Рекомендации по распределению времени на ВСРС
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов 2 курса по дисциплине «Основы философии» для специальностей: 11.02.02Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники; 13.02.07 Электроснабжение; 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы; 09.02.03 Программирование в компьютерных системах; 38.02.07 Банковское дело; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт
Оренбург
Содержание
с. | ||
Введение ……………………………………………………………… | ||
Рекомендации по распределению времени на ВСРС ……………… | 4-5 | |
Рекомендации по написанию доклада/реферата…………………. | 5- 6 | |
Доклад и реферат: основные понятия…………………………… | 6-8 | |
Отличительные признаки доклада/реферата…..…………………… | ||
Структура работы (доклада/реферата)……..………………………. | 88 8-9 | |
Требования к оформлению работы (доклада/реферата)……….…. | 9-10 | |
6.1 | Критерии оценки реферата……………………………… | |
Собеседование……………………………………………………… | ||
7.1 | Критерии оценки собеседования……………………….…………… | |
Презентация, основные понятия………………………………….. | ||
8.1 | Как подготовить презентацию?........................................................... | |
8.2 | 8. Как провести презентацию?……………………………………… | 1 13-14 |
8.3 | Подбор информационных материалов, на основе которых строится презентация……………………………………………… | |
Требования к компьютерной презентации…………….………. | ||
9.1 | Требования к содержательной части презентации…………….. | 1 15-16 |
9.2 | Требования к технологической части презентации……………. | |
9.3 11.1 11.2 11.3 11.4 11.5 | Оценка выполненной работы……….……………………… Общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям…Критерии оценки семинарского занятия…………………………… Учебно-методическое обеспечение ……………..………………… Основная литература………………………………………………… Дополнительная литература………………………………………… Периодические издания………………………………………………. Интернет-ресурсы…………………………………………………….. | 1 18-19 19 19-20 2 21-22 |
Введение
В процессе самостоятельной работы обучающийся выступает, как активная творческая личность, готовая к будущей профессиональной деятельности. Основополагающим требованием общества к процессу обучения является формирование личности, умеющей самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить. А также, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности знаний, активизации обучающихся является соответствующая организация самостоятельной работы.
Самостоятельная работа - это метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой. Самостоятельная работа проводится с целью:
· углубления и расширения теоретических знаний;
· формирования умения использовать различные источники информации;
· развития познавательных способностей и активности студентов;
· проявления творческой инициативы, самостоятельного мышления, выявления способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развития исследовательских умений;
· формирования общепрофессиональной компетенции - умение самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей и общества в целом.
Указанные цели могут быть достигнуты как за счёт рациональной организации учебных занятий, так и с помощью дополнительных по объёму и индивидуализированных по своему характеру заданий для самостоятельной проработки. Достижению целей способствует использование современных методов обучения, направленных на развитие самостоятельности и творчества. В процессе самостоятельной работы обучающийся выступает как активная творческая личность, готовая к будущей профессиональной деятельности.
Рекомендации по распределению времени на ВСРС
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы студентами осуществляется согласно программе дисциплины «Основы философии» равномерно по занятиям. Результаты распределения времени на ВСР для 2 курса, специальностей 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники; 13.02.07 Электроснабжение; 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы; 09.02.03 Программирование в компьютерных системах; 38.02.07 Банковское дело; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт.
Таблица 1 – Распределение времени на ВСРС
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Ведическая литература Древней Индии | ||
Философия Античности: взаимосвязь этики и политики в учении Аристотеля | ||
Философия Нового времени. Проблема человека и общества: теория общественного договора Т.Гоббса и либерализм Д.Локка | ||
Философия Просвещения Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро | ||
Русская философия языка А.Ф.Лосева в труде «Философия имени» | ||
Христианско - экзистенциальное направление в русской философии. Философия и литература. | ||
Философская антропология – учение о происхождении и сущности человека. | ||
Методы и формы научного познания | ||
Философия и научная картина мира. Мир Аристотеля и мир Галилея. Пространство и время в НКМ. | ||
Философская концепция общества | ||
Запад-Россия-Восток: возможно ли совместное существование? | ||
Взаимосвязь философии, религии и искусства. | ||
Всего часов самостоятельной работы |
2 Рекомендации по написанию доклада/реферата
При выполнении самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки работы с информационными источниками. У него вырабатываются индивидуальные методы по закреплению знаний, развиваются способности к анализу, синтезу и творческому мышлению, активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач, формируются основы самодисциплины и потребность в регулярном пополнении знаний. Обучающийся приобщается к научно-исследовательской работе.
Одним из первых шагов при выполнении самостоятельной работы является формирование у обучающихся умения работать с первичными документами и создавать вторичные. Вторичные документы служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении. Создавая вторичные документы, обучающийся приобретает навыки самостоятельной обработки, и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным документам относятся рефераты и доклады.
Подготовка доклада/реферата - это работа, состоящая из нескольких этапов и выполняющая несколько функций. В общем виде образовательные функции доклада/реферата можно представить, следующим образом:
1. Учебные:
- информационная (расширение дисциплинарного кругозора);
- познавательная (усвоение научных сведений, дополняющих обязательную систему знаний);
- стимулирующе-мотивационная (формирование интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности в их получении);
- коммуникативная (связующая, устанавливающая контекст учебной дисциплины);
- развивающая (развитие интеллектуальных способностей личности).
2.Научно-исследовательские:
- обучающая (овладение методикой анализа научных материалов);
- ориентационная (ориентация в современных научных подходах в оценке той илиинойобластизнаний);
- интерпретационная (преобразование имеющихся текстов первоисточников в собственный);
- систематизирующая (навыки системной работы; подготовка к последующим курсовым и дипломным работам);
- культурно-речевая (умение осуществлять отбор языковых средств для оформления письменных научных текстов).
3. Вспомогательные:
- воспитывающая (формирование мировоззренческой и ценностно-ориентационной культуры личности);
- организационная (приобретение или совершенствование навыков самостоятельной работы, формирование способов деятельности).
Таким образом, написание доклада/реферата является необходимым и обязательным в процессе получения профессионального образования.
3 Доклад и реферат: основные понятия
Доклад довольно часто встречающаяся работа в образовательных учреждениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату). Доклад часто применяется в учебном процессе, главным образом на семинарских занятиях. Рассмотрим несколько определений.
Доклад– это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.
Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Доклад– публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему
Доклад – это удобная форма изложения конкретной информации. Доклад может служить средством выражения оценки той или иной ситуации, а также представления результатов качественного и (или) количественного анализа данных в четкой и сжатой форме.
Доклад – научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Доклад – вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Различают следующие виды докладов: научный доклад и учебный доклад. Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготовленные обучающимися высших и средних учебных образовательных учреждений. Как правило, преподаватель формирует темы докладов на основе учебного материала, который не рассказывается на лекциях и семинарских занятиях, а выносится на самостоятельное изучение. Таким образом, заслушивание докладов, подготовленных обучающимися, позволяет преподавателю не только успешно дополнить лекционный материал, но и оценить умение обучающихся самостоятельно работать с основной и дополнительной литературой и другими источниками информации. Обучающийся в ходе подготовки доклада приобретает новые знания, формирует важные научно-исследовательские умения, осваивает методы научного познания, совершенствует навыки публичного выступления.
Реферативная работа отражает приобретенные обучающимися теоретические знания, умение работать с литературой, анализировать различные источники информации, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Реферат позволяет осуществить не только контроль над качеством самостоятельной работы обучающихся, но и определить уровень интеллектуальных умений, которые являются ключевым показателем методологической компетенции выпускников.
Слово «реферат» происходит от латинского «refere», что означает «докладываю,сообщаю».
Реферат– это краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи, научной работы.
Реферат – это краткое изложение информации, взятой из одного или нескольких источников, в письменном виде или в форме публичного доклада. Как правило, реферат основан на нескольких текстах, таких как научная работа, книга, диссертация, подшивка статей, периодики и др.
Цель создания реферата – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, получить навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала, развить исследовательские умения. В дальнейшем эти умения и навыки помогают приступить к написанию более сложных текстов, например, курсовых работ или дипломной работы.
Различают следующие виды рефератов (типы):
- продуктивные – воспроизводящие содержание первичного текста,
- репродуктивные – содержащие авторское осмысление взятых реферируемых источников.
Продуктивные рефераты делятся в свою очередь на реферат-обзор и реферат-доклад. Реферат-обзор составляется с использованием нескольких источников. В нём сопоставляются различные точки зрения по данной теме. Реферат-доклад носит более развёрнутый характер, т.к. кроме анализа информации первоисточника, он содержит объективную оценку проблемы.
Репродуктивные рефераты подразделяются ещё на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию, иллюстрации, сведения о методах и результатах исследования, а также возможностях их применения. Реферат-резюме включает исключительно основные положения по данной теме.
4 Отличительные признаки доклада/реферата
Отличительными признаками доклада/реферата являются:
- передача в устной форме информации для максимально полного усвоения слушателями;
- публичный характер высказывания;
- предварительная подготовка;
- стилевая однородность, выдержанность в строго научном стиле;
- порциональная подача информации, четкие формулировки, произнесение особо важных моментов «под запись»;
- диалогичность (сотрудничество докладчика и аудитории);
Диалогичность в речи достигается с помощью особых приемов: - обращение к аудитории в начале и по ходу доклада; - апелляция к авторитету слушателей; - использование риторических вопросов; - введение афоризмов, пословиц, поговорок, предполагающих однозначную оценку того или иного факта; - драматизация изложения, сопоставление всех «за» и «против» при решении поставленного вопроса и т.д. |
- использование наглядности, в том числе демонстрация компьютерной презентации.
5 Структура работы (доклада/реферата)
Структура работы, соотношение объема работ по главам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта,направленности исследования.
Типовая структура включает следующие разделы:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Главы основной части.
5. Заключение
6. Список использованной литературы.
7. Приложения.
Титульный лист - первая страница работы (на данной странице номер не ставится).
Содержание- помещается после титульного листа, в нем приводятся пункты работы с указанием страниц (на данной странице номер не ставится).
Введение - кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод исследования. Дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
Основная часть - подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Заключение- содержит основные выводы, к которым автор пришел, в процессе анализа материала (при этом должна быть подчеркнута самостоятельность, новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов).
Список использованной литературы- приводится в конце работы, в алфавитном порядке, сначала указываются источники используемой литературы, затем интернет - источники. Допускается использовать в списке литературы источники не позднее 5-летней давности.
Приложение - помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости, можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.
6 Требования к оформлению работы (доклада/реферата)
Объем работы реферата составляет 15-20 страниц.
Текст набирается в текстовом редакторе MS Word: шрифт Times New Roman, размер – 14пт, цвет шрифта черный, междустрочный интервал – полуторный (или 1,15), отступ первой строки (абзацный отступ) –1,25 см, выравнивание текста – по ширине, расстановка переносов по тексту – автоматическая, в режиме качественной печати.
Заголовки разделов печатаются строчными буквами с абзацного отступа.
Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной), располагаются с абзацного отступа. Заголовки пунктов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной), с использованием шрифтового выделения (полужирный шрифт), начиная с абзаца. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки подпунктов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), начиная с абзаца в подбор к тексту.
В конце заголовков структурных частей, наименований разделов и подразделов точка не ставится. Расстояние между заголовком структурной части (за исключением заголовка пункта) и подразделом должно быть равно 2 интервалам.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Номер раздела указывается перед его названием, после номера раздела точка не ставится, перед заголовком оставляют пробел. Наименования разделов печатаются строчными буквами с абзацного отступа, выделяются полужирным шрифтом размером 16пт, точка в конце наименования раздела не ставится. Разделы работы оформляются, начиная с новой страницы.
Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах раздела реферата или сквозной нумерацией. Номер иллюстрации может состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: «Рисунок 1.2» (второй рисунок первого раздела). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут. Иллюстрации должны иметь наименование, которое дается после номера рисунка. Точка после номера рисунка и наименования иллюстрации не ставится.
Каждая таблица должна иметь название, которое следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Расстояние от текста до таблицы и от таблицы до последующего текста равно одной строке. Между наименованием таблицы и самой таблицей не должно быть пустых строк. Пример таблицы:
Таблица 9 – Название таблицы
Приложения оформляют как продолжение реферата на последующих страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием наверху справа страницы слова «Приложение», напечатанного строчными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, расположенный в следующей строке по центру. Если в реферате более одного приложения, их нумеруют последовательно прописными буквами русского алфавита, например, Приложение А, Приложение Б и т.д.
Критерии оценки реферата
К общим критериям можно отнести:
- соответствие реферата теме;
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи первоисточника;
- логичность, связность;
- доказательность;
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
- оформление (наличие оглавления, списка литературы, культура цитирования, сноски и т.д.);
- языковая правильность.
Критерии к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.
Критерии оценки раздела «Введение»:
- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;
- наличие сформулированных целей и задач работы;
- наличие краткой характеристики первоисточников.
- Критерии оценки разделов основной части:
- структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
- наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;
- проблемность и разносторонность в изложении материала;
- выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;
- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
- Критерии оценки раздела «Заключение»:
- наличие выводов по результатам анализа;
- выражение своего мнения по проблеме.
- Выступление оценивается на основе критериев:
- соблюдение структуры выступления;
- соблюдение регламента;
- умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления.
- Общая оценка за реферат выставляется следующим образом: если студент выполнил от 65% до 80% указанных выше требований, ему ставится минимальный балл; 80-90% — средний балл; 90-100% — максимальный балл.
Собеседование
Собеседование –специально организованная беседа по какой-нибудь теме. Его цель – помочь путем обмена мнениями глубже понять изучаемую проблему.
Основные функции собеседования: обучение (оказание помощи в самообразовании, ознакомление с приемами использования полученных знаний в практической деятельности), проверка знаний (прочитана ли рекомендуемая литература? Выполнено ли практическое задание? Умеет ли учитель (студент) применять полученные знания на практике?).