Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Семинары | СРС | Всего |
Историко-философское введение | |||||
Философское понимание мира | |||||
Философская антропология | |||||
Социальная философия | |||||
Творческая работа (эссе) | |||||
Всего |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
А) основная литература (учебники и учебные пособия)
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009
Ермаков С.А.Философия в жизни человека: Учебное пособие / С.А. Ермаков. - Н. Новгород: НКИ, 2006.
Кармин А.С., Бернацкий Г.Г.Философия. – СПб., 2010.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.
Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009
Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. – М., 2010.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008
Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009
Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008
Б) дополнительная литература:
Ермаков С.А.Виалогия: Монография / С.А. Ермаков. – Н. Новгород, 2005.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.
Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
Хрестоматия по философии / Сост. Н.А. Багровников, С.А. Ермаков, М.И. Михайлов. – Н. Новгород: НКИ, 2002.
Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
"Википедия" [http://en.wikipedia.org/wiki/MainPage], [http://ru.wikipedia.org/wiki/].
Журнал «Человек» www.courier.com.ru/homo/index.html
www.courier.com.ru/homo/ho0305ivanchenko.htm
www.courier.com.ru/homo/index0104.htm
www.courier.com.ru/homo/index0404.htm
www.courier.com.ru/homo/ho0404rodionova.htm
www.courier.com.ru/homo/ho0404averintsev.htm
www.courier.com.ru/homo/ho0504gorelov.htm
www.courier.com.ru/homo/ho0105hero.htm
www.courier.com.ru/homo/index0204.htm
www.courier.com.ru/homo/ho0204svechnikov.htm
www.courier.com.ru/homo/ho0504fedorov.htm
www.courier.com.ru/homo/ho0604nikitina.htm
www.courier.com.ru/homo/index0205.htm
www.courier.com.ru/homo/ho0205gkozhevnikov.htm
www.courier.com.ru/homo/ho0604fadeeva.htm
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.
Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 3-4 страниц текста, посвященное значимой философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является письменным экзаменом. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
Тестовые задания формулируются как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
Примеры тестовых заданий
Как определял философию Платон?
А) Умозрение;
Б) Умопостижение;
В) Умознание.
Что есть мировоззрение?
А) Система взглядов на мир культуры;
Б) Система взглядов на мировой порядок;
В) Система взглядов на мир в целом.
Среди перечисленных ниже характеристик выберите номера тех, которые относятся к A) Умозрение и В) Система взглядов на мир в целом
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретическая часть
1. Философия и ее роль в жизни человека.
2. Мировоззрение и его исторические типы: мифология, религия, философия.
3. Основные черты древнеиндийской философии.
4. Основные черты древнекитайской философии.
5. Философские взгляды Платона и Аристотеля.
6. Философия святоотеческой литературы.
7. Центральные проблемы средневековой философии.
8. Основные черты философии Нового времени.
9. Философия И. Канта.
10. Основные направления русской философской мысли.
11. Русская философия о судьбе России.
12. Экзистенциализм.
13. Фрейдизм как философское направление.
14. Прагматизм.
15. Понятие бытия. Философия о первооснове мира.
16. Естественная и искусственная реальности.
17. Движение, пространство и время.
18. Законы диалектики.
19. Категории диалектики, их роль в постижении мира.
20. Сознание, его сущность и специфика.
21. Самосознание.
22. Проблема познаваемости мира в философии.
23. Проблема истины в философии.
24. Проблема человека в философии.
25. Философия пола.
26. Духовный мир человека, его сущность и специфика.
27. Проблема любви в философии.
28. Смысл жизни как проблема философии.
29. Проблема смерти в философии.
30. Путь жизни человека как проблема философии.
31. Общество как предмет философского анализа.
32. Проблема государства в философии.
33. Философия о взаимодействии общества и природы.
34. Материальное производство и человеческий фактор.
35. Культура и ее роль в жизни общества.
36. Мораль, ее сущность и специфика.
37. Искусство как форма духовного освоения мира.
38. Религиозное сознание как элемент духовной жизни общества.
39. Экологическая проблема и пути ее решения.
40. Проблема гуманизма в современном мире.
41. Философия бизнеса, ее сущность и значение.
42. Философия управления, ее своеобразие.
43. Философия права, ее роль в профессиональной жизни.
44. Современные проблемы философии.
Практическая часть
1 – 5. Сократите определение до 6–8 слов.
6 – 10. Выскажете свое отношение (по схеме: согласен – не согласен, почему?) к известному изречению.
11 – 15. Приведите 2–3 аргумента в пользу предложенного тезиса.
16 – 20. Приведите 2–3 аргумента в опровержение предложенного тезиса.
21 – 25. Задайте 10–15 вопросов к предложенному тексту.
26 – 30. Раскройте диалектику категорий – содержание и форма – на своих примерах.
31 – 35. Раскройте диалектику категорий – причина и следствие – на своих примерах.
36 – 40. Обоснуйте актуальность предложенной вам темы.
Термины
Третий вопрос в билете включает 2-3 термина.