Тема 5. Гетерономные и автономные этические концепции
Темы семинарских занятий по Этике ГМУ
Тема 1. Этические теории Древнего Востока
1. Древнекитайские этические учения:
- даосизм - этическая составляющая понятий «незнания», «недеяния», «отсутствия»;
- конфуцианство - критерии «благородного мужа», методы нравственного воспитания;
- моизм: религиозно-популистский утилитаризм – этика объединяющей любви и пользы;
- легизм - методы государственного управления и этические требования к управляемым и управляющим, методы этического воздействия.
2. Этика буддизма.
Тема 2. Этические учения Античности
Этические учения Древней Греции
1. «Героическая» этика (Гомер, Пиндар).
2. Моральное сознание: софисты и Сократ. Рационализм этики Сократа: «Добродетель есть знание». Опровержение Сократом морального релятивизма софистов.
3. Этика Демокрита. Связь этической и антропологической проблематики: изучение человеческой природы. Обоснование моральной суверенности личности.
4. Этика Платона. Отрицание приобретаемости и изменяемости моральных качеств. Связь этики с учением о государстве, праве
5. Этика Аристотеля - систематизатора античной этики. Предмет и отличительные признаки этики как науки.
Этические учения Древнего Рима
1. Эпикуреизм. Проблема обоснования гедонистического принципа в этике. Типы удовольствий Понятие атараксии.
2. Стоицизм. Идея самоценности и всеобщности добродетелей. Концепция естественного закона требование: «жить в согласии со своей собственной природой».
3. Скептицизм. Критика «познавательного оптимизма» античной этики.
4. Неоплатонизм. Учение о божественной эманации и идея нравственного совершенствования личности. Влияние учения неоплатоников на христианскую этику.
Тема 3. Христианская этика
1. Этические представления раннего и античного христианства. Вера, Надежда, Любовь - высшие христианские добродетели.
2. Свобода и нравственная ответственность: спор Августина с пелагианами. Августин Блаженный: Бог - источник морали. Проблема греховности человека и злой воли. Учение о предопределении и божественной благодати
3. Систематизация католического этического учения: Бонавентура, Фома Аквинский, Дунс Скот. Фома Аквинский: Учение о «свободе воли». Попытки примирить веру и разум. Теологические и светские добродетели.
4. П.Абеляр - протест против этики католицизма. М.Экхарт - утверждение морального величия человека.
6. Этика протестантизма (Лютер, Кальвин). Роль поступков человека в определении его судьбы. Проблема «природной греховности» человека (Лютер). Идея «самоуничтожения человеческой гордыни» (Кальвин).
7. Православная этика.
Тема 4. Секулярная этика
1. Формирование личного этического сознания в христианстве.
2. Гуманистическая этика Возрождения. Разграничение принципов морали и политики в учении Н.Макиавелли. Этические взгляды Дж. Бруно. Понятие «героической любви». Характеристики «героического энтузиаста». Этика утопического коммунизма (Т. Мор, Т. Кампанелла, Т.Мюнцер). Вопрос об общем благе, источнике зла и несправедливости в обществе.
3. Естественно-правовые концепции XVII в. и этика (Гоббс, Пуффендорф, Локк). Гоббс: государство как источник и высший критерий морали. Этический сенсуализм, рационализм и утилитаризм. Этический сенсуализм: Дж. Локк - учение о нравственных чувствах. Д.Юм - скептицизм, критика религиозной морали. Этический рационализм (Р.Декарт, Б. Спиноза) разум и добродетели против аффектов. Утилитаризм А.Смита: польза, выгода, корысть.
4. Социальная и индивидуальная этика эпохи Просвещения.Исторический оптимизм этики энциклопедистов: К.А. Гельвеций, П.Гольбах, Д. Дидро.
5. Этика внемецкой классической философии: Гегель - свобода воли и исторические ступени ее развития. Абстрактное право. Мораль. Нравственность. Диалектика добра и зла, блага и долга, счастья и добродетели. Нравственность - «объективный родовой человеческий дух», «всеобщая сущность индивидов». Фейербах: антропологический принцип в этике. Стремление к счастью. Любовь как подлинно человеческое отношение.
6. Трансформация этического в XIX-XX в.
Тема 5. Гетерономные и автономные этические концепции
Гетерономные (экстерналистские) этические теории
1. Биологические этические концепции (Ф. Ницше). Проблема «генеалогии морали» Ницше. «Мораль рабов» и «мораль господ».
2. Социологические этические концепции (Э. Дюркгейм).
3. Авторитарные этические концепции (теономная этика).