РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ НАТУРФИЛОС. ДЕМОКРИТА И НАТУРФИЛОС. ЭПИКУРА. древнейшая форма любви, — она не обновилась, не превратилась вболее конкретную, более идеальную форму
древнейшая форма любви, — она не обновилась, не превратилась вболее конкретную, более идеальную форму.
По мнению Плутарха, слово «изменение» звучит приятнее, чем «полное прекращение существования». Но изменение не должно быть, по мнению Плутарха, качественным, единичное «я» должно пребывать в своем единичном бытии; итак, это слово оказывается лишь чувственным представлением о том, что оно есть, но должно оно означать нечто противоположное. Все сводится к тому, чтобы не изменить, а лишь затемнить суть дела; отодвигание в фантастическую даль должно только прикрывать качественный скачок, а всякое качественное различие есть скачок — без таких скачков нет идеальности.
Далее Плутарх полагает, что это сознание *...
• На »том сохранявшаяся часть рукописи овршяется. РеО.
[ 201
[ПРИМЕЧАНИЯ]»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ НАТУРФИЛОСОФИЕЙ ДЕМОКРИТА И НАТУРФИЛОСОФИЕЙ ЭПИКУРА В ОБЩЕМ
II. СУЖДЕНИЯ О ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ ФИЗИКОЙ ДЕМОКРИТА И ФИЗИКОЙ ЭПИКУРА
11 Диоген Лаэрций, X, 4: «Также и последователи стоика Посидо-ния, и Николай, и Сотион... [утверждают], что он (Эпикур) проповедовал, как свои собственные, учения Демокрита об атомах и Аристипиа о наслаждении».
2) Цицерон, «О природе богов», I, 26, [73]: «Что в физике Эпикура не от Демокрита? Ведь если он [Эпикур] и внес некоторые изменения.., то все же, в большинстве своих положений, он утверждает то же самое».
31 Цицерон, «О высшем добре и зле», I, 6 [21]: «Значит, все, что он (Эпикур] изменяет, он искажает, а те положения, которым он следует, целиком остаются демокритовскими».
Там же: [17, 18] «...в физике, которой он особенно кичится, он прежде всего совершенно несведущ; он делает добавления к Демокриту, внося ничтожные изменения, но так, что, на мой по крайней мере взгляд, извращает то, что хочет поправить... А там, где он следует Демокриту, он почти не делает промахов».
4) Плутарх, «Колот» [«Против Колота»] (изд. Ксиландера), стр. 1108: «Леовтей... утверждает, что Демокрит ценился Эпикуром за то, что первый дошел до верного познания.., за то, что раньше его напал на след первоначал природы». Ср. там же, стр. 1111.
51 Плутарх, «О мнениях философов», т. V, стр. 235, над. Таухница: «Эпикур, сын Неокла, афинянин, который в своей философии шел по стопам Демокрита...»
61 Плутарх, «Колот», стр. 1111, 1112, 1114, 1115, 1117, 1119, 1120 В ел.
?' Климент Александрийский, «Ковры», VI, стр. 629 (изд. кёльнское): «Да вот также и Эпикур позаимствовал у Демокрита свои основные положения...»
81 Там же, стр. 295: ««Смотрите, братия, чтобы кто не увлйк вас фи-лософиею в пустым обольщением, по преданию человеческому, по
202 РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ НАТУРФИЛОС. ДЕМОКРИТА И НАТУРФИЛОС. ЭПИКУРА
стихиям мира, а не по Христу» *. Философии же [остерегайтесь] не всякой, а такой, как эпикурейская, о которой упоминает в «Деяниях апостолов» Павел, осуждая ее за то, что она отвергает божественный промысел,... и всякой другой, если она возвеличила стихии, не поставив над ними творческой первопричины, и не дошла до мысли о творце».
8) Секст Эмпирик, «Против математиков» (изд. женевское) [I, 273]: «Эпикур изобличается в хищении у поэтов важнейших из своих положений. Ведь, как оказывается, он свое положение о том, что пределом силы наслаждений служит наиболее полное устранение страдания, извлек из одного [гомеровского] стиха:
И когда питием и пищею глад утолили **.
А утверждение о смерти, что она для нас ничто, подсказал ему Эпи-
харм изречением:
«Умереть или быть мертвым, по мне безразлично...»
Равным образом и [утверждение], что тела, став трупами, ничего не
чувствуют, оп позаимствовал у Гомера, говорящего:
Землю немую неистовый муж оскверняет» ***.
101 «Письмо Лейбница к Де Мезо, содержащее разъяснение изложения и т. д.», стр. 66, т. 2, [Женева, 1768], изд. Дютана [Полное собр. соч.].
111 Плутарх, «Колот», стр. 1111: «Следует поставить в упрек Демокриту отнюдь не то, что он допускает выводы из [существования] своих первоначал, а то, что он выдвигает такие первоначала, из которых вытекают такие выводы... Если так обстоит дело с умолчанием, не признает ли он» (Эпикур) «тем самым, что делает что-то, к чему уже привык? Так, устраняя провидение, он, по его словам, оставляет благочестие; утверждая, что ищет дружбы ради наслаждения, он [в то же время] заявляет, что он из-за друзей выносит самые большие страдания; признавая беспредельность мира, он не отказывается от [представлений] «верха» и «низа»».
111. ЗАТРУДНЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОТОЖДЕСТВЛЕНИИ НАТУРФИЛОСОФИИ ДЕМОКРИТА С НАТУРФИЛОСОФИЕЙ
ЭПИКУРА
11 Аристотель, «О душе», I, стр. 8 (по изд. Тренделенбурга): «Для него» (т. е. Демокрита) «душа и разум полностью совпадают, ибо истинно-сущее и явление совпадают».
2' Аристотель, «Метафизика», IV, 5: «Вот почему Демокрит, например, утверждает, что либо нет ничего истинного, либо оно для нас недоступно. И вообще, благодаря тому, что разумное мышление отождествляется с чувственным восприятием, а это последнее признается качественным изменением, приходят к утверждению, что являющееся, как оно воспринимается, и есть по необходимости истинно-сущее. На этом-то основании и Эмпедокл утверждает, что с изменением [прежнего] состояния в людях меняется и способность разумения, то же самое и Демокрит и, можно
* Библия. Новый завет. Послание к колоссянам апостола Павла, глава 2, стих 8. Ред.
*• Гомер. «Илиада». Песнь I, стих 469. Рев. ••* Там же. Песнь XXIV, стих 54. Ред.
ПРИМЕЧАНИЯ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
сказать, из всех прочих философов каждый подпал под власть таких воззрений».
Впрочем, в данном месте самой «Метафизики» выражено противоречие.
3' Диоген Лаэрций, IX, 72: «Но даже и Ксенофан, и Зенон Элей-ский, и Демокрит, по их мнению, — скептики... Демокрит же [говорит]: «и опять-таки доподлинно мы ничего не знаем, ибо истина сокрыта в без-йонной глубине»».
41 Ср. Риттер, «История древней философии», ч. I, стр. 579 и ел.
61 Диоген Лаэрций, IX, 44: «По его» (т. е. Демокрита) «взгляду, первоначалами всего сущего являются атомы и пустота, все остальное — плод условного признания, мнение».
в| Диоген Лаэрций, IX, 72: «...Демокрит же отвергает качества там, где он говорит: «только во мнении существует холодное, только во мнении существует теплое; в действительности же — только атомы и пустота»».
?' Симплиций, в схолиях к Аристотелю (гобр. Брапдисом), стр. 488: «Из них [т. е. атомов], однако, действительно единой природы он» (т. е. Демокрит) «отнюдь не производит. Ибо совершенно наивно [воображать], чтобы два или многое могли когда-либо образовать одно».
Там же, стр. 514: «И вот потому-то они» (т. е. Демокрит и Левкшш) «отрицали как образование множества из единого.., так и образование из множества — подлинно целостного единства. Но это только кажется, что в результате соединения атомов возникает то или другое единое целое».
81 Плутарх, «Колот», стр. 1111: «...атомы, называемые им» (т. е. Демокритом) «идеями».
9| Ср. Аристотель, указ. место.
101 Диоген Лаэрций, X, 121: «Он» (т. е. мудрец) [говорит Эпикур] «будет выступать с положительными учениями, а не будет теряться в спорных вопросах».
111 Плутарх, «Колот», стр. 1117: «Ибо одно из положений Эпикура гласит: «никто, кроме мудреца, ни в чем не убежден так непоколебимо, чтобы его нельзя было разубедить»».
141 Цицерон, «О природе богов», I, 25: «По его» (т. е. Эпикура) «утверждению, все чувства суть ^естники истинного».
Ср. Цицерон, «О высшем добре и зле», I, 7.
(Плутарх), «О мнениях философов», IV, стр. 287: «По Эпикуру, всякое ощущение и всякое представление истинны».
13> Диоген Лаэрций, X, 31: «Итак, в своем «Каноне» Эпикур утверждает, что критериями истины являются чувственные восприятия, а также пролепсисы и чувствования,., и нет ничего, что могло бы их опровергнуть». 32: «В самом деле, однородное чувственное восприятие не может опровергнуть другое однородное с ним, так как они равносильны, а неоднородное не может опровергнуть неоднородное, ибо судят они не об одном и том же. И вообще, одно чувственное восприятие не может быть судьей другого: ибо ко всем ним мы равно прислушиваемся. Но не может быть судьей чувственных восприятий и разум; ибо сам он целиком зависит от них».
14) Плутарх, «Колот» указ. место: «То, что сказал Демокрит, а именно, что цвет, сладость, соединение — все это существует лишь в общепризнанном мнении, [а в действительности все это только пустота и] атомы, это, гово-
8 М. и 8., т. 40