Экономическая и духовная сферы жизни общества
План
1. Основные элементы экономической сферы жизни общества
2. Способ производства, производительные силы, производственные отношения.
3. Духовное производство. Функции духовного производства.
4. Духовная сфера жизни общества: уровни общественного сознания.
5. Формы общественного сознания
Методические рекомендации
При подготовке ответов на вопросы обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: сущность социальной общности. Объективные и субъективные факторы социальных связей. Этническая и демографическая структуры общества: род и племя как основная социальная ячейка доклассового общества; народность и нация как исторически сложившиеся общности людей. Общество как единоцельная система определенного множества народа. Народонаселение - генеральная общность демографической структуры. Классовая структура общества. Поселенческая и профессионально-образовательная структуры общества. Сущность урбанизации. Образование - необходимый компонент воспроизводства общественного человека. Духовное производство и духовные потребности. Функции духовного производства. Структура общественного сознания: обыденное, теоретическое, массовое. Общественная идеология и общественная психология. Формы общественного сознания, их возникновение и развитие
Доклады и сообщения
· Материальное производство как основа жизнедеятельности общества.
· Исторический материализм о сущности производства.
· Современные западные концепции о техническом прогрессе.
· Государство и экономика.
Семинар 12.3
Социальная и политическая сферы жизни общества
План
1. Понятие социальной общности.
2. Этническая и демографическая подсистемы социальной сферы жизни общества.
3. Классовая, профессионально-образовательная подсистемы социальной сферы жизни общества.
4. Политическая сфера жизни общества (политическая система, государство, политическая власть, политический режим).
Доклады и сообщения
· Современная демографическая картина в Российской Федерации.
· Развитие межнациональных отношений в современном мире.
· Сущность национализма.
· Радикальные проявления национализма в современной международной парадигме.
· Государство и гражданское общество.
· Сущность, структура иформыполитическойжизни.
· Политический режим.
Основные понятия
Мальтузианство, органическая теория, отчуждение, расизм, социальный дарвинизм, социология, биологизаторство, политическая корректность, экзогамия,эндогамия.
Используемая литература: [1; 3; 6; 9; 10-12; 14; 16; 19; 32; 35; 39; 40; 64-84].
Тема 13
Философия истории
Цель занятия: выяснение понимания исторического развития общественных отношений. Основные направления восприятия философии истории. Теории локальных и линейных цивилизацийНа основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.
Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Теории цивилизации в социальной философии (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).
2. Сущность теории общественно-экономической формации (К. Маркс).
3. Циклический, линейный и спиралевидный типы социальной динамики.
4. Эволюционное и революционное в историческом процессе. Общественный прогресс и его критерии.
Методические рекомендации
При подготовке ответов на вопросы обратите внимание на понятие «цивилизация», которая настораживает своей многозначностью; в него вкладывалось и вкладывается самое различное содержание. 1) как синоним культуры (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые); 2) как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О. Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.
Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.
Многие историки и философы стали искать объяснения своеобразного развития не только отдельных стран и регионов земного шара, но и истории человечества в целом. Так в XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций.
Доклады и сообщения
· Теория «Осевого времени» Карла Ясперса.
· Возникновение понятия прогресса в философии эпохи Просвещения. Достоинства и недостатки первых концепции прогресса.
· Современные дискуссии о теории формаций и формационном подходе к общественной жизни.
· Конец идеи прогресса» (Б. Рассел) и «разочарование в прогрессе» (Р. Арон) как особенность западной философии 20 в.
· Философ-просветитель Кондорсе о прогрессе.
· Философские проблемы периодизации истории.
Основные понятия
Культура, «локальная цивилизация», «Осевое время», прогресс, регресс, формация, цивилизация, элита.
Используемая литература: [1; 3; 6; 9; 10-12; 14; 16; 19; 32; 35; 39; 40; 64-84].
Примерная тематика эссе
1. Смертная казнь: философский аспект проблемы.
2. Философия существования делинквентной культуры.
3. Наказание и казнь: философские взгляды Мишеля Фуке.
4. Женская преступность в свете философского анализа.
5. Детская преступность в свете философского анализа.
6. О сопротивлении злу силой: к полемике И.А. Ильина с Л.Н. Толстым и Н.А. Бердяевым.
7. Метафизика зла. Философские концепции о причине и следствии преступного поведения.
8. Сократ о нравственности.
9. Время человеческого бытия.
10. Познай себя: философия о причинах, побуждающих к аморальности.
11. Возможно ли исправление наказанием: философский аспект.
12. Проблема личности в философии Иммануила Канта: совместимы ли категории «преступник и личность».