Человек, воспитанный в духе той или иной традиции, воспринимает вместе с ней и и соответствующую систему ценностей

Витальные и культурные ценности.Ценности многообразны. Для понимания человека как природного и культурного, биологического и социального существа значение имеет разделение ценностей нажизненные (витальные)и культурные.

Ценности жизни (иначе – витальные ценности) основаны на первичных потребностях человека как живого существа – физиологических нуждах и нужде в защите.

Такие ценности, как пища, вода, жилище, безопасность и т.п. направлены прежде всего на обеспечение выживания человека.

Однако верно и другое: если человек ограничитсяисключительно выживанием, его жизнь нельзябудет назвать человеческой в полном смысле этого слова; по своей сути она ничем не будет отличаться от растительной жизни.

Ценности наслажденияхарактерны для человека и относятся к витальным. Каждый человек хочет избежать страданий. В некоторых философских традициях жизнь считается полноценной только в том случае, если общий уровень жизни превышает уровень страданий.

Хорошая смерть далеко лучше и предпочтительнее, чем дурная жизнь. Долгая жизнь не всегда есть лучшая жизнь. (Дж.Элиот 1819-1880). С одной стороны, «даже самая несчастная жизнь лучше смерти», а с другой- « «лучше умереть стоя, чем жить на коленях».  
В некоторых странах жизнь считается полноценной только в том случае, если общий уровень наслаждения превышает уровень страданий

Потребительские ценности пользы довольно близки к ценностям наслаждения. Ещё Аристотельзаметил: чтобы чувствовать себя счастливым человек, по крайней мере, «но в чём не должен нуждаться».

Для полноценной жизни недостаточно простого набора из выживания, наслаждения и пользы, иначе человек никогда не вышел бы за границы животного состояния. Подлинная жизнь обладает смыслом, т.е. подразумевает нечто из социальной сферы – ценности привязанности, дружбы, любви, уважения.

Ккультурным ценностям относится то, что составляет «вторую», сверхприродную сущность человека – самореализацию, искусство, религию, творчество.

Нем.философ Г.Риккерт (1863-1936) , один из основателей аксиологии, выделяет 6 областей культуры и определяет ведущие ценности для каждой из областей:

Область культуры Ценность

Наука . Истина

Искусство Красота

Мистика Откровение

Мораль Добро

Личная жизнь Любовь, уважение

Религия Бог

Традиционно важнейшими областями современной культуры считаются наука, мораль и искусство. Соответственно – высшими ценностями культурной жизни признаются «истина, добро, красота».

Где находятся ценности ? Где находятся ценности?   Где находятся ценности?  

** Одни считают, что ценность находится в самом объектеи не зависит от точки зрения человека (объектный подход);

** другие – размещают ценность в субъекте(она существует только для человека и исключительно в его сознании) – субъектный подход;

** третьи – считают, что существует особое «царство ценностей», которое не зависит ни от субъекта, ни от объекта (автономный подход);

** четвёртые - ценности в сфере взаимодействия субъекта и объекта, человека и окружающей среды (диалогический подход).

Объектный подход – предмет ценен сам по себе, вне мнения людей. Однако денежная купюра - это лишь бумага, ценность ей придаёт отношение человека и общества.  
Субъектный подход – человек отличается от животного и тем, что способен оценивать значимость предметов, явлений для свой жизни, т.е. ценности существуют только в сознании человека. По этому поводу И.Кант говорил , что деньги в уме и деньги в кармане - разные вещи и различная их ценность, мы выбираем реальные деньги. Ценность не может находится исключительно в сознании человека, если без материального носителя она не воспринимается как ценность. Всубъекте можно обнаружить только акт оценки ценности, а не саму ценность. Оценка есть лишь представление о ценности… Напр., в культурной жизни человек, указывая на что-то, располагает на шкале доброе-злое, хорошее-плохое, т.е. он определяет своё отношение к ним. Человек сам устанавливает для себя ценность вещей, с которыми сталкивается, т.е. в сознании человека присутствует оценка, но здесь нельзя обнаружить ценности как таковой.  

Автономный подход– если мир и человек составляют мир сущего, то ценности – мир должного, где нет ни объектов, ни субъектов. Напр., если различные науки изучают действительность- объективную (физика) или субъективную (психология), то философия изучает мир в его целостности  
Диалогический подход – ценности существуют в сфере их взаимодействия : электричество не существует ни в положительном, ни в отрицательном полюсе батареи, а появляется при их соединении. Ценность возникает только в месте встречи человека и мира. Оценить – значит вычленить что-то значимое из массы, почувствовать способность вещи ответить потребностям человека, т.е. вступить в диалогические отношения.  

Классификация ценностей
*Духовные ценности – знание, искусство, творчество, добро, справедливость и т.д.
*Материальные ценности- пища, вода, жильё

Общечеловеческие ценности – присущи каждому индивиду, независимо от социальной и культурной среды: добро, справедливость, порядок, богатство, свобода…

Личные ценности – всегда уникальны и индивидуальны, как сам человек.

Инструментальные – интеллигентность, логичность, остроумие, честность, независимость.

Терминальные– счастье, польза, наслаждение, удовольствие, спасение души.

Витальные – вода, пища, безопасность, наслаждение, польза, причастность.

Культурные – истина, добро, красота, откровение, любовь, бог.

Первичные – пища, вода, жильё, одежда, безопасность, защита.

Вторичные – принадлежность, уважение, любовь, признание, самовыражение

Ценности не изолированы и не оторваны друг от друга, а пребывают в постоянном движении и тесном взаимосвязаны, составляя сложную систему взаимных пересечений, совпадений и влияний.  

Рабочий экземпляр - черновик

Тема 15. Философия обществаи истории. Глобальные проблемысовременности  

1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества (Стрельник, с. 136)

Философия предлагает не только объективные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное, эпохой и культурой обусловленное представление об обществе и месте человека в нём.

Одной из наиболее известныхранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона. Идеальное государство состоит из трёх каст: философов, или правителей; воинов, или стражей; ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы).

Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию исторического процесса. История начинается грехопадением первых людей и заканчивается страшным судом и вторым пришествием Христа. Характерными для Средневековья являются идеи Аврелия Августина, который представляет историю как длительный процесс борьбы добра со злом, процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом.

Макиавелли демонстрирует принципиально новый подход к пониманию общества и государства. По его мнению, политика должна быть свободной от любых внешних для неё установлений: религиозных, политических и даже философских. Политика – это сфера действия, цель действия – власть. По мнению Макиавелли, цель оправдывает средства, т.е. для удержания власти правитель может использовать любые средства. Наиболее эффективными средствами удержания власти являются любовь и страх. При этом страх – лучшая гарантия удержания власти, чем любовь. Люди по своей природе злы, и поэтому правитель должен удерживать их от неблаговидных поступков с помощью страха наказания.

Новое время предложило свою интерпретацию происхождения и устройства государства - концепцию естественного права и общественного договора. По мнению Гоббса, природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние – война против всех. Такое состояние гибельно для человеческого рода, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора.

Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотложными правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Этими правами обладают люди от рождения, независимо от других обстоятельств.

Философ-просветитель Ж.-Ж.Руссо предлагает свою версию концепции общественного договора. Люди по природе добры, считает он, и поэтому естественным состоянием людей является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья.

Что касается понимания сущности исторического развития, то до середины 19 в. в философии господствовали идеалистические концепции двух видов: субъективистские и объективистские. С позиции исторического субъективизма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политический, религиозных или военных деятелей. С позиции исторического объективизма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух.

Материалистическое объяснение истории впервые было предложено К.Марксом в его концепции исторического развития как смены общественно-экономических формаций.

В конце - 19-начале 20вв. произошло ещё одно изменение в философских взглядах на историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф.Ницше, О.Шпенглера, М.Вебера, А.Тойнби.

В современной философииотсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории.

В структуре общества выделяют несколько сфер: экономическую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище. Одежде, материальных средствах существования. Потребность организованность удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная – потребности самореализации и развития своих способностей.

[1] Понятие «чувство» многозначно: оно обозначает не только основные пять чувств человека, но и ряд «сложных» чувств таких, напр., как чувство любви или патриотизма. Однако, говоря о чувственном познании, имеют в виду только конкретные (перцаптивные) чувства, которые связаны с работой органов восприятия.

[2] Термин «метафизика» (гр. – после физики) ввел в оборот Александрийский библиотекарь А.Родосский для названия философских трактатов Аристотеля, которые он поставил после математики и физики.

Наши рекомендации