I. Критерии научности знания
Как мы помним, у научного стиля есть два сущностных признака: точность, которая в первую очередь связана с использованием терминов и объективность, которая обеспечивается постоянной апелляцией к авторитетным предшественникам. Понятно, что у научного знания критериев больше, и каждый из них более или менее инвариантен в разные исторические эпохи. Критерии научного знания:
1) Общность и систематичность.
2) Общая значимость.
3) Объективность. Независимость от субъекта познания.
4) Наличие специальных осознанных познавательных методов теоретических и практических. Важный критерий.
5) Достоверность.
6) Критикуемость. Критика должна строиться на жестких конструктивных основаниях. В жизни часто это не так: либо необоснованная критика, либо её отсутствие.
7) Дополнительность. В идеале все научные теории должны дополнять друг друга, но это совсем не так.
8) Преемственность. Современная научная действительность предпочитает забывать о ней и копировать западные образцы.
Выше перечислены идеальные критерии научного знания, но почти все они, особенно в настоящее время подвергаются разрушению. Но можно выделить 4 основных признаков научности:
1) наличие методов, 2) системность, 3) историческая преемственность, 4) критикуемость.
Таким образом, можно дать современное определение науки. Наука – это целенаправленная познавательная деятельность, которая вырабатывает системное знание на основании осознанных познавательных методов; причем оно потенциально фальсифицируемо и, как правило, преемственно.
II. Методология науки: определение и принципиальные характеристики
Методология науки занимает промежуточное положение между различными науками, философией и чисто технической стороной.
Отвечая всем четырем критериям, богословие сильнее, чем другие познавательные области, связано с преемственностью, игнорирование которой приводит к ереси. Отправной точкой любого богословского труда является вера. А его аргументация не мыслима без знания Священного Писания, святоотеческого наследия, а также многогранного практического опыта христианской жизни. Этим богословие отличается от религиоведения. Богословскую науку стоит понимать довольно широко, включая в нее с одной стороны догматическое богословие, а с другой литургику и гомилетику. Возникает вопрос: как отличить богословие в качестве способа познания от богословия в качестве научной сферы. Методологию науки можно определить как прагматическую философию науки.
Методология выражается в двух основных формах: дескриптивной и нормативной. Дескриптивная методология – это живая история формирования научного знания со своими прецедентами, аналогиями. Этому уделяется мало внимания, однако дескриптивная методология весьма поучительна. Нормативная же методология – это явно выраженное, сформулированное учение о путях познавательной деятельности. Нормативная методология рождает методологические принципы и именно так самоосознает себя и рефлексирует по поводу своего объема.
У богословия есть своя нормативная методология – Предание. Классической нормативной методологии у богословия практически нет.
Понимая, что есть дескриптивная и нормативная методология, нужно понимать, что ученые руководствуются неявной методологией или протометодологией. Это некий познавательный опыт конкретного исследователя.
11.03.2013
Другой подход к анализу методологии связан с тем, что в ней выделяется формальная и содержательная части. Формальная методология занимается языком и логикой научного знания и, по сути дела, обосновывает его. При всей важности этого, содержательная методология все же важнее. Она фиксирует зарождение нового знания и его рост. Большинство ученых в своих исследованиях используют содержательную методологию; хотя формальная методология тоже нужна, например, для обоснования получения грантов.
В методологии можно выделить 3 пласта, в разной степени приближенных к реальной практике и отдаленных от логики: 1) философский уровень, 2) общенаучный уровень, 3) частнонаучный. Если попытаться установить связь методологии и философии, то напрямую это не получится, поскольку в разное время с разными идеологическими установками, с разным уровнем научного знания и технологии они смыкались с разными традициями философской гносеологии (познания): а) эмпиризм или сенсуализм; б) рационализм или интеллектуализм; в) агностицизм или скептицизм; г) наивно-бытовой.