Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения
РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Глава 1. Предмет, структура
и функции философии
Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрением называется определенная система взглядов челове-ка на окружающий мир – природу, общество и себя самого, органически включающаяся в жизнь человека как на уровне мышления, так и поступ-ков. Мировоззрение представляет собой также совокупность убеждений, оценок, норм, идеалов, формирует отношение человека к миру, является регулятором поведения в конкретных обстоятельствах, а также служит ориентиром на жизненном пути. По характеру формирования и способу функционирования выделяют следующие уровни мировоззрения:
● жизненно-практическое (обыденное мировоззрение);
● теоретическое (философское мировоззрение).
Мировоззрение человека формируется двумя путями: оно может складываться стихийно-индивидуально, то есть на основе личного жиз-ненного опыта человека, здравого смысла, а также преданий, мифов и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений, навы-ков, обычаев, традиций и даже предрассудков. С другой стороны, на более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, критически переос-мысливаются принципы, цели, идеалы, основы мировоззренческих убеж-дений, картины мира, опирающиеся на здравый смысл или традиции. Не-смотря на то, что философия – это мировоззренческая форма сознания, нельзя считать всякое мировоззрение философским, в виду того, что по-нятие «мировоззрение» шире, чем «философия». Философия возникает на основе мифологии и религии как предшествующих ей форм мировоззре-
ния. Выделяют следующие основные формы мировоззрения:
мифологическое;
религиозное;
философское.
1. Понятие «миф» (от греч. μυθοξ) означает «народное предание, сказание». Мифологическое мировоззрение представляет собой своеоб-разное видение мира, в котором смешиваются естественное и сверхъесте-ственное, фантастическое и реально существующее, идеальное и реаль-
ное, невозможное и возможное, желаемое и действительное. Мифологи-ческое мировоззрение отличают следующие черты:
● синкретизм –единство,слитность естественного и сверхъестест-венного, реального и воображаемого, практического знания и веры;
● гилозоизм –отсутствие границы между живым и неживым,оду-шевление неживого;
● антропоморфизм –наделение предметов и явлений природы че-ловеческим обликом и свойствами;
● конкретность,●эмоциональность и др.По своей природе мифо-
логическое мировоззрение близко к художественному, так как оперирует не понятиями как формой мышления, а образами.
Б) Религиозное (от лат. religio – благочестие, святыня, предмет куль-та) мировоззрение – вырастает на основе мифологического, продолжая олицетворять силы природы в виде богов (или единого Бога). Ему прису-щи следующие черты:
● действительность разделяется на два мира: сверхъестественный
и естественный;
● знание обособляется от веры: знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным;
● утверждается первенство сверхъестественного, духовного нача-
ла над естественным бытием;
● догматичность –неукоснительное признание и исполнение рели-гиозных догм;
● апелляция к чувствам людей;
● создание системы культовых обрядов,
● с целью эффективного воздействия на мировоззрение людей ис-пользуется искусство;
● предлагается только метафорическое определение Бога, а не ло-гически ясное. Теологи утверждают, что логическое определение Бога дать невозможно. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть, существует.
2. Новым типом мировоззрения становится философское мировоз-зрение,возникающее из потребности человека решить основные мировоз-зренческие проблемы средствами разума, то есть на основе абстрактного мышления (как высшей формы познания мира), оперирующего логиче-скими законами.
С появлением развитых цивилизаций в VI–V вв. до н. э. в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции возникла особая форма общест-венного сознания,познания мира,духовной деятельности–философия.Посредством нее были выработаны теоретические знания о наиболее
общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития при-роды, общества, мышления, об отношении человека к миру и его мес-
те в этом мире.Сущность философии(от греч.φιλεω–люблю иσοφια–мудрость) – в осмыслении, размышлении над всеобщими проблемами в системе «человек – мир». Это размышление трансцендентно (от лат. transcendens –выходящий за пределы,перешагивающий),так как выходитза знание практического опыта и науки. Его целью является посредством рефлексии (от лат. reflexio – обращение назад), через частное и общее, обнаружение всеобщего, в том числе бесконечного.
Таблица 1
Исторические | Основные черты мировоззрения | |
типы мировоззрений | ||
Чувственное мировосприятие,
Мифология приверженность традиции, символизм и аллегоричность,
отсутствие рациональных понятий
Преобладание чувственного мировосприятия,
Религия вера возводится в принцип, система догматов,
разум занимает подчиненное положение
Целостное представление о мире, создание системы знаний о природе, человеке, рациональное мировосприятие на основе
Философия обобщенного знания о всеобщих законах раз-вития природы, общества, мышления, об от-ношении человека к миру и его месте в этом мире
Рациональное мировосприятие, разум ставится выше веры,
Наука формулируются абстрактные понятия, используются наблюдение, сравнение, анализ, вывод, доказательство
Таблица 2
Задачи философии
Помочь ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке
Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни
Задачи философии
Ознакомить с принципами «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.)
Помочь раскрыть внутренний духовный «стержень», развить способность стойко преодолевать жизненные трудности
Привить синтетический стиль мышления, в основе которого лежит способность глубоко и всесторонне
рассматривать проблему и плодотворно ее решать
Стимулировать совершенствование и раскрытие внутренних сил человека
Предмет философии
Предметом философии является исследование всеобщих законов ипринципов развития как природы и общества в целом, так познания и мышления. Мыслители, создавая теории, рассматривающие действитель-ность, использовали и используют такие понятия как форма, материя, время, пространство, субстанция, сущность, категория, монада, Дух, Бог и другие. Эти понятия относятся не только к физической структуре реаль-ности, но и в целом к ее организации, принципам функционирования. С этой позиции в философии их называют метафизическими понятиями.
Таблица 3
Основатель | Суть представления | |
философского | ||
о предмете философии | ||
учения | ||
Пифагор | «Любовь к мудрости» | |
Философ – человек, занимающийся исследованием | ||
Гераклит | противоположностей, поиском первоначала как под- | |
вижной субстанции | ||
Особая наука, направленная на познание вечного | ||
Платон | истинного бытия, совершенных, неизменных иде- | |
альных форм, устанавливающих порядок и понима- | ||
ние в физическом мире | ||
Средство познания добра и зла, поиск истинного | ||
Сократ | знания, обнаружение сущности исследуемого объек- | |
та, общей для всех его случаев | ||
Исследование причин и принципов вещей, сущности | ||
Аристотель | вещей, которая заключает в себе цель ее развития и | |
исполняет роль двигателя |
Основатель | Суть представления | |
философского | о предмете философии | |
учения | ||
Эпикур | Путь достижения счастья посредством разума | |
Августин, | Средство рационального познания | |
и доказательства Бога. | ||
Аквинский | ||
Средство разъяснения истин Священного писания | ||
Спиноза | Познание реальности как единой субстанции: | |
природы и Бога | ||
Декарт | На основе разума познание механистических прин- | |
ципов физической реальности | ||
Гегель | Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого | |
себя | ||
Кант | Способ познания мира через абстрактные метафизи- | |
ческие понятия | ||
Структура философии
Исторически первыми, базисными элементами философии стали
онтология, гносеология и этика. Онтология представляет собой учениео бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о морали, нравственности, о поведении людей.
По мере развития философии, кроме онтологии, гносеологии и эти-ки, стали оформляться новые философские дисциплины: логика, эстетика, социальная философия, философская антропология, философия истории, философия культуры, философия права, методология науки, аксиология и история философии и др.
В настоящее время философия представляет собой комплекс дисци-плин, в которых, кроме указанных, есть дисциплины, граничащие между философией и другими областями духовной жизни общества. К ним отно-сятся, например, философия религии, философия права, философские во-просы естествознания, философия техники, философия экологии, эколо-гическая этика и т. д.
Таблица 4 | |
Базисные элементы | Основное содержание |
философии | базисных элементов философии |
Учение о бытии, о первоначалах всего суще- | |
Онтология | го, об общих принципах и закономерностях |
развития природы, общества и человека |
Базисные элементы | Основное содержание | |
философии | базисных элементов философии | |
Учение о природе ценностей, их структуре, | ||
Аксиология | иерархии; об их взаимосвязи и месте в чело- | |
веческом бытии | ||
Учение о законах общественного развития, | ||
Социальная | его динамике и перспективах , смысле и | |
философия | предназначении человеческой истории, ее | |
движущих силах | ||
Эстетика | Учение о законах красоты | |
Этика | Учение о морали и нравственности | |
Учение о познании человеком внешнего | ||
Гносеология | мира, природы и возможностей познаватель- | |
ного процесса; о соотношении знания и ре- | ||
(эпистемология) | ||
альности; выявлении условий достоверности | ||
и истинности знания | ||
Герменевтика | Учение о толковании, поиске смысла | |
Логика | Учение о формах и законах мышления | |
Философская | Учение о человеке с точки зрения различных | |
антропология | аспектов его существования | |
Учение об историческом развитии филосо- | ||
История философии | фии, сопоставление различных философских | |
учений, выявление в них наиболее ценного | ||
для современности материала |
Функции философии
Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и
Методологическую.
■ Мировоззренческая функция философии ориентирована на отра-
жение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания.
Философия выступает в качестве основы сознательного формирования мировоззрения, как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов. В процессе реализации мировоззренческой функции философии
у человека складываются концепции бытия, человека, общества. Миро-воззренческая функция состоит из комплекса подфункций: онтологиче-