Общие методологические параметры научного знания
Подводя итог нашему ознакомлению с элементами методологии научного познания, остановимся кратко на проблемах, общих для развития всего научного познания.
Прежде всего, эта проблема достоверности научного знания. Под достоверностью (и очевидностью) обычно понимают отсутствие сомнения в правильности знаний, уверенность в том, что научные положения соответствуют объективным явлениям и законам. Мы уже останавливались на способах обоснования научного знания и выяснили, что критерием истинности наших знаний выступает практика. Но поскольку практика выступает критерием истины лишь, в конечном счете, наука опирается также на некоторые вспомогательные, промежуточные критерии достоверности.
В эмпирическом исследовании таким критерием служит чувственное содержание данных опыта. Однако эмпирическая достоверность не есть только чувственная достоверность. Она содержит в себе и элементы логической, рациональной достоверности, ибо данные опыта формулируются в понятиях и суждениях. Последние же всегда связаны с некоторыми общими представлениями о мире.
Понятие — это форма мышления, в которой предмет мысли отображается в виде совокупности признаков (свойств), характеризующих не один какой-либо произвольно выбранный объект, а целый класс предметов, имеющих эти признаки. Понятие есть результат абстрагирующей деятельности ума, а не просто фиксация чувственно воспринимаемых свойств.
Суждение представляет собой логическую конструкцию, связывающую между собой два или большее число понятий. С помощью суждения как раз и происходит первоначальная дифференциация явлений, отнесение их к какому-либо классу, признаки которого нам известны (это дерево — береза. Иванов симпатичный человек и т.п.).
На теоретическом уровне достоверность знания определяется логическими критериями выводимости, непротиворечивости и т.д. Но эта достоверность не является чисто умозрительной — она опирается на философские
положения, которые синтезируют многовековую практическую и теоретическую деятельность человечества.
Большое методологическое значение имеет проблема наглядности научного знания. Эта проблема стала интенсивно обсуждаться, когда физика вынуждена была вводить понятия, которым нельзя было найти чувственно воспринимаемых, наглядных прообразов — объектов (например, понятие микро, объекта как частицы-волны в квантовой механике). Однако философия давно уже имела дело с абстракциями, которые не выводятся из чувственных восприятий, а постигаются лишь умозрительно.
Вообще под наглядностью следует, по-видимому, понимать не только чувственно-воспринимаемое, а привычное, хорошо известное содержание понятий, которое может и не восприниматься как непосредственно чувственное.
Например, таблица умножения вполне может быть названа наглядной, однако совершенно ясно, что действие умножения нельзя воспринять с помощью органов чувств, оно происходит лишь в мышлении. Но ненаглядные понятия, как это следует из всего развития науки, могут быть очевидными, поскольку они выражают объективные законы.
Говоря о соотношении факта и закона, надо отмстить следующие положения: 1. Научные факты фиксируют мир на уровне явления; 2. Эмпирические законы дают суммарное описание группы явлений, вскрывают им сущность, которую можно назвать сущностью первого порядка; 3. Теоретические законы дают объяснение и предсказание явлений, вскрывают более глубокую их сущность.
Постоянный прогресс техники, расширение сферы экспериментальных исследований, обусловленное требованиями практики, и другие факторы обеспечивают непрерывный количественный рост эмпирических научных знаний. В первую очередь происходит накопление научных фактов. Все это вместе взятое составляет эмпирический базис науки.
В теоретический базис науки входят общие идеи о природе, обществе и .познании, в первую очередь, та или иная концепция соотношения духовного и материального. Именно эта проблема, как известно, является одной из центральных тем философии и философствования. Доминирующие в данный период философские идеи включены в теоретический базис в качестве его важнейших компонентов.
Теоретический базис пересматривается тогда, когда одни идеи заменяются другими. Тот или иной теоретический базис характеризует определенный качественный этап в развитии науки. Переход от одного базиса к другому составляет качественный скачок в развитии научного познания.
Взаимодействие философии