Ни для кого не секрет, что человек выражает свои мысли, чувства, желания с помощью слов, заключённых в предложения. Мысли глубокие, сложные наиболее точно может выразить сложное предложение, поэтому роль таких предложений (бессоюзных, сложносочинённых, сложноподчинённых) в речи разговорной и книжной огромна. А вот известный лингвист Николай Максимович Шанский считает, что «на примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». В сложноподчинённом предложении выделяется главная и придаточная части. Придаточная часть раскрывает, дополняет содержание главной. Я считаю, что Николай Максимович говорит о смысловых отношениях между главной частью и придаточной, которая в ряде случаев оказывается более информативной в предложении и позволяет чётче выразить свою точку зрения, а в художественном тексте – отношение автора или рассказчика к какому-либо событию, действию или предмету. Так что не могу не согласиться с высказыванием Н.М.Шанского.Попробую доказать свою точку зрения с помощью текста Анатолия Георгиевича Алексина – писателя и драматурга. В данном тексте очень много сложных предложений, особенно сложноподчинённых, потому что автор рассказа передаёт читателям внутреннее состояние главного героя, его мысли, чувства, переживания. В предложении № 2 («Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу») четыре придаточных изъяснительных части точно выражают отношение Толи к осени, это его восприятие мира в данный момент. Возможно, это и выражение авторской позиции к данному времени года, ведь в воле писателя выбрать именно такую структуру предложения. В последнем предложении данного текста придаточная часть вновь оказывается более информативной, чем главная, и помогает сформулировать точку зрения героя по поводу собственного поведения в тот момент, когда он находится в классе на уроке. Толю переполняют эмоции, когда он видит маму за окном, но крикнуть ей он ничего не может, «потому что на уроке кричать не полагается». Сложноподчинённое предложение помогает читателю понять, почему мальчик так ведёт себя. Итак, мы видим, что сложноподчинённое предложение в нашей речи действительно имеет большое значение. Оно помогает человеку выразить отношения между миром и собственной точкой зрения. | Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». Валгина Нина Сергеевна - профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка Московского государственного университета печати – утверждает: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». О чём же пишет современный лингвист? Попробуем разобраться. Слово «синтаксис» берет начало в 3 веке до н.э., уже тогда с его помощью обозначались языковые явления – связи слов и словоформ в предложении. Синтаксис вместе с морфологией составляет грамматику русского языка. Синтаксис (гр. syntaxis – составление) – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, различные типы синтаксических единиц, их строение, функции и условия употребления. Получается, что синтаксис изучает строй связной речи. Строительным материалом для грамматических единиц служат слова (а слова служат для того, что называть предметы и явления окружающего человека мира) и формы слов, которые определённым способом связываются между собой. Таким образом, объекты синтаксической науки – это не только словосочетания и предложения, но и их компоненты: слова и формы слов. Но слова и формы слов в синтаксисе изучаются лишь с точки зрения их связей при образовании словосочетаний и предложений, а также с точки зрения их функций в составе этих синтаксических единиц. Синтаксическими единицами являются предложение и словосочетание. Их роль и назначение в речи неодинаковы. Минимальной единицей общения является предложение. Предложение – основная синтаксическая единица. Оно служит главным средством выражения и сообщения мысли в процессе общения между людьми. Словосочетание представляет собой вспомогательную единицу, используемую для построения предложения. Следовательно, синтаксис изучает предложение – его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание – минимальное грамматически связанное объединение слов. Т.е. существует два раздела синтаксиса: синтаксис предложения и синтаксис словосочетания, которые подробно описывают строение данных синтаксических единиц. Обратимся к тексту _________________. В нём рассказывается о __________________ (о чём текст? Кто герои? Что с ними происходит? О чём они размышляют? И т.п.). Свои мысли о __________ герой выражает с помощью связанных друг с другом по смыслу и грамматически предложений: _____________________________________. Все предложения в тексте состоят из разного вида словосочетаний, которые служат для определения явлений окружающего человека мира и постигаемого человеком мира. Например, _______________ (выписать словосочетания, характеризующие окружающий человека мир, назвать типы словосочетаний: согласование (сущ.+прил., причастие), управление (сущ.+сущ.), примыкание (глагол+наречие). Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию, поделиться своими чувствами, эмоциями, рассказать обо всём на свете. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные синтаксические единицы. |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Б. В. Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Все мы знаем, что человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Всё, что мы говорим и слышим, - это устная форма речи, например: беседа с приятелем, ответ на уроке, разговор по телефону, просмотр телепередач и т.п. Всё написанное – письменная форма речи, например: письмо другу, чтение книги, выполнение упражнения по русскому языку и т.п. Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? На этот вопрос нам и даёт ответ Борис Викторович Шергин, говоря, что «устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». О чём же пишет лингвист? Попробуем разобраться, обратившись за примерами к тексту __________________. В произведениях художественной литературы писателю зачастую необходимо передать в письменной форме устные фразы, произнесённые литературными героями. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства, знаки препинания. Основной формой устной речи является диалог. Записывая разговор героев, писатель применяет специальные правила оформления диалога: 1) характерное пунктуационное оформление реплик (тире перед каждой репликой начинается с большой буквы и с красной строки); 2) возможное указание на принадлежность реплики (слова автора); 3) знаки завершения реплики. Например, в тексте ____________ в предложениях №__ и № ___ мы видим переданный в письменной форме, подвергнутый определённой обработке разговор _____________ (назвать героев). Чтобы воспроизвести живую речь на письме, автор использует диалог. Данное синтаксическое средство помогает нам понять настроение и характеры героев, ... (что ещё помогает понять разговор героев друг с другом?). В устной речи мы часто обращаемся к собеседнику по имени или по имени, отчеству. Такое слово или сочетание слов в разделе синтаксис называется обращением. На письме обращение выделяется знаками препинания. Например: ______________________________ (выписать из текста, кто к кому обращается и с какой целью) В устной речи мы используем короткие предложения, на письме это передаётся с помощью простых предложений (например, .... найти предложения, где выделяется только одна грамматическая основа), нераспространённых предложений (найти (если есть) предложения, где есть только грамм.основа, нет второстепенных членов). А в письменной форме возможны предложения сложные (№ ___, можно взять пример из части В с заданием на сложное предл.), распространённые, осложнённые (примеры в части В на нахождение обособленных членов предложения). Итак, устная речь создается в процессе разговора, а письменная – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Следовательно любая устная фраза, перенесённая на бумагу, будет подвергнута определённой обработке: простые предложения, обращения, диалог и т.п. | |