (в античности - центральная категория).
Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкретные формы бытия как бы «возникают» из небытия и становятся наличным бытием. Но бытие сущее приходит обратно в небытие, утрачивая данную форму бытия. Возникновение той или иной формы бытия - результат перехода одной формы бытия в другую. Небытие - понятие относительное, в абсолютном смысле его нет.
Гегель изучал бытие, отождествляя его с ничто. Он говорил, что если мы говорим, что есть все, то мы не называет ничего конкретного, следовательно нет ничего. Поэтому чистое бытие очень бедно и неотличимо от ничто. Но с тз здравого смысла это парадоксально, т.к. человеку не все равно, например, есть ли у него деньги. Чистое бытие связано с началом, начало с наличием возможности, возможность - еще не ставшее, но уже оформившиеся нечто. Именно в потенции объединено бытие и небытие. Таким образом, ясно, что не абсолютного ничто, т.к. это исходная форма проявления нечто.
Категория бытия обретает свою адекватность в б в до н.э с милетской школы. Первые философы видели гарант существования любой вещи мира в том, что она рассматривалась как момент единства. Главное, чтобы единство было устойчивым и находящимся вне пределов компетенции Олимпийский богов. Античные ученые устремились в поиски единого, которое дано не чувству, а уму. Парменид: предельное основание мира и космоса есть мысль как таковая, абсолютная, т.е. чистая мысль (не связана с чувственным опытом людей). Он постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира какого-то иного мира, выполняющего роль стабильности и устойчивости всего, что есть на земле. Парменид считал, что бытие - то, что действительно есть, что является подлинным миром, находящимся за миром предметно-чувственным. Бытие есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; оно есть возможная полнота совершенства, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Спет. Парменид учил, что бытие не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос (не только слово, но и всеобщее основание;
вещей) - космический разум.
Декарт сформулировал концепцию, согласно которой человек как существо, способное сказать: «Я мыслю, следовательно, я существую», является единственной возможностью существования мира, который человек может понимать и существовать в нем. Декарт сделал мысль бытием, творцом мысли является человек. Человек, его сознание и мышление стали рассматриваться как нечто подлинно первичное, как то, что действительно есть. Кант ставил бытие в зависимость от познавательной деятельности человека.
Начиная с философского материализма бытие отождествляется с природой, с миром чувственно воспринимаемых вещей и явлений.
Жан Бодрийяр (20 век). Предлагает не тривиальную версию трактовки бытия сущего, рассматривая генетив сущего как находящийся по ту сторону противоположности субъекта и объекта (в противовес аристотелевской традиции, где сущее является субъектом, владеющим бытием как своим свойством, а так же в противовес платоновской традиции, где активным статусом обладает бытие как существо сущего).
Хайдеггер переосмыслил категорию бытия в экзистенциально-антропологическом плане. Бытие для него имеет место не как сверхсущее, трансцендентный мир платоновских идей, но как «здесь-бытие»), экзистенеция - существование. Бытие связывается с процессуальностью, с категорией времени - необратимость, актуализирующая подлинное существование. Подлинное бытие - бытие в поэтическом языке перед лицом неопределенности, смерти и тревоги, т.е. такое бытие сущего,которое имеетв своейсердцевинеотсутствие.