МАРТИНЕЛЛИ ТРИСТАНО - итальянский актёр комедии дель арте.
Прославленный исполнитель маски Арлекина. Выступал в Англии (1577-1578 годы), Испании (1588 год, с труппой «Конфиденти»), с труппой своего брата Друзиано Мартинелли - в Мантуе и Пьяченце (1596-1597 годы). С 1599 года при дворе мантуанского герцога Винченцо I Гонзага в составе различных трупп. В 1600 году приглашён королём Генрихом IV Наваррским во Францию с труппой «Аччези» («Пылкие»). В 1606-1610 годах гастролировал в Милане, Турине и Генуе, затем в 1610-1612 годах - в Венеции, Мантуе, Болонье, Ферраре и Флоренции. В 1611 году приглашён ко двору Марии Медичи, играл там с августа 1613 года по июль 1614 года, арендуя зал в Бургундском отеле. Снова прибыл во Францию в 1620-1621 годах, выступая при дворе Людовика XIII. Пребывание Мартинелли и др. итальянских гастролёров во Франции оказало значительное влияние на исполнительское искусство французских актёров. Вернулся в Венецию в 1623 году. Последние годы жизни провёл в Мантуе.
Мартинелли придал маске персонажа-дзанни новые черты, сделав Арлекина одним из протагонистов комедии дель арте. Он реформировал его костюм, использовал в речи смесь венецианского, мантуанского, эмилианского и ломбардского диалектов, иронически употребляя также латинские или французские слова или простонародный язык улицы. О его иронии и остроумии свидетельствует также и пространное посвящение Генриху IV в книге Мартинелли «Упражнение в риторике» («Compositions de rhétorique», 1601 год). Сохранилось множество портретов Мартинелли, в т. ч. принадлежащий кисти Д. Фетти (одна из версий, около 1621-1622 годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), до недавнего времени ошибочно считавшийся портретом актёра Ф. Андреини или композитора К. Монтеверди.
МАРТИНЕЛЛИ (Martinelli) - семья итальянских актёров комедии дель арте. Тристано, (ок. 1556 - 1630). Прославился как исполнитель маски Арлекина. Играл в крупнейших итал. труппах комедии дель арте: "Конфиденти", "Аччези", "Федели", "Дезиози". Получил широкую популярность не только на родине, но и в др. странах. Вместе с братом Друзиано выступал в Англии (в 1577 - 78), Испании (в 1588), Особенно известен был во Франции при дворе Генриха IV и Марии Медичи.
Друзиано (конец 16 - сер. 17 вв.) - брат Тристано М. В нач. сценич. деятельности выступал в роли Арлекина, однако уступал в мастерстве своему брату. Большую известность приобрёл как антрепренёр (капокомико) трупп комедии дель арте. Много гастролировал по Италии и за границей.
АНДРЕИНИ (Andreini), семья итальянских актёров комедии дель арте конца 16 - начала 17 века. Франческо (около 1548, Пистоя - 20.8.1624, Мантуя), с 1583 года глава труппы «Джелози» («Ревностные»). Прославился исполнением маски хвастливого воина - Капитана Спавенто. Автор книги «Бахвальства Капитана Спавенто» («Le Bravure del Capitan Spavento», 1607). Изабелла (1562, Падуя 10.6.1604, Лион, Франция), жена Франческо Андреини, самая знаменитая актриса театра масок, создательница обаятельного образа лирической героини, носившей её имя. Обладала уникальным даром импровизации, отличаясь редкой красотой, умом и образованностью; известная поэтесса. Джован Баттиста [9.2.1579(7), Флоренция - 7 (или 8).6.1654, Реджонель-Эмилия], сын Франческо и Изабеллы, актёр, драматург. Начинал работать в театре вместе с родителями, впоследствии создал собственную труппу «Федели» («Верные»), которой руководил в течение длительного времени, работая главным образом в Италии и во Франции.
Портреты кисти художника указывают на то, что он был связан с людьми из мира музыки, театра, литературы. Актер Франческо Андреини (до 1620, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) изображен с маской в руке и не соответствующем его амплуа комика выражением меланхолии и грусти на лице. С семейством актеров и драматургов Андреини Фетти был дружен в период жизни в Мантуе. На Портрете человека с книгой с золотым кубком (ок. 1620, частное собрание) изображен коллекционер из Мантуи, друг художника Н. Авеллани. А полуфигура Поэта (ок. 1620, Стокгольм, Национальный музей) в лавровом венке и старым фолиантом связана с циклом настенных изображений для Зала муз во дворце герцога. Это, возможно, аллегория одного из поэтических жанров, так как подобных изображений существует несколько.
Доменико Фетти (итал. Domenico Fetti, прозвище Mantuano — «Мантуанец», ок. 1589, Рим — 1623, Венеция) — итальянский художник эпохи барокко.
Сын живописца. Учился в Риме у Чиголи, был знаком с Эльсхаймером. В 1613—1621 работал в Мантуе на герцога Фердинандо I Гонзага. Затем переехал в Венецию, где работал параллельно с Бернардо Строцци и Иоганном Лиссом, усваивая влияние римского барокко, Караваджо, Рубенса.
Из работ Фетти наиболее известна серия «Притчи», отдельные картины «Товий, исцеляющий отца», «Портрет актёра», «Задумавшийся Архимед». Его творения отличаются мастерством колорита, лиричностью пейзажа, характерностью персонажей.
9) Франческини, Марко Антонио (Маркантонио) (?) Болонская школа
Девушка в тюрбане Новый Эрмитаж Зал: 231
Поступил в 1783 г. Приобретен из собрания графа Бодуэна в Париже холст
Техника: масло Размеры: 69х50 см
В каталогах и литературе именовалась по-разному: «Портрет девушки», «Голова девушки».
В собр. Бодуэна картина считалась работой Тициана, затем в Эрмитаже приписывалась венецианскому художнику Парису Бордоне (Livret 1838),
позже была отнесена к болонской школе (Gille, Bruni 1860; Жиль, Бруни 1861). Ваген (1864) связал эрмитажное полотно с картиной, которая тог-
да была широко известна как изображение Беатриче Ченчи, выполненное Гвидо Рени (Национальная галерея старого искусства, Палаццо Барбери-
ни, Рим). В Кат. 1863 — Кат. 1900 эрмитажное полотно названо «копией с портрета Беатриче Ченчи работы Гвидо Рени», несмотря на значительное расхождение с указанным портретом в композиции. В Кат. 1901 — Кат. 1912 картина числится как оригинал Гвидо Рени.
Э. К. Липгарт (Кат. 1916; Кат. Липгарта 1920-е) отнес ее к творчеству Гвидо Каньяччи, по аналогии с приписывавшейся в то время этому
художнику картиной из римского собрания. М. И. Щербачева (Кат. 1958) приписала эрмитажную картину Маркантонио Франческини, со знаком вопроса. Такое же определение дано в Кат. 1976. Пеппер (1984) находит, что прообраз ряда вариантов этой композиции принадлежит
не Гвидо Рени, а, возможно, Элизабетте Сирани и основан на традиции изображения сивилл, восходящей к Гвидо.
Франческини, Марко Антонио /Маркантонио/ (Franceschini, Marco Antonio /Marcantonio/) родился в 1648 году в Болонье, умер в 1729 году там же. Ученик и сотрудник К.Чиньяни. Работал в Болонье, Модене, Пьяченце, Генуе и других городах.
Один из основателей Академии Клементина в Болонье. Писал картины на религиозные и мифологические сюжеты.
В связи с картиной «Девушка в тюрбане» многие исследователи обращаются к историческим и литературным источникам, замечая сходство девушки с реально существовавшим в конце 16 века персонажем.
Поэтов и писателей вдохновлял портрет юной шестнадцатилетней римлянки кисти Гвидо Рени, хранящийся в галерее Барберини.
Гвидо Рени Портрет Беатриче Ченчи
.
10) Джузеппе Мария КреспиБолонская школа
Автопортрет (ок.1700), Эрмитаж, Здание: Новый Эрмитаж Залы: 235
Холст, масло. 60,5 х 50 (овал)
Автор: Креспи, Джузеппе Мариа. 1665-1747
Школа: Болонская
Название: Автопортрет
Место создания: Италия
Время создания: Около 1700 г.
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 60,5x50 см
Поступление: Поступил в 1783 г. Приобретен из собрания Бодуэна в Париже
Инвентарный номер: ГЭ-189
Джузеппе Мария Креспи (итал. Giuseppe Maria Crespi; 16 (14) марта 1665, Болонья — 16 июля 1747, там же) — итальянский живописец, рисовальщик, гравёр. Известен также под прозвищем Spagnolo («Испанец» - прозвище получил в молодости за пристрастие к испанскому стилю в одежде).
Среди немногочисленных портретов Креспи встречаются выдающиеся произведения, к которым относится и его "Автопортрет". Созданный на рубеже столетий, он уже полностью лишен барочной пышности, на смену пришли камерность, лиричность и интимность. Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком. Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма.
Внимательный взгляд затененных глаз, легкая полуулыбка, небрежно повязанная белая чалма, наконец, овальная форма портрета в целом создают образ художника, овеянный некой ,"романтической дымкой". Ощущению жизненности и непосредственности натуры способствует трехчетвертной поворот, наклон головы, сама живописная манера — подвижный, легко скользящий по холсту мазок. Колорит лишь на первый взгляд может показаться монохромным. При внимательном рассмотрении в сдержанной, зеленовато-коричневой гамме открывается истинное живописное богатство.
Специалисты высказывают предположение, что Креспи был знаком с несколькими "Автопортретами" Рембрандта, которые, возможно, оказали на него влияние, отчасти проявившееся и в эрмитажном,"Автопортрете".
Джордано, Лука (1634-1705)