Философия русского политического радикализма
(народничество 60—80 гг. в России)
НАРОДНИЧЕСТВО — система взглядов мелкобуржуазной крестьянской демократии в России; разновидность утопического социализма и философского нигилизма. Идеология философского нигилизма выражена Д. И. Писаревым: «Надо делать то, что целесообразно, а не то, что красиво» |
Народничество 60-80 гг. XIX в. в России |
Народники-пропагандисты (признавали основным средством подготовки к социальной революции пропаганду революционных идей среди народа). Петр Лаврович Лавров (1823-1900) | Народники-анархисты (считали, что народ уже готов к революции, а отсюда призыв к бунтам и восстаниям). Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) | Народники-заговорщики (возлагали надежды на узкую заговорщическую организацию) Петр Никитич Ткачев (1844-1886) | ||
▫ Философия, согласно П. Лаврову, «должна внести единство во все сущее, как сущее для человека», ибо все теряет смысл за рамками человека. П. Лавров создает философскую систему, в которой философия природы рассматривает внешний мир, философия духа — внутренний, духовный мир человека, философия истории — действие личностей. ▫ Исходя из этого он излагает свое философское учение в трех аспектах — как философия в знании, философия в творчестве, философия в жизни. ▫ В социологии он разработал субъективный метод. Исторический прогресс рассматривался посредством субъективных оценок, с точки зрения нравственных идеалов мыслящих людей. Его социологическая концепция была субъективно-идеалистической и метафизической. | ▫ М. Бакунин в 30-х годах был гегельянцем, в 40-х годах — левогегельянцем, в 60—70-х годах выступал как материалист и атеист. Его революционный идеал был смоделирован по схеме: витальные потребности рождают экономику, ее противоречия; противоречия рождают мысль, а бунт — свободу. ▫ П. Кропоткин конструирует синтетичскую философию как некое единство натурфилософии и социологии. Предметом ее является природа и общество; экономика, политика, нравственность. Условием общественного прогресса, по его мнению, яляется устранение частной собственности и государственной власти посредством революции и утверждения «анархического коммунизма» как федерации свободных производственных общин-коммун. | ▫ Свое мировоззрение П. Ткачев называл «реалистической философией», «реализмом», понимая под ним «... трезвое отношение к вопросам жизни». ▫ Рассматривая историческую действительность как объект политического действия, П. Ткачев создал целую философию исторической инициативы. Суть его теории заключалась в том, что «разрушительно революционная сила» народа, руководимая «критически мыслящим революционным меньшинством», берет власть в свои руки. Далее уничтожаются «реакционные элементы», осуществляются прогрессивные реформы в обществе и создается союз «братской любви и солидарности». |