Вопрос. Философская система Аристотеля

Аристотель (родился ок. 384 г. до н. э. – умер ок. 322 г. до н. э.). - древнегреческий философ, ученик Платона. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа. Аристотель жил некоторое время, наблюдая придворную жизнь. В восемнадцать лет он прибывает в Афины, чтобы поступить в Платоновскую академию, где он формируется как философ. В Академии Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности. Сначала на него заметно влияла философия Платона, однако менее чем за десять лет пребывания в Академии он начинает занимать критическую позицию по отношению к философии академиков. В 343-342 гг. он начинает заниматься воспитанием Александра Македонского. При македонском дворе он оставался до тех пор, пока Александр не взошел на трон. т.е. примерно до 336 г. После тридцати лет странствий Аристотель возвратился в Афины, где обосновал собственную философскую школу, Лицей (свои лекции Аристотель читал, прогуливаясь по тропинкам сада, школа стала называться перипатетической (Peripatos - от греч. – прогулка). В 323 г. до н.э. умер Александр, это событие вызвало сильную реакцию в Афинах, что не могло не затронуть и Аристотеля. Философ был вынужден бежать в Халкиду, где у него было поместье, оставив Теофрасту управление Лицеем. После немногих месяцев ссылки он умер в 322 г. до н.э.

Сочинения Аристотеля. Большинство трудов Аристотеля coxpaнилось у его учеников и последователей. В в I1 в. н. э., они были собраны последователем Аристотеля философии Андроником Родосским. Их можно разделить на следующие группы:

Первая группа - работы, которые излагают вопросы онтологического характера. А. Родосский все эти работы объединил в один трактат, который был назван «Метафизика» (эти труды в издании следовали сразу за трудами, которые был посвящены вопросам естественных наук, т. е. за физикой, отсюда и возникновение названия).

Следующая группа его работ - тpyды, посвященные вопросам философии природы и естественных наук: «Физика», «О небе» и др.

Отдельную группу представляют работы, посвященные проблематике обществознания, это этические, политические и другие трактаты: «Политика», «Никомахова этика» и др.

И, наконец, труды, посвященные логике и методологии, которые объединены под общим названием «Органон» («Категории», «Об объяснении», «О софистических доказательствах» и др.).

Онтология. К первопричинам бытия направлена метафизика. Термин «метафизика» (буквально то, что после физики), как уже было сказано, введен, скорее всего, с изданием сочинений Аристотеля Андроником Родосским в 1 веке до н.э. Сам Аристотель употреблял выражение «первая философия». Аристотелевский смысл этого понятия означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира. Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю, понятие которой в философию вводится Аристотелем для обозначения субстрата, лежащего в основе всего сущего Материя, по Аристотелю, чистая возможность быть чем- угодно, лишенная каких-либо свойств, качеств, величины и строения. Материя есть возможность. Форма — это деятельное, активное начало, определяющее суть вещей. У воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух - теплого и влажного, вода - холодного и влажного, а земля - холодного и сухого. Эти четыре элемента - основа чувственно воспринимаемых вещей. Позже Аристотель вводит пятый элемент - эфир. Чувственно воспринимаемые вещи – результат соединения материи и формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель объясняет процесс становления вещи при помощи категорий возможность и действительность. Материя содержит в себе возможность формы. Аристотель формирует ответ на вопрос о существовании вещей. Для этого он развивает учение он выделяет следующие причины: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и причину конечную, или целевую. Первые две причины есть ничто иное, как материя и форма, образующие все вещи. Активная, или воздействующая (движущая), причина также соединена с источником движения и с процессом перехода возможности в действительность. Аристотель отдает приоритет целевой, или конечной, причине, которая объясняет цель и смысл движения.

Движение. Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение . присуще самим вещам и является самодвижением, с другой стороны, он рассматривает движение при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель (бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места. Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Аристотель противопоставляет движению

Теория познания. Аристотель признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта. Первым уровнем познания он считает чувственное познание. Научное познание - вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание общего.

Логика. Логику он понимал как орудие познания, скорее, научного познания. Аристотеля, по праву, называют также основоположником логики и ее основных законов.

Учение о душе. По Аристотелю, душа присуща и растениям, и животным, и человеку. В ряде своих работ он формулирует принцип единства душа и материи. Т.о., душа неотрывно связана с телом. Кроме того, душа рассматривается и как причина, и как начало живого тела. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку. Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает.

Учение о государстве. Аристотеля исследовал историю и политическое устройство различных греческих полисов. Человек, по Аристотелю, по своей природе есть общественное (политическое) животное. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Формы организации семьи он часто переносит на государство. Самый приемлемый строй, который защищается в концепции государства Аристотелем, - рабовладельческий. Он утверждает, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению и являются рабами, а другие - к господству и являются рабовладельцами. При этом он выступает и против чрезмерного богатства, которое, нарушает стабильность общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан. Первый составляют очень богатые, второй - средний класс, третий - крайне бедные. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои (вторая категория): крайне бедные, т. е. свободные ремесленники и работающие за плату. Понятия «государство» и «общество» Аристотель по сути отождествлял. Сущность государства - в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага.

«Правильными» формами государства Аристотель считал монархию (один), аристократию (богатое меньшинство), политию (правление большинства с использованием принципов монархии и аристократии). К «неправильным» формам власти он относил тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию(деформация политии). Из них, для Аристотеля, наихудшая – тирания, наиболее умеренная – демократия. Все неправильные - деформация правильных.

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он критикует концепцию идеального государства Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев.

Этическое учение Аристотеля. Ему принадлежит само название этой науки Аристотель полагал, что добродетель приобретается человеком в процессе воспитания и выбираются свободно и сознательно. Назначение человека – в разумной деятельности.

Наши рекомендации