Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика
Каждая наука имеет свой метод. Философский метод - система общих приемов теоретического и фактического освоения действительности, способ обоснования системы философского знания.
Философский метод по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Различные философские школы формулируют различные философские методы, выраженные в философских категориях, принципах и законах.
Материализм и идеализм. Они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором – как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ собственных ощущений (субъективный идеализм).
Диалектика и метафизика. Диалектика - учение о закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Зарождение в античности. Этот этап часто характеризуют как наивную, диалектику, т.к. взгляды первых философов на мир были во многом наивны.
Объективная диалектика - это движение и развитие в материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная диалектика - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективная диалектика вторична, объективная - первична. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
Диалектика совместима как с материализмом и идеализмом. В первом случае это материалистическая диалектика(К. Маркс и Ф. Энгельс), во втором – как идеалистическая диалектика (Гегель).
Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи (т.е. окружающий мир состоит из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов).
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность - создание однозначной, статичной картины мира. Метафизический метод рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т. д.
Термин «метафизика» был введен А. Родосским.
Самая характерная, существенная черта метафизики - односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире - того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.
Метафизика изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:
1. Старая метафизика – (XVII-XIX в.) Специфика ее - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.
2. Новая метафизика - не отвергает всеобщую связь явлений, их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.
Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса, это:
Сенсуализм (от лат. чувство) – методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).
Рационализм (от лат. – разум) – основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).
Иррационализм – отрицает или ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).
Все эти философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира.