Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа - Отражение реальности в форме чувственных и умственных образов.
Сознание
Философия ставит в центр своего внимания проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.
Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен настолько сложен, что его исследует целый ряд наук: психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др.При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению вопроса о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания.
Следует отличать понятия психика и сознание.
Психика – это то что мы обнаруживаем внутренним взором вглядываясь в себя. Мысли, эмоции, воспоминания и т.д. Сознание– высший уровень психики, которого нет у животных.
Сознание человека кардинально отличается от психик животных.
1. Психика животных носит ситуационный характер. (Здесь-и-сейчас).
Человеческая психика носит надситуативный характер. (любая ситуация во внеситуативном контексте, к каким последствиям приведет, соответствует нормам или нет)
2. Сознание человека – полицентрично. Много «я», много ролей. Животное всегда одно.
3. Только человеческое сознание образует огромный внутренний мир, куда уходит человек. И внешний мир может ничего не значить.
4. В человеческой психике есть обширный слой нечувственных образований - понятия, норм, тесно связанных с речью и языком.
Помимо сознания в структуру психики входит и бессознательное. Бессознательное– это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций.
Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа - Отражение реальности в форме чувственных и умственных образов.
Что же такое отражение? Отражение — это универсальное качество материи, процесс и результат взаимодействия, при котором особенности одного объекта в иной форме воссоздаются в особенностях другого объекта. Поскольку взаимодействие присуще всем материальным объектам, то и отражение следует рассматривать как всеобщее свойство материи. Взаимодействие предметов никогда не проходит бесследно, обязательно остаются последствия. Причем необходимым условием отражения является похожесть, соответствие с отражением. В развитии отражения как общего свойства материи можно условно выделить три больших этапа: отражение в неживой природе, отражение в живой природе и отражение на социальном уровне. Этим этапам отвечают следующие формы отражения
общество, человек - отражение в форме сознания
организмы, обладающие органами ощущения - психическое отражение (чувства, восприятия, представления)
Простейшие организмы - физиологическое отражение (раздражимость)
Неживая природа - физико-химическое отражение
Физико-химическое отражение происходит по законам механики, физики, химии. Такое отражение имеет пассивный характер. След не оценивается объектом, на котором он появился. Особенность физико-химического отражения состоит в том, что оно может осуществляться только в непосредственном контакте. Следствия таких контактов содержат определенную информацию о характере взаимодействия. Годовые кольца на срезе дерева, например, могут рассказать о климатических условиях в разные годы. Поэтому важная черта любого отражения — это информативность. Один объект оставляет о себе память в другом, и эта память сохраняется определенное время. Итак, отражение — это общее свойство материи, которое состоит в информационном воспроизведении особенностей отражаемого предмета.
Физиологическое отражение возникает на начальной стадии развития живой природы и присуще одноклеточным структурам. Более простой формой отражения является раздражимость. Это свойство живых организмов выборочно реагировать на физико- химическое воздействие и обнаруживаться в активных реакциях на факторы, имеющие непосредственное биологическое значение для организма. На основе раздражимости возможно лишь пассивное приспособление к среде. Это означает, что простейший организм лишь выбирает более благоприятные условия существования среди имеющихся, но сам их не ищет и тем более не создает.
Психическое отражение возникает на более высоком этапе развития живой природы. Особое значение имеет возникновение нервных клеток, которые принимают сигналы от внешних раздражений. Постепенно происходит дифференциация функций между нервными клетками. Одни специализируются на восприятии сигналов света, другие — звуковых, третьи — вкусовых и т. д. Таким образом, возникают отдельные специализированные органы ощущений и разветвленная нервная система, которая согласовывает их работу. Это знаменует появление отдельной формы отражения — чувствительности, т. е. отражения в форме ощущений, восприятий и представлений. Появление чувствительности означает переход от пассивного приспособления к активно-поисковой ориентационной деятельности, которая осуществляется в форме наследственного инстинктивного или личностно-приобретенного поведения. Инстинктивное отражение характерно для всех бесхребетных. Оно состоит в том, что в стереотипных ситуациях все представители определенного биологического вида ведут себя одинаково. На качественно высшую ступень поднимается отражение позвоночных, у которых появляется головной мозг и центральная нервная система. Способ отражения окружающего мира с помощью головного мозга называется психикой. Ее суть состоит в том, что у высокоорганизованных животных кроме безусловных рефлексов (инстинктов) существуют также условные рефлексы, которые становятся основой более сложного личностно-приобретенного и ориентационного поведения. Условные рефлексы — это временные нервные связи, возникающие в результате того, что организм на протяжении определенного времени подвергается действию одних и тех же или похожих факторов. Механизм их действия основан на открытом И.П. Павловым принципе обратной связи, задача которого —постоянно ставить в известность мозг о том, что происходит в управляемой им системе и окружающей среде. Причем идет оповещение не только о работе того или иного органа, но и об эффекте этой работы, которая дает возможность корректировать поведение. Итак, условные рефлексы выполняют роль сигнализатора, предупреждая о событиях, которые должны произойти, что является необходимым условием опережающего отражения.
Носителем отражения в форме сознания является человек, Психика животных выступала
той биологической предпосылкой, на основе которой развилось человеческое сознание. Несмотря на генетическую общность психики человека с психикой животных, их отражение не следует отождествлять. Сознание — это высшая форма отражения.
Оно имеет принципиально иной характер и находит свое проявление:
во-первых, в том, что чувственное отражение наполняется более глубоким и осознанным содержанием. Возникает своеобразнаянадстройка над ним — абстрагирование, которое состоит в мысленномвыделении отдельного предмета, отношения, свойства изсовокупности предметов, отношений, свойств. Абстрагирование
является способом превращения наблюдений и представлений в понятия. Оно расчленяет, разрывает, схематизирует целостную подвижную действительность. В отдельно взятой абстракции субъект отходит от действительности. Но именно это обеспечивает изучение отдельных сторон предмета в чистом виде и, таким образом, проникновение в их сущность;
во-вторых, сознание отражает мир не в чувственно-наглядных, а в идеальных образах. Что такое идеальное? При рассмотрении категории идеального надо иметь в виду, что идеальное характеризует, во-первых, гносеологическоеотношение сознания к бытию, выявляя принципиальное отличиемежду отражением и отражаемым, образом и объектом. Это отличиесостоит в том, что идеальные образы, отражая свойства реальныхобъектов, сами этих свойств не имеют. Идеальному образуне свойственны какие бы то ни было физические, химическиеи прочие признаки материальных объектов. Они не имеют нипространственных размеров, ни геометрических форм, ни объема,ни массы и т. п. Образ розы не пахнет, а от образа огня дажепапиросу не прикуришь. Идеальное — это то, что существует и несуществует одновременно. Его нет как особой субстанции, котораясуществует наряду с материей, но оно есть как субъективнаяреальность. Субъективность означает, что идеальное всегда принадлежитсубъекту, человеку или группе людей и не существуетбез своего носителя, поэтому в содержании образов и понятийсознания отражаются особенности жизненного опыта его носителя, его интересы, чувства, расположение духа, переживания и т. д.
Субъективность также означает неполноту отражения, которая связана с тем, что в ощущениях дается не зеркальная копия, а более или менее приближенное воспроизведение свойств предмета.
в-третьих, человеческое отражение носит не приспособительный, а активно-преобразовательный характер. Человека не удовлетворяетто, что дано природой, и он стремится изменить этуданность так, чтобы она отвечала его потребностям. Это человек
осуществляет прежде всего в своем сознании. Содержание сознания так или иначе практически реализуется. Но перед этим оно приобретает характер замысла или идеи. Идея — не только знание, но и планирование того, что возможно. Идея — понятие, ориентированное на практическую реализацию. Человек сначала в сознании создает, конструирует новое — проекты зданий, машин, технологические процессы, а потом воплощает их в действительность с помощью труда. Потребности человека, отражаясь в сознании, приобретают характер цели, т. е. идеальной модели желаемого будущего. Реализуясь в практической деятельности, цель материализуется в предметной форме, в формах реально существующих предметов, которых раньше не было в природе.
Структура сознания
В зависимости от роли основных компонентов сознания в регулировании человеческой деятельности в его структуре можно вычленить сферы: когнитивную, эмоциональную и мотивационно-волевую.
Познавательные психические процессы
Ощущение
-экстероцептивные, о внешнем мире, цвет, запах и т.д.
-интероцептивные, внутренние состояния нашего организма (голод, боль)
-пропреациптивные, сообщающие человеку о положении его теле в пространстве, о движении, взаимном расположении частей тела. (Тест невропатолога)
Восприятие, свойства:
- предметность (внутри нашей психики, выносим из психики, и воспринимаем как внешний предмет)
-целостность (воспринимаем, достраиваем до некого целого множество точек) Мозаика
-константность (один и тот же предмет, если меняются ракурс, освещенность)
-категорийность (идентифицировать, отнести к какому-то классу)
Внимание – сосредоточенность сознания на явлениях внешнего или внутреннего мира или на какой-то деятельности.
- Объем внимания – кол-во предметов, которых ты можешь удерживать в зоне своего сосредоточенного внимания. 7+-2.
- Устойчивость внимания. Способность не отвлекаться на внешние раздражители.
- Распределенность. Способность одновременно удерживать в зоне внимания независимые друг от друга процессы.
- Переключаемость. Насколько быстро человек может переключать свое внимание с одного на другое.
Память – способность человек воспроизводить в своем сознании элементы прошлого опыта.
Включает 2 процесса: запечатления и извлечения. Запечатлеваем все. Эффективность извлечения зависит от того как был организован процесс запечатления. Значима была информация или нет. Чем менее значимо, тем хуже запоминается. Насколько эмоционально подан материал. Если активно добывал информацию, то она лучше запоминается.
Разновидности памяти.
-вербальная (словесная) и невербальная (каналы – слуховая, обонятельная и т.д.)
-кратковременная и долговременная
Воображение – способность человека произвольно вызывать в своем сознании какие-то содержания, которые не являются фактами его опыта. Планы, средства, то, что не буду делать, мечта.
Эмоциональная сфера выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе.
Эмоции – психические напряжения, вызванные значимой для нас информацией
положительные, отрицательные. (Стенические – бросают в действие. Астенические – удовольствие)
Относят также - Устойчивые чувства – любовь, ненависть, зависть, ревность (даже если не видим) (не ситуативный, а устойчивый характер)
Гнев, неприязнь – ситуативная эмоция
Мотивационно-волевая (или ценностно-смысловая) сфера «ответственна» за формирование мотивов, интересов, духовных идеалов личности в единстве со способностью достигать цель. В этой сфере формируется и развивается не истина как форма согласования сознания, мысли и предметной действительности, а ценности красоты, справедливости, добра, долга как форма согласования действительности с нашими идеалами, целями, убеждениями.
Воля – специфический человеческий механизм регуляции поведения - Отличие от животных
2 формы, вариации проявления
1) Блокировка непосредственного поведенческого инстинкта
2) С помощью воли человек мобилизует энергетические резервы организма, где естественного энергетического импульса, эмоционального или потребностного не достаточно
Посредством воли человек выходит за пределы актуальной ситуации.
Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности. В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей.
Мышление – психический процесс, направленный на получение нового знания, на основе уже имеющегося. Надо отличать от потока сознания (бега мысли, где нет сознательной направленности на получение новой информации)
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать по-ступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры.