Тема 3.3. Экономика и культура 4 страница
Искусство – 1) в широком смысле слова термин означает художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, балет, оперетта, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис – см. античная культура), чувственное выражение сверхчувственного и т.п.; 2) в узком смысле – изобразительное искусство (фигуративное, т.е. живопись, скульптура, графика), а также 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
Канон (от греч. kanon – правило, норма, мерило) – нормативный свод положений: 1) в литературе – произведения, служащие нормативным образцом, мерилом художественного творчества; 2) в музыке – форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации – проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем; 3) в изобразительном искусстве – совокупность художественных приёмов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху; 4) в христианской религии – совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве Священного Писания. Каноны православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 5) перен. – всё, что твёрдо установлено, стало общепринятым.
Карнавальная культура [(франц. carnaval) – вид народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми] – понятие, введённое в культурологию М.М. Бахтиным в его работе о Рабле (1965) для обозначения народной смеховой карнавальной культуры. Смысл концепции в том, что он применил понятие карнавала, ежегодного праздника перед великим постом, ко всем явлениям культуры Нового времени. В центре карнавала – театральное действо, в котором всё переворачивается наоборот (королём становится нищий или дурак, верх становится низом и т.д. и т.п.). Это необходимо для символической смерти и последующего возрождения, т.е. очищения. Элементы карнавальной культуры содержат, например, роман Булгакова (см. гротеск) «Мастер и Маргарита».
Китч, кич (нем. Kitsch – халтура, безвкусица, псевдохудожественное произведение; польск. Cyč – поделка) – дешёвка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности вт. пол. XIX - нач. XX вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий. В 60-80-е гг. XX в. предметы китча стали распространённым явлением массовой культуры. Особую популярность китч получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео, в различных формах стандартизированного бытового украшения. Китч захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство. В настоящее время термин употребляется редко.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – нормоопределяющий стиль и направление в литературе и искусстве XVII - нач. XIX вв., представители которого обратились к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.). [Классицизм в литературе: во Франции – трагедии Пьера Корнéля (см. драма), Жана Расина (см. драма) и Вольтéра (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778); комедии Мольéра (см. комедия); сатиры теоретика классицизма Николя Буало (1636-1711); басни Жана де Лафонтéна (1621-1695); проза писателя-моралиста Франсуа де Ларошфуко (1613-80) и мастера афористической публицистики Жана де Лабрюйéра (1645-1696). Творчество веймарского периода основоположника немецкой классической литературы Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) и теоретика немецкого Просвещения Иоганна Фридриха Шиллера (см. драма); оды Михаила Васильевича Ломоносова (1711-65) и Гаврилы Романовича (1743-1816) Державина, трагедии Александра Петровича Сумарокова (1717-77) и Якова Борисовича Княжнина (1740/42-91) в России. В произведениях всех вышеперечисленных литераторов ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Классицизм в театральном искусстве: во Франции – актёры знаменитого драматического театра «Комеди Франсез» Мари Шанмелé (1642-98), Анри Луи Лекен (1729-78), Франсуа Жозеф Тальма (1763-1826), Рашель (наст. имя и фам. Элиза Рашель Феликс) (1821-58); а также немецкая актриса Фридерика Каролина Нéйбер (1697-1760); российский актёр и выдающийся театральный деятель Фёдор Григорьевич Волков (1729-63); актёр, режиссер, один из крупнейших представителей русского классицизма Иван Афанасьевич Дмитревский (1736-1821), – для всех этих мастеров сцены были характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыке утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы основоположника французской оперной школы Жана Батиста Люлли (1632-87) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы выдающегося европейского композитора Кристофа Виллибальда Глюка (1714-87). Архитектуре классицизма присущи чёткость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Наиболее выдающие представители: французские архитекторы – Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708), перестроивший королевский дворец в Версале (1678-89) и др., а также Жак Анж Габриель (1698-1782) – пл. Согласия в Париже (1753-75) и др. Английский архитектор Кристофер Рен (1632-1723) – собор св. Павла в Лондоне (1675-1710) и др. Русские архитекторы – Василий Иванович Баженов (1737/38-99) – дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784-86) и др.; Матвей Федорович Казаков (1738-1812) – здание университета на Моховой (1786-93), Голицынская (ныне 1-я Градская) больница (1796-1801) в Москве и др.; Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) – Казанский собор (1801-11), Горный институт (1806-1811) в Санкт-Петербурге и др.; Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811) – здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23) и др.; Карл Иванович Росси (1775-1849) – Александрийский театр в Санкт-Петербурге; Август Августович Монферран (Огюст Рикар де Монферран) (1786-1858) – представитель позднего классицизма. Исаакиевский собор (1818-58) и Александровская колонна (1830-34) в Санкт-Петербурге; и др. Изобразительное искусство классицизма отличается логичным развёртыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции. Живопись во Франции: Никола Пуссен (1594-1665), написавший картины, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е гг.; «Аркадские пастухи», 1630-е гг. и др.); Клод Лоррен (наст. фам. Желле) (1600-82), создавший торжественные по композиции «идеальные» пейзажи (серия «Времена суток») и др.; Жак Луи Давид (1748-1825), исполнивший строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784, «Смерть Марата», 1793 и др.); Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867), выступивший как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827 и др.) и др. Скульптура во Франции: Жан Батист Пигаль (1714-85), создавший мифологические, жанровые статуи и острые по характеристике портретные бюсты; Этьен Морис Фальконе (1716-91), создавший памятник Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник») и др., а также: немецкий скульптор Готфрид Шадов (1764-1850) – автор квадриги на Бранденбургских воротах в Берлине (1789-94); датский скульптор Бертель Торвальдсен (1768/70-1844) – создатель пластически завершённых, но холодных и сдержанных образов («Ясон», 1802-03 и др.); итальянский скульптор Антонио Канова (1757-1822) – ваятель надгробья папы Климента ХIII (1792), мифологических статуй («Амур и Психея», 1793) и др. Живопись в России: Антон Павлович Лосенко (1737-73) писал на темы русской и античной истории (напр., «Владимир перед Рогнедой», 1770 и др.); Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823) исполнил монументальные патетическо-патриотические композиции на темы отечественной истории («Взятие Казани», 1787-99 и др.). Скульптура в России: Михаил Иванович Козловский (1753-1802) – автор памятника А.В. Суворову в Санкт-Петербурге (1799-1801) и др.; Иван Петрович Мартос (1754-1835) – создатель памятника Минину и Пожарскому в Москве (1804-18) и др.].
Компаративистика (от лат. comparativus – сравнительный) – сравнительные исследования в различных областях гуманитарного знания (культуре, истории, литературоведении, правоведении, философии и т.д.).
Конвергенция культуры (от лат. convergo – приближаюсь, схожусь) – термин в культурологии, обозначающий тенденцию сближения разных культур; различия между культурами постепенно стираются, что гипотетически может привести, в конечном счете, к их синтезу.
Конструктивизм (от лат. costructio – построение) – направление в искусстве, архитектуре и дизайне XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х - нач. 30-х гг. Основная идея направления – сближение искусства с практикой индустриального быта. Это достигалось посредством геометризации форм и контуров, обнажения технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданного конструирования в прикладном искусстве, стилизации документов и воспроизведения производственных ритмов в поэзии и т.д. [Конструктивисты в России: братья Веснины: Леонид Александрович (1880-1933), Виктор Александрович (1882-1950) и Александр Александрович (1883-1959), с 1925 возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы – Днепрогэс (1927-32), Дворец культуры автозавода им. Лихачева в Москве (1-я очередь в 1930-34) и др.; Моисей Яковлевич Гинзбург (1892-1946) – архитектор, проектировал санаторий имени Г.К. Орджоникидзе в Кисловодске (в соавторстве, 1935-37) и др.].
Концептуальное искусство (концептуализм) (от лат. conceptus – мысль, представление) – течение в авангардизме 60-90-х гг. XX в., претендовавшее на синтез науки (эстетики, искусствознания, лингвистики, математики, философии) и искусства в новом виде действия – арт-деятельности, суть которой состоит не в создании художественных произведений и изображении художественных идей (как в традиционных искусствах), а в воспроизводстве самой идеи т.н. «концепта» [(от лат. conceptus – мысль, представление) – смысловая единица познавательного опыта индивида; концепт связывает слово со смыслом]. Концепт выражен в форме словесного текста, безличных графиков, диаграмм, схем, а также в сопровождающих его документальных материалов типа видео-, фонозаписей [Напр., Илья Иосифович Кабаков (р. 1933) – один из наиболее известных и авторитетных мастеров, сформировавшихся в среде «неофициального искусства». С 1989 живёт и работает за рубежом. Испробовав многие стили авангардизма, в 1970-е годы нашёл свою собственную манеру, за которой закрепилось имя «романтического концептуализма». Долголетняя работа в детской книге наложила отпечаток на его творчество, создав иронически-сказочную атмосферу его произведений, герои которых – «маленькие» люди, живущие в коммуналках, – претерпевают неожиданные метаморфозы, летая по воздуху (как у Марка Шагала – см. авангардизм), либо вообще исчезая в таинственных пространственных «дырах». Он последовательно расширяет масштабы своих композиций, переходя от фигурных графических циклов к так называемым «альбам» 1970-78 (от лат. alba – белая), т.е. листам, где доминируют пустые пространства, снабжённые лишь надписями (предельно бытовыми, типа – «Кто забил этот гвоздь?») и предельно загадочными в своей недосказанности; и т. п. Пародия, философия, лирика причудливо соединяются в инсталляциях «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1986, галерея Р. Фельдмана, Нью-Йорк), «Большой архив» (1993, Городской музей, Амстердам), «Корабль моей жизни» (1996, центр Хеллерау, Дрезден) и др. К знаменитым отечественным художникам-концептуалистам относятся также Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Виталий Комар и Александр Меламед (в соавторстве). Поэты-концентуалисты: Дмитрий Иванович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров и др. В музыке: Альфред Гарриевич Шнитке (р. 1934; с 1990 в Германии) – российский композитор. В концепционной музыке Шнитке традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной композиционной техники. Балеты «Лабиринты» (1971), «Эскизы» (1985), «Пер Гюнт» (1987), сценическая композиция «Жёлтый звук» (1974), Реквием (1975), кантаты («История доктора Иоганна Фауста», 1983, и др.), 5 симфоний, кончерто гроссо, концерты для инструментов с оркестром и для хора, камерно-инструментальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Опера «Жизнь с идиотом» (1991) и др.].
Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – не поддающееся точной фиксации (и предельно сложное) множество искусственных объектов (идеальных и материальных предметов, объективированных действий и отношений), созданных человечеством на всём протяжении своей истории в процессе освоения природы и обладающее структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). [Например, понятие «культура» употребляется для характеристики определённых исторических эпох (напр., «античная культура» и т.д.), конкретных обществ (напр. «индустриальная культура» и т.п.), народностей и наций (напр., «культура майя»), а также специфических сфер деятельности или жизни (напр., «культура труда», «культура питания», «политическая культура», «художественная культура» и т.п.)]. В узком смысле культура – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Культура изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь культурологией, историей и философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей. В настоящее время насчитывается около 500 определений культуры.
Культурная перцепция – (культура и от лат. perceptio – представление, восприятие) – восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Отрицательные формы культурной перцепции: ксенофобия (от греч. xenos – чужой и phobos – страх, боязнь), шовинизм (крайне агрессивная форма национализма), этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость.
Культурно-исторических типов теория – концепция, согласно которой существует множество обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), т.е. различных культур, каждая из которых имеет своеобразные черты, что не позволяет говорить о единстве всемирно-исторического развития человечества. [Наиболее известными теоретиками этой концепции являются российский публицист Николай Яковлевич Данилевский (1822-85), немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936), британский историк Арнолд Тойнби (1889-1975) и др.] Особенность концепции заключается в отрицании евроцентризма и фиксации многообразия культур, а также социального развития. Концепция культурно-исторических типов образует общественно-историческую школу в культурологии.
Культурные универсалии (universalis – общий, всеобщий) – нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, имеющие всеобщий характер и присутствующие на всех этапах развития человеческого рода, и независимые от места, времени и характера общественного устройства (напр., парные категории типа «верх – низ», «светлое – тёмное», «мужское – женское» и др.). В системе универсалий культуры фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о месте человека в мире, его деятельности и т.д. Американский этнограф Питер Мердок (1897-1967) выделял более 70 универсалий.
Культурный релятивизм – (культура и от лат. relativus – относительный) – принцип, утверждающий равноправие всех типов культур, а также отказ от выделенных систем культурных ценностей. Принцип направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития и подчёркивает уникальность и самобытность локальных культур. Принцип выдвинул (1906) американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма Уильям Грэм Самнер (1840-1910), который считал, что культура может быть понята только в рамках её собственных ценностей и в её собственном контексте. Крайний релятивизм утверждает о несоизмеримости и несравнимости культур.
Культурологические дисциплины (культурология и лат. disciplina – учение; отрасль научного знания, учебный предмет) – дисциплины, являющиеся вспомогательными в культурологии и играющие такую же роль в ряде гуманитарных наук [Некоторые из них: геральдика (от ср.-век. лат. heraldus – глашатай; т.е. гербоведение); текстология (от лат. textum – связь, соединение и logos – учение) – дисциплина, изучающая произведения письменности и литературы; историческая география; нумизматика (от лат. numisma – монета); палеография (от греч. palaios – древний и grapho – пишу) – дисциплина, изучающая памятники древней письменности; сфрагистика (от греч. sphragis – печать) – дисциплина, изучающая печати; ономастика (от греч. onomastikos – относящийся к наименованию) – дисциплина, изучающая собственные имена; археология; этнография и др. По мнению некоторых исследователей, эти дисциплины представляют собою один из источников формирования и развития культурологии].
Культурология (от культура и греч. logos – слово, учение) – 1) наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования; 2) теория культур классика американской культурологии Лесли Э. Уайта (1900-75), как один из способов познания духовного и материального многообразия результатов жизнедеятельности человечества. Символы, настаивал Уайт, образуют особую реальность, не менее объективную, чем физическая или биологическая. Её-то он и предложил называть культурой, а науку о ней, соответственно, культурологией. Основной методологический принцип изучения культуры, по Уайту, – детерминизм [(от лат. determino – определяю) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений].
Лирика (от греч. lyrikos – поющийся под звуки лиры, чувствительный) – литературный род (наряду с эпосом и драмой), предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта (т.е. первичен не объект, а субъект высказывания); речевая форма – внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров [напр.,: элегия – (см. сентиментализм); романс, газель (араб. газаль) – вид лирического стихотворения в поэзии многих народов Востока; сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка) – вид лирического стихотворения (напр., «Поэту» А.С. Пушкина); песня; стихотворение]. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия [Высокие образцы лирической поэзии создали: Анакреонт (Анакреон) (ок. 570-478 до н.э.) – древнегреческий поэт-лирик; культивировал наслаждения чувственными радостями жизни. Подражание его лирике породило анакреонтическую поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения. В России анакреонтические стихи писали М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин; Пиндар (ок. 518-442/38 до н.э.) – древнегреческий поэт-лирик. Торжественные хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и др. спортивных игр. Поэзия Пиндара отличается торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов; Сапфо (Сафо) (7-6 вв. до н. э.) – древнегреческая поэтесса. В центре её лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Лирика Сапфо отличается метрическим богатством; один из введённых ею размеров носит название «сапфической» строфы; Катулл (ок. 87-ок. 54 до н.э.) – римский поэт, его любовная лирика отличается непосредственностью и силой чувства; Ли Бо (701-762) – китайский поэт, в лирических стихотворениях которого конфуцианский рационализм соединился с присущими даосизму мотивами единения с природой; Саади (между 1203 и 1210-92) – персидский писатель и мыслитель. Всемирно известны его любовная лирика, поэма «Бустан» (1257), носящая характер философского поэтического трактата, и сборники притч (в прозе и стихах) «Гулистан» (1258), в которых Саади представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи; Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии. Его «Канцоньере» («Книга песен») – сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть его возлюбленной Лауры (1327-74) – лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира, и др. лирические произведения; Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824) – английский поэт-романтик. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-18), «восточных» поэмах (в т.ч. «Гяур», «Лара», «Корсар»), философско-символических драматических поэмах – «мистериях» «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» (1813-15) – острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби – «космического пессимизма»). Создал тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос «Манфреда» и «Каина»), трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление «байронизма» (нач. XIX в.), в т.ч. «русского» (пример тому – лирика М.Ю. Лермонтова); Гийом Аполлинер (наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, Kostrowicki) (1880-1918) – французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл «Жизнь посвятить любви», 1917) сочетает мужественную искренность, острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911) и радость её приятия, противостояние утратам и времени (стихотворения «Мост Мирабо», 1912; «Алкоголи. 1898-1913», 1913). Сборники новелл «Ересиарх и К °» (1910). «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916» (1918) – лирическая хроника трагического восприятия Первой мировой войны, участником которой был Аполлинер. Раздумья о трагическом времени и личности – мистерия-буфф «Цвет времени» (1918, опубликована 1920); Райнер Мария Рильке (1875-1926) – австрийский поэт. В лирике прошёл сложный путь от импрессионизма (сб. «Часослов», 1905) и философской символики («Новые стихотворения», ч. 1-2, 1907-08) к «новой вещности», стилю т.н. предметной образности («Дуинезские элегии», 1923). Главная тема – попытка преодолеть трагическое одиночество человека через любовь, единение с людьми и природой; Федерико Гарсия Лорка (1898-1936) – испанский поэт. В лирике – фольклорно-мифологические мироощущения; мотивы величия и трагической обречённости любви, вечной нераздельности жизни и смерти (сб. «Цыганское романсеро», 1928; «Поэма о канте хондо», 1931); острота столкновения с мертвяще урбанистической цивилизацией (сб. «Поэт в Нью-Йорке», опубликован 1940). Героическая драма «Марианна Пинеда» (1925), трагедии «Кровавая свадьба» (1933), «Иерма» (1934), драма «Дом Бернарды Альбы» (1935, опубликована 1945). Расстрелян фашистами; Рабиндранат Тагор (Тхакур) (1861-1941) – один из выдающихся гуманистов, лауреат Нобелевской премии (1913), индийский писатель и общественный деятель, автор текста Национального гимна Республики Индия. Лирические стихи, отмеченные пантеистическими мотивами («Вечерние песни», 1882), философскими раздумьями («Маноши», 1890; «Золотая ладья», 1893), патриотизмом, романтической гражданственностью. Книга стихов «Жертвенные песни» (или «Гитанджали», 1912, авторский перевод на английском язык). Сформировал гуманистическую концепцию «джибандебота» («Божество жизни»). Романы («Гора», 1907-10, «Дом и мир», 1915-16) и др. произведения направлены против расовой дискриминации, религиозной нетерпимости, кастовой системы и бесправия женщины; проникнуты размышлениями о правомерности насильственных и ненасильственных средств социальной борьбы; Нелли Закс (1891-1970, с 1940 в Швеции) – немецкая поэтесса, лауреат Нобелевской премии (1966). Эмоционально-напряжённая лирика (в традициях древнееврейской поэзии), посвящённая трагической судьбе евреев в фашистской Германии (сборник «В обиталищах смерти», 1947); Пабло Неруда (наст. имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто) (1904-73) – чилийский поэт, лауреат Нобелевской премии (1971). Лирическая книга «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924). Антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник «Испания в сердце» (1937), две «Песни любви Сталинграду» (1942-43). Эпопея о судьбе Латинской Америки «Всеобщая песнь» (1950), лирико-философские «Оды изначальным вещам» (1954-57), автобиографическая поэма «Мемориал Чёрного острова» (1964), книга воспоминаний «Признаюсь: я жил» (опубликована 1974) и др. Высокая лирика в России – Пушкин, Тютчев (см. романтизм), Фет, Блок (см. символизм), Ахматова (см. акмеизм); Иван Алексеевич Бунин (1870-1953, с 1920 за границей) – писатель, лауреат Нобелевской премии (1933). В лирике продолжал классические традиции (сб. «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жёстокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции отражено в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) – воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Тёмные аллеи», 1943) и др.].