Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Глава 1. Предмет, структура

и функции философии

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения

Мировоззрением называется определенная система взглядов челове-ка на окружающий мир – природу, общество и себя самого, органически включающаяся в жизнь человека как на уровне мышления, так и поступ-ков. Мировоззрение представляет собой также совокупность убеждений, оценок, норм, идеалов, формирует отношение человека к миру, является регулятором поведения в конкретных обстоятельствах, а также служит ориентиром на жизненном пути. По характеру формирования и способу функционирования выделяют следующие уровни мировоззрения:

● жизненно-практическое (обыденное мировоззрение);

● теоретическое (философское мировоззрение).

Мировоззрение человека формируется двумя путями: оно может складываться стихийно-индивидуально, то есть на основе личного жиз-ненного опыта человека, здравого смысла, а также преданий, мифов и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений, навы-ков, обычаев, традиций и даже предрассудков. С другой стороны, на более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, критически переос-мысливаются принципы, цели, идеалы, основы мировоззренческих убеж-дений, картины мира, опирающиеся на здравый смысл или традиции. Не-смотря на то, что философия – это мировоззренческая форма сознания, нельзя считать всякое мировоззрение философским, в виду того, что по-нятие «мировоззрение» шире, чем «философия». Философия возникает на основе мифологии и религии как предшествующих ей форм мировоззре-

ния. Выделяют следующие основные формы мировоззрения:

Ÿ мифологическое;

Ÿ религиозное;

Ÿ философское.

1. Понятие «миф» (от греч. μυθοξ) означает «народное предание, сказание». Мифологическое мировоззрение представляет собой своеоб-разное видение мира, в котором смешиваются естественное и сверхъесте-ственное, фантастическое и реально существующее, идеальное и реаль-



ное, невозможное и возможное, желаемое и действительное. Мифологи-ческое мировоззрение отличают следующие черты:

● синкретизм –единство,слитность естественного и сверхъестест-венного, реального и воображаемого, практического знания и веры;

● гилозоизм –отсутствие границы между живым и неживым,оду-шевление неживого;

● антропоморфизм –наделение предметов и явлений природы че-ловеческим обликом и свойствами;

● конкретность,●эмоциональность и др.По своей природе мифо-

логическое мировоззрение близко к художественному, так как оперирует не понятиями как формой мышления, а образами.

Б) Религиозное (от лат. religio – благочестие, святыня, предмет куль-та) мировоззрение – вырастает на основе мифологического, продолжая олицетворять силы природы в виде богов (или единого Бога). Ему прису-щи следующие черты:

● действительность разделяется на два мира: сверхъестественный

и естественный;

● знание обособляется от веры: знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным;

● утверждается первенство сверхъестественного, духовного нача-

ла над естественным бытием;

● догматичность –неукоснительное признание и исполнение рели-гиозных догм;

● апелляция к чувствам людей;

● создание системы культовых обрядов,

● с целью эффективного воздействия на мировоззрение людей ис-пользуется искусство;

● предлагается только метафорическое определение Бога, а не ло-гически ясное. Теологи утверждают, что логическое определение Бога дать невозможно. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть, существует.

2. Новым типом мировоззрения становится философское мировоз-зрение,возникающее из потребности человека решить основные мировоз-зренческие проблемы средствами разума, то есть на основе абстрактного мышления (как высшей формы познания мира), оперирующего логиче-скими законами.

С появлением развитых цивилизаций в VI–V вв. до н. э. в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции возникла особая форма общест-венного сознания,познания мира,духовной деятельности–философия.Посредством нее были выработаны теоретические знания о наиболее

общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития при-роды, общества, мышления, об отношении человека к миру и его мес-



те в этом мире.Сущность философии(от греч.φιλεω–люблю иσοφια–мудрость) – в осмыслении, размышлении над всеобщими проблемами в системе «человек – мир». Это размышление трансцендентно (от лат. transcendens –выходящий за пределы,перешагивающий),так как выходитза знание практического опыта и науки. Его целью является посредством рефлексии (от лат. reflexio – обращение назад), через частное и общее, обнаружение всеобщего, в том числе бесконечного.

Таблица 1

Исторические Основные черты мировоззрения  
типы мировоззрений  
   

Чувственное мировосприятие,

Мифология приверженность традиции, символизм и аллегоричность,

отсутствие рациональных понятий

Преобладание чувственного мировосприятия,

Религия вера возводится в принцип, система догматов,

разум занимает подчиненное положение

Целостное представление о мире, создание системы знаний о природе, человеке, рациональное мировосприятие на основе

Философия обобщенного знания о всеобщих законах раз-вития природы, общества, мышления, об от-ношении человека к миру и его месте в этом мире

Рациональное мировосприятие, разум ставится выше веры,

Наука формулируются абстрактные понятия, используются наблюдение, сравнение, анализ, вывод, доказательство

Таблица 2

Задачи философии

Помочь ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке

Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни



Задачи философии

Ознакомить с принципами «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.)

Помочь раскрыть внутренний духовный «стержень», развить способность стойко преодолевать жизненные трудности

Привить синтетический стиль мышления, в основе которого лежит способность глубоко и всесторонне

рассматривать проблему и плодотворно ее решать

Стимулировать совершенствование и раскрытие внутренних сил человека

Предмет философии

Предметом философии является исследование всеобщих законов ипринципов развития как природы и общества в целом, так познания и мышления. Мыслители, создавая теории, рассматривающие действитель-ность, использовали и используют такие понятия как форма, материя, время, пространство, субстанция, сущность, категория, монада, Дух, Бог и другие. Эти понятия относятся не только к физической структуре реаль-ности, но и в целом к ее организации, принципам функционирования. С этой позиции в философии их называют метафизическими понятиями.

Таблица 3

Основатель Суть представления  
философского  
о предмете философии  
учения  
   
Пифагор «Любовь к мудрости»  
  Философ – человек, занимающийся исследованием  
Гераклит противоположностей, поиском первоначала как под-  
  вижной субстанции  
  Особая наука, направленная на познание вечного  
Платон истинного бытия, совершенных, неизменных иде-  
альных форм, устанавливающих порядок и понима-  
   
  ние в физическом мире  
  Средство познания добра и зла, поиск истинного  
Сократ знания, обнаружение сущности исследуемого объек-  
  та, общей для всех его случаев  
  Исследование причин и принципов вещей, сущности  
Аристотель вещей, которая заключает в себе цель ее развития и  
  исполняет роль двигателя  


Основатель Суть представления  
философского о предмете философии  
учения    
Эпикур Путь достижения счастья посредством разума  
Августин, Средство рационального познания  
и доказательства Бога.  
Аквинский  
Средство разъяснения истин Священного писания  
   
Спиноза Познание реальности как единой субстанции:  
природы и Бога  
   
Декарт На основе разума познание механистических прин-  
ципов физической реальности  
   
Гегель Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого  
себя  
   
Кант Способ познания мира через абстрактные метафизи-  
ческие понятия  
   

Структура философии

Исторически первыми, базисными элементами философии стали

онтология, гносеология и этика. Онтология представляет собой учениео бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о морали, нравственности, о поведении людей.

По мере развития философии, кроме онтологии, гносеологии и эти-ки, стали оформляться новые философские дисциплины: логика, эстетика, социальная философия, философская антропология, философия истории, философия культуры, философия права, методология науки, аксиология и история философии и др.

В настоящее время философия представляет собой комплекс дисци-плин, в которых, кроме указанных, есть дисциплины, граничащие между философией и другими областями духовной жизни общества. К ним отно-сятся, например, философия религии, философия права, философские во-просы естествознания, философия техники, философия экологии, эколо-гическая этика и т. д.

  Таблица 4
   
Базисные элементы Основное содержание
философии базисных элементов философии
  Учение о бытии, о первоначалах всего суще-
Онтология го, об общих принципах и закономерностях
  развития природы, общества и человека


Базисные элементы Основное содержание  
философии базисных элементов философии  
  Учение о природе ценностей, их структуре,  
Аксиология иерархии; об их взаимосвязи и месте в чело-  
  веческом бытии  
  Учение о законах общественного развития,  
Социальная его динамике и перспективах , смысле и  
философия предназначении человеческой истории, ее  
  движущих силах  
Эстетика Учение о законах красоты  
     
Этика Учение о морали и нравственности  
     
  Учение о познании человеком внешнего  
Гносеология мира, природы и возможностей познаватель-  
ного процесса; о соотношении знания и ре-  
(эпистемология)  
альности; выявлении условий достоверности  
   
  и истинности знания  
Герменевтика Учение о толковании, поиске смысла  
     
Логика Учение о формах и законах мышления  
     
Философская Учение о человеке с точки зрения различных  
антропология аспектов его существования  
  Учение об историческом развитии филосо-  
История философии фии, сопоставление различных философских  
  учений, выявление в них наиболее ценного  
  для современности материала  

Функции философии

Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и

Методологическую.

■ Мировоззренческая функция философии ориентирована на отра-

жение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания.

Философия выступает в качестве основы сознательного формирования мировоззрения, как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов. В процессе реализации мировоззренческой функции философии

у человека складываются концепции бытия, человека, общества. Миро-воззренческая функция состоит из комплекса подфункций: онтологиче-

Наши рекомендации