Глава 5. знакомство с сократом
Десятиклассник: Как вы думаете, нам должны разрешить принимать наркоту?
Пит: Без понятия, а ты как думаешь?
Десятиклассник: Думаю, нам должны разрешить обдалбливаться, если мы этого хотим.
Пит: Гм, почему ты так думаешь?
Десятиклассник: Потому что у нас должно быть право делать то, что хочется.
Пит: Что ты подразумеваешь под «правом»?
Десятиклассник: Я имею в виду что-то, чего я не должен заслуживать, оно просто должно у меня быть. Понимаешь, о чем я?
Пит: Думаю, да. Ты хочешь сказать, у тебя должно быть право делать все, что хочешь.
Десятиклассник: Нет, не все, если это вредит людям, такого права у нас быть не должно.
Пит: А курение травки кому-нибудь вредит?
Десятиклассник: Нет.
Пит: Никому?
Десятиклассник: Нет.
Пит: А как насчет тебя? Вредит ли она тебе?
Десятиклассник: Вы о чем?
Пит: Я о том, вредно ли тебе курить травку? Вредит ли она твоему организму?
Десятиклассник: Возможно, чуть-чуть.
Пит: Но все-таки вредит, да?
Десятиклассник: Предположим, но…
Пит: Если она вредит тебе, значит, у тебя не должно быть права курить ее, так?
Десятиклассник: Но мне вредит куча всего, и это разрешено.
Пит: Но мы не говорим сейчас о «куче всего», мы говорим о праве делать нечто такое, что наносит тебе вред, и твоя позиция предполагает, что тебе не следует разрешать это делать.
Десятиклассник: Так вы думаете, у нас не должно быть права принимать наркоту?
Пит: Я не знаю, но дело не в том, что думаю я, а в том, что думаешь ты. А ты, по всей видимости, думаешь, что у тебя должно быть право делать что-то, что причиняет тебе вред, и не должно быть права делать что-то, что причиняет тебе вред. Тебе это кажется логичным?
Десятиклассник: Нет, не совсем.
Питер Богоссян. Сократовский диалог, или Имеющий право обкуриться (The Socratic Method (or, Having a Right to Get Stoned)”)
Зачастую в результате продолжительного сократовского диалога человек понимает, что на самом деле не знает того, что, как он думал, он знал.
Питер Богоссян, «Метод Сократа» (Socratic Pedagogy)
В этой главе рассказывается о том, как правильно использовать метод ведения диалога Сократа для освобождения людей от их веры. Метод Сократа может показаться сложным, но, по сути, это просто задавание вопросов и получение ответов.
Уличный эпистемолог может переубедить нерационально мыслящих людей; мне удается делать это вот уже двадцать лет. Но вам потребуется нечто большее, чем общие стратегии, рассмотренные в четвертой главе, чтобы разубедить человека в убеждениях, к которым он пришел не путем логических умозаключений. Помимо верований, к другим случаям ложных убеждений относятся безосновательное, но повсеместно распространенное убеждение, будто владельцев красных автомобилей чаще штрафуют за превышение скорости, или же заблуждение («народная мудрость»), что если выйдешь из дома без куртки, то простудишься, или суеверие, что пройти под стремянкой – к несчастью. В этой главе я расскажу об основном методе, который использую, чтобы помочь людям, угодившим в доксастическую ловушку.
Сократовский метод – эффективное, не требующее материальных вложений, диалектическое вмешательство, которое помогает людям разубеждаться в их вере. При правильном применении сократовский метод может приводить к ситуациям доксастической открытости, т.е. к ситуациям, когда индивиды осознают, что мыслят неправильно. В таких случаях люди теряют определенную часть уверенности, убежденности, приверженности и, соответственно, становятся более открытыми для альтернативных гипотез и объяснений. Людям очевидно собственное невежество. Сократовский метод подобен инструменту в руках верующего, который использует его для того, чтобы подорвать фундамент своего (ложного) убеждения.
Путем диалога Сократ помогал людям самим увидеть , что они не знают того, что, как они думали, они знают.П1 Он разоблачал ложные убеждения, вызывал у своих собеседников чувство беспокойства и выявлял противоречия, задавая точные вопросы в доброжелательной манере. В результате таких бесед люди приходили к переоценке своих убеждений и даже полному их пересмотру. И все это достигалось исключительно вопросами и внимательным выслушиванием ответов.
В начале главы мы поговорим об этапах cократовского метода и подробно, на примерах, рассмотрим проведенные с помощью сократовского диалога успешные и неуспешные вмешательства, которые у меня были за эти годы. В конце главы я покажу читателям сократовские приемы вместе с дополнительными методами терапии, описанными в четвертой главе.
Этапы
Сократовский метод состоит из пяти этапов: 1) задавания вопроса; 2) гипотезы; 3) эленхоса; 4) принятия или пересмотра гипотезы; 5) соответствующих действий (Dye, 1996). Сейчас я кратко объясню суть этих этапов, а затем рассмотрю их на примере актуальных вмешательств, направленных на разубеждение в вере.
Этап 1. Вопрос
Сократовский метод начинается с вопроса. Кто-то интересуется чем-то: «Что такое справедливость?», или: «Есть ли разумная жизнь на других планетах?», или: «Действительно ли карма обусловливает причины и следствия?» и т.д. За вопросом следует предположение. (См. приложение B, где приведены сократовские вопросы, использованные в моем исследовании по развитию критического мышления и способности к логическому рассуждению у заключенных.)
Этап 2. Гипотеза
Гипотезы – это умозрительные ответы на вопросы, заданные на этапе 1. Это предварительные ответы по поводу объекта вопрошания. Например, одним из возможных ответов на вопрос «Есть ли разумная жизнь на других планетах?» будет: «Да, должна быть. Вселенная слишком огромна для того, чтобы это было не так». Другим ответом может быть простое «Нет».П2
Этап 3. Эленхос (вопросы и ответы)
Вопросы и ответы – это основа и центр сократовского метода. По сути, это логическое опровержение, при применении которого Сократ использует контрпримеры для оспаривания предположения. Цель контрпримеров – заставить сомневаться в гипотезе и в конце концов показать ее ложность.
Продолжим наш предыдущий пример.
Собеседник А: Есть ли разумная жизнь на других планетах? [Примечание: этап задавания вопроса. ]
Собеседник Б: Да, должна быть. Я думаю, Вселенная слишком огромна для того, чтобы это было не так [Примечание: этап гипотезы. ]
Сократовский собеседник: Перефразируем Карла Сагана: «Мы можем быть первыми; кто-то должен быть первым, и это можем быть мы». [Примечание: стадия контрпримера и начало эленхоса, который заставляет понять свое невежество. ]
В эленхосе сократовский собеседник генерирует один или больше способов, использование которых приведет к ложности гипотезы. Какие условия будут уместными и могут показать ее ошибочность? Определенно, утверждение об отсутствии жизни на других планетах не является контрпримером, поскольку оно просто гласит, что гипотеза ложна, оно не показывает, почему она может быть ложной. Это может показаться вопросом предпочтения, но обмен репликами крайне важен, поскольку без диалога не будет и вмешательства. Проще говоря, обе стороны вступают в открытую дискуссию.
В примере о жизни на других планетах одно из условий делает гипотезу ложной – «если мы были первой зародившейся разумной формой жизни…». Если мы – первая возникшая разумная жизнь, тогда по определению это означает, что другой разумной жизни во Вселенной нет. Это эффективный контрпример, поскольку он вызывает вопрос относительно гипотезы, т.е. это реалистичное объяснение того, почему других разумных форм жизни во Вселенной может не быть.
Другое условие, которое заставляет сомневаться в гипотезе, таково: «Может быть, что мы – первая возникшая во Вселенной разумная жизнь, но точно так же может быть, что мы – последняя разумная форма жизни». Это контрпример, поскольку содержит возможное условие, которое может сделать гипотезу ложной.
Возможно, когда-то во Вселенной было полно разумных форм жизни, но возможно и то, что существует «Великий фильтр», который либо препятствует ей, либо делает задачу разума по поддержанию своего выживания очень сложной (Hanson, 1998). Вероятность «Великого фильтра»П3 или того, что мы – первая во Вселенной разумная форма жизни, ставит гипотезу под вопрос.
Истинность гипотезы невозможно доказать. Если гипотеза выдерживает повторяющиеся шаги в эленхосе, это означает только то, что на данный момент она прошла процесс фальсификации. Например, вы смотрите в окно и видите озеро, а по нему плавает миллион белых лебедей; тем не менее это не означает, что все лебеди белые. Неважно, сколько лебедей вы видите, это не делает гипотезу, что все лебеди белые, истинной, это только показывает, что ложность гипотезы (пока) не подтверждена.
Один-единственный контрпример может уничтожить гипотезу, но даже миллионы подтверждающих случаев не меняют ее статус. (Между подтверждением и неподтверждением существует асимметрия.) Например, возьмем гипотезу «все лебеди белые». Но однажды вы выходите во двор и видите там черного лебедя. В таком случае ложность гипотезы доказана, хотя до того вы наблюдали белых лебедей миллионами.
Вне зависимости от содержания чьего-либо конкретного убеждения – верит ли человек в реинкарнацию, разговаривающих змей или в то, что Том Круз – Бог, абсолютное большинство индивидов, даже с сильными бредовыми расстройствами, признает существенные, фундаментальные ошибки в своих рассуждениях, такие как противоречия (вещь не может одновременно быть Х и не быть Х) и несоответствия (несовместимость с другими утверждениями). Эленхос – это простой, но эффективный способ ослабить гипотезу, показывая противоречия и несоответствия в чьем-либо процессе размышлений и порождая, таким образом, апорию. Классическая апория, или замешательство, гласит: «Все, что я говорю, это ложь».