Понятие социального института
Как социальный институтнаука начала оформляться в ХХ'П-ХУШ вв. В это время в Европе возникли первые научные сообщества, такие как академии, начали складываться новые типы коммуникации ученых. В XVII в. конституируется сообщество естествоиспытателей, причем не только благодаря научным сообществам и академиям, но и в рамках так называемой «Республики ученых», основанной на частной переписке на латыни между исследователями. Переписка становится средством совместного обсуждения промежуточных результатов экспериментов, их интерпретации и объяснения гипотез. Наряду с книгами, в которых излагаются взгляды на природу, письма ученых друг другу становят-; средством закрепления и передачи научного знания.
Углубление специализации научной деятельности приводит в конце XVIII - первой половине XIX в. к возникновению дисциплинарных объединений исследователей. Начинают формироваться научные журналы. Основным продуктом научной деятельности становится научная статья наряду с монографией. Национальные языки постепенно вытесняют латынь. На смену «Республике ученых» приходит множество дисциплинарно организованных сообществ. Наряду с академическими учреждениями, возникшими в XVII - начале XVIII в. формируются новые ассоциации ученых. В системе образования также возникают новые веяния. В университетах возникают новые предметы, включающие кроме традиционно гуманитарных наук также естественнонаучные и технические дисциплины. Открываются новые образовательные центры подготовки специалистов, например Политехническую школу в Париже, 1795.
В XIX в. образование начинает строиться на основе специализации по отдельным областям научного знания, что соответствует конституированию дисциплинарной организации науки. Формируется особая профессия научного работника, связанная с целенаправленной специализированной подготовкой научных кадров как способом воспроизводства субъекта научной деятельности.
В XX в. в организации науки наблюдаются заметные изменения, связанные с формированием многообразных типов объединений ученых, крупных исследовательских коллективов. Наука превращается в особый тип производства научных знаний, осуществляется целенаправленное финансирование, особая экспертиза исследовательских программ, их социальная поддержка. Формируется особая промышленно-техническая база, направленная на обеспечение научного поиска, наблюдается сложное разделение труда и целенаправленная подготовка научных кадров. Наряду со специализированными исследованиями в отдельных областях науки формируются междисциплинарные направления, учитывающие диалог естественных, гуманитарных и технических наук. Вместе с классическими объединениями ученых в рамках НИИ, академий, научных центров в университетах возникают неформальные объединения ученых, в том числе и на межгосударственном уровне. Важным событием науки XX в. является формирование научных школ. Так, в области методологии науки начиная с 1950-х гг. осуществляется интенсивная логико-методологическая работа отечественных ученых. В 1952 г. начинает работать Московская методологическая школа, Киевская методологическая. Основателем Минской школы является академик В.С. Степин, под научным руководством которого защищены кандидатские и докторские диссертации. Возникновение к концу XX в. компьютерных сетей и мировой сети Интернет обеспечивает формирование новых типов научных коммуникаций, связанных с возникновением открытых сетевых диссертаций, пресс-конференций, компьютерных журналов, статей, монографий, учебных пособий и т. п. В современных условиях возрастают функции науки как социального института, направленные на органическое соединение достижений научно-технологического мышления нравственно-аксиологическими ценностями, взаимодополнение науки, морали, искусства, гуманитарного и технического знания, образовании и воспитании современного человечества
Под институциализацией науки понимается процесс, связанный с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности. Этот процесс сопровождался и сопровождается возникновением и консолидацией ученых сообществ, научно-исследовательских и специальных учебных заведений, научных журналов и пр.Первые признаки институциализации науки намечаются в глубокой древности, когда знания сакрализуются, засекречиваются от непосвященных и становятся достоянием особого социального слоя — жрецов, шаманов и т.д., окутываются оккультными и магическими представлениями и пр. Позже возникли научно-философские и учебн. заведения Академия Платона, Ликей Аристотеля. Образование крупных эллинистических монархий в III в. до н.э. существенно изменило условия развития науки. В Константинополе возникает высшая школа (университет), которой руководит Лев Математик. Преподавание в нем строилось по античному образцу, программа предусматривала изучение «семи свободных искусств»: тривиума (грамматики, риторики, диалектики) и квадривиума (арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Несколько позже появились университеты в Европе. Старейшими среди них являются Болонский (1119), Парижский (1160), Оксфордский (1167), Кембриджский (1209), Падуанский (1222). Они были не только учебными, но и научными центрами.Особое значение имело изобретение И. Гутенбергом европейского способа книгопечатания. В1917 г. в США организуется Национ. исследовательский совет(координ-й исследовательскую деятельности гос-х, университетских, промышленных учреждений.В середине XX в. наука претерпевает глубокие сруктурные изменения, обусловленные новыми соц-экон-ми требованиями: превращается в сферу массового произв-ва знаний. Бурно развиваются биотехнологии, микроэлектроника, информатика, происх. массовая компьютеризация.Все это требует существенно иных организации научной деятельности, новых принципов построения научных коллективов.Во второй половине 20в. под влиянием совершенствования транспортных средств, глобальной компьютеризации и др.факторов расширились возможности общения между учеными и ускорился процесс интернационализации взаимоотношений между ними. Принадлежность ученых к одной стране (тем более к одному научному учреждению) теряет прежнее значение. Отношения между поколениями уступают пальму первенства «параллельным» отношениям между учеными. Понятие научной школы отходит на второй план и заменяется такими понятиями, как научное сообщество, «незримый колледж».