Познание как предмет философского анализа
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание.
Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.
Выделяются обыденные и научные знания. Познание различается и своим предметом. Познание различается и
своим предметом: природа, человек, общество, культура, религия.
Эмпирическое познание.
1) ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное
воздействие на органы чувств;
2) восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности
всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;
4) представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы
чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.
Теоретическое познание.
Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся
в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на
основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления:
1) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах
неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли,
четко классифицировать, строго систематизировать факты;
2) разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего,
характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Рациональное (абстрактно-логическое) познание
Формы рационального, или абстрактно-логического познания: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это абстрактно-логическое явление в котором выражается некий обобщенный смысл в отношении класса
(группы) объектов. Понятие в подавляющем большинстве случаев выражено в виде языковых форм – слов.
Суждение – это некоторое высказывание об объекте, в котором что-либо утверждается или отрицается.
Умозаключение – это вывод, построенный по форме суждения, но содержательно более сложного, выступающего итогом
осмысления более простых первоначальных суждений. Все законы, как формы научного знания – это суждения,
а теории – это уже умозаключения.
Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования
Духовной жизни общества
Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который отличает их бытие от чисто природного и
придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более
глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя,
своего предназначения и жизненного смысла.
Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются
проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение
по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие
способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то
«вкеличност-ным», составляющим «мир человека».
Духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется
подлинно человеческая сущность.
Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в
виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смыс-ложиэненных
ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального
и индивидуального бытия.
Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма
отражений объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Создаваемый человеком идеально-духовный
мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам.
В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью.
Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.
Элементами духовной жизни общества принято считать также:
* духовные потребности;
* духовную деятельность и производство;
* духовные ценности;
* духовное потребление;
* духовные отношения;
* проявления межличностного духовного общения.