Проблемы познаваемости мира
Во все времена для философии традиционным являлся вопрос – познаваем ли мир, способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познать мир.
С разных позиций и по разному положительно решали этот вопрос Гегель, французские материалисты XVIII века, Фейербах, русские материалисты и философы марксисты – гносеологический оптимизм.
Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания – агностицизм.
Едва ли можно назвать философов, полностью отрицавших возможность познания мира, поэтому агностицизм можно определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элемент агностицизма содержится у софистов. Протогор полагал, что знания о вещах изменчиво и текуче, поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и в противоположном образе. Поэтому в мире нет ни чего истинного, как и нет ничего ложного.
СКЕПТИЦИЗМ: философия софистов послужила непосредственным источником античного скептицизма. Один из представителей скептицизма считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому не мог предпочесть какое-либо знание о них. Софисты и скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность его общей значимости, отметив относительный характер знания, они игнорировали его относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий.
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Любая деятельность как форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта.
СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленный на объект.
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – то на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.
НАПРИМЕР – планета Нептун, существующая как объективная реальность, со времени возникновения солнечной системы становится объектом познания лишь после её открытия в 1846 году. Субъектом познания является, прежде всего, индивид, поскольку именно он наделён сознанием, ощущением, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами. Он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Субъектом познания может быть коллектив, социальная группа, общество в целом. Субъект на уровне общества входит в различные экспериментальные установки, приборы, но они выступают как элемент системы – «субъект», они сами по себе.
Общество считается универсальным субъектом познания в том смысле, что в нём объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. Вне общества нет, и не может быть никакого познания и практики. В тоже время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность отдельных субъектов. В понятиях субъект-объект много относительного. Если что-то в первом отношении выступает как объект, в другом отношении – субъект и наоборот.
Студент А – есть субъект познания и в тоже время для субъекта Б - объект познания. Каждый человек способен сделать объектом познания самого себя, поскольку изучает свое поведение, чувства, мысли.
Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления.
Например:- сознание индивида – объект для психолога.
В разных философских учениях субъективные и объективные познания трактуются по разному. В материализме 18 века общество рассматривается как нечто существующее независимо от субъекта. А субъект – индивид, пассивно воспринимается обществом (СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ).
В идеалистических системах субъект выступал как активное творческое начало, под ним понималось индивидуальное сознание, которое творит. Объект в виде комбинаций ощущений (Беркли) или вне человеческий субъект (Вангог – мировой разум, который творит и познает действительность).
Познание рассматривается как взаимодействие субъективного и объективного, именно поэтому познавательная деятельность и её результат содержат в себе субъективное (зависит от субъективного), и объективное (определяется объектом и от субъективного не зависит).
Субъективная сторона познания обусловлена тем, что познающий субъект – это не абстрактный человек, а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.