Вопрос 6. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» как фантастико-сатирическое произведение
Этот конфликт отраженный в повести «Роковые яйца» Булгаков углубляет и обостряет в повести «Собачье сердце» (1925). Главный герой - профессор Преображенский. Пересадив гипофиз человека дворняге по кличке Шарик, он получает гомункулуса по фамилии Шариков. Эксперимент произведён не на куриных яйцах, а на человеке. Однако экспериментаторы обнаруживают, что человек как материал обладает определёнными свойствами. Симпатичному Шарику пересажены семенники Клима Чугункина – хулигана и алкоголика, играющего по трактирам на балалайке. В результате гомункулус вырастает страшной сволочью – асоциальным типом с исключительно паразитическими наклонностями. Поняв свою ошибку, Преображенский говорит своему ассистенту доктору Барменталю: «Доктор, человечество само <…> в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар». По сути, он признаёт, что эволюция куда мудрее скороспелых человеческих попыток улучшить природу. Революция есть вмешательство в фундаментальные законы бытия, что чревато катастрофой. С одной стороны, «Собачье сердце» продолжает фаустовскую тему гомункулуса. Ученик Фауста Вагнер создаёт в пробирке это искусственное существо. Но к созданию Гомункулуса каким-то образом причастен Мефистофель, и текст произведения Гёте намекает на непредсказуемые неприятности: в конце концов приходится считаться с последствиями собственных затей.
Важное место среди персонажей повести занимает Швондер – председатель домкома, стремящийся натравить Шарикова на профессора, живущего в непозволительной роскоши (семь комнат!). Швондер- человек, в лице которого революционная идея нашла своего идеального исполнителя, так как он из породы упростителей и уравнителей. Люди этого типа стремятся отменить сложный организм культуры, созданный человечеством. Преображенский уверен, что не удастся ни ему, ни Шарикову: «Это никому не удастся <…>, и тем более людям, которые вообще, отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны». Для осуществления социального эксперимента швондерам требуются шариковы, способные усвоить прежде всего идею равенство. Булгаков увидел русскую революцию как акт разрыва с европейской культурой и процесс деградации человеческой натуры, в результате чего будет уничтожена и сама революционная идеология, заменённая примитивными инстинктами. Соединение революционного эксперимента с психологией человека толпы- вот что волнует Булгакова, и здесь он предупреждает о той же опасности, которую чувствовал Горький в «Несвоевременных мыслях» и Короленко в «Письмах к Луначарскому». Булгаков ставил вопрос об ответственности мыслителей за разработку идей, запущенных в жизнь.
7 вопрос. Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова.В 1932 году он возобновляет работу над романом, и одним из толчков к тому была встреча с Еленой Сергеевной Шиловской, прототипом Маргариты.Булгаков обращается к мировому сюжету договора человека с Дьяволом. Тема оказалась актуальной и для русской культуры. Булгаков соединяет два архетипических мотива – договора человека с дьяволом и суетности реального мира. Мастер получает от дьявола покой «на том свете», в нижнем, тёмном мире. Писатель размышляет о возможности создания нормальной человеческой жизни, о восстановлении мира в окружающей действительности и душах людей и приходит к выводу о недостижи-мости гармонии. можно говорить о том, что настоящая жизнь начинается для них только после смерти. Роман «Мастер и Маргарита», раскрывающий сложный, многоуровневый конфликт временного и вечного, рационального и мистического, божественного и дьявольского в человеческой природе, сюжетно состоит из двух частей, связанных двумя главными героями – Мастером и Маргаритой. параллельно развиваются три сквозные сюжетно-композиционные линии, реализующие авторскую идею «троемирия»: 1.историче-ский,2.реальный,3.фантастическй. 1:прошлое предстаёт здесь исключительно-реалисти-ческими картинами. Рассказывает о том , что произошло 1900 лет назад. Основные герои: Иешуа Га-ноцри, Понтий Пилат. Ведущая проблема : взаимодействие личности и власти. В крытую колоннаду у дворца входит пилат в белом плаще с кровавым подбоем. лицо пилата стройно , глаза тревожны. Пилат направляет все свои действия против Иешуа, торжествует идея могущества государства. В романе Булгакова вместе с Иешуа входит и тема Христа. Обоим антогонистам Пилату и Иешуа даровано бессмертие, столкновение двух этих героев позволило автору поставить вопросы о добре и зле, мужестве, трусости, главная проблема- деспотической власти и личности. 2.реальный план повествования изображает жизнь моск-вы после революции десятилетий (20-30 гг. 20в.) Главными героями явл.Мастер, Маргарита и литераторы. Ведущая проблема – взаимоотношения творца художника и личности общества. Слово Мастер обретает символичное значение вечного искусства, творца- художника и исторического образа. Мастеру свойственны жажда познания, поиск истины. Он вступает в контакт с Воландом. Существует некая похожесть Мастера и Иешуа. Оба они бездомны, преданы и арестованы, оба гибнут. Их роднят правдивость, преданность своему делу и вере, внутренняя свобода, честность, способность сопереживать. Оба они несут идею добра и любви. Христос живет в обоих сердцах. Мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял своё достоинство и оказался сломленным . Сжигает свой роман. Есть у него подруга- Маргарита. Она явл.носительницей огромной вдохновенной любви. Она способна не только на полноту чувств, но и на преданность. Она способна бороться за своего мастера. Сама маргарита связывается с дьяволом и вступает в мир черной магии. Делает ради любви своей. Любовь их счастлива и несчастна одновременно. 3.Здесь приключения Маргариты. Центральные герои: Воланд, Свита, московские обыватели. Ведущая проблема- проблема смысла жизни, обогащенная темой добра и зла. Шайка воланда творит убийства и обманы. Они по-своему интересны и привлекательны. Воланд их предводитель, стремится к познанию и истине. Он умеет всё сильное ,значительное и творческое . Будучи князем тьмы он проявляет интерес к свету. Он обладает силой волшебства, творчества, ученостью. Воланд и его свита – кот-бегемот, азазело, благодаря своему дару способны разобраться в том, что твориться в реальной действительности. Но поставить все на своим места не всегда у них получается. Для булгакова важнее было, чтобы эти персонажи фантастические показали бытовую будничную москву. Поражают и московские обыватели, которые способны ошеломить нечистую силу. Все пласьы романа и все герои взаимосвязаны, все объеденены проблемой добра и зла.