Неклассическая наука и постнеклассическая наука.

Фронтальное банкротство и разрушение классической модели познания и науки были обусловлены (конец XIX в., нач. XX в.) следующими факторами – формирование неэвклидовых геометрий, квантоворелятивистская теория, аксиоматическая конструкция оснований фундаментальных теорий, формирование математической логики, теория относительности Энштейна и др. Все эти радикальные мировоззренческие и научные трансформации вызывали необходимость пересмотра классического идеала и об раза науки и перевода ее в неклассическую доктрину, опирающуюся на существенно иные, часто противоположные предпосылки и основания.

Ревизию нерелятивистской макроскопической науки подготовили внутренние затруднения в рамках классической науки. Усилия преодолеть возникшие сложности и породили то новое явление, что получило определение как неклассическая наука.

Переход от классики к неклассике – это преодоление мировоззренческого барьера, заключающегося в несовместимости способов и форм мышления. Исходные слагаемые неклассики следующие.

Психоанализ: 1) мотив непрозрачности субъективного, признание в нем затемнений, пустот, требующих специализированной рефлексии; 2) мотив слитности психического, мотив общих психических механизмов символизации и кодирования – идея инвариантов в способах фиксации информации.

Психологизм – представление психологически очевидного, достигаемого в результате конструктивных и операциональных процедур (интуиционизм, конструктивизм), опирающихся на принципах наблюдаемости и интерсубъективности.

Феноменологизм – представление о возможности конструирования действительности из субъективной спонтанности (абстрактное моделирование и интенсивная теоретизация).

Персонализм – изначальное отрицание монизма и панлогизма на фоне допущения множественности субъективных возможностей; мир человека - арена бытия, а не мир бытия; индивид как сгусток воли, цели самостоятельно творит законы и выносит их в природу.

Модернизм – подчеркнутый отход от наглядности, борьба с традиционным, устоявшимся, допущение новых типов реальности, опора на условность, эксперимент, ревизия вечных истин, сращение реального и нереального.

Анархизм и волюнтаризм – человек (ученый) – бунтарь, восстающий против, традиционного, устоявшегося, релятивизация норм, индивидуализация ценностей, ставка на нетрадиционность, подрыв универсалий, абсолютов, канонов.

Прагматизм – идея инструментальности, эффективности, свободы поиска, волеизъявления.

Полифундаментальность – разрушение монистического субстанциализма с принятием образа ценностной, многоуровневой системной реальности.

Интегратизм – идея многомерной, поливариантной действительности, в которой целое и части самодостаточны, (часть не миниатюра целого) они обладают суверенностью, не редуцируемы, не проникаемые друг в друга.

Синергизм – представление о системах как самоорганизующихся, неравновесных, нестационарных, открытых.

Холизм – интерпретация действительности как иерархии целостностей.

Антисозерцательность – деятельностный подход в виде ориентации не на репродукцию (воспроизведение) заданных структур, формирование объекта с включением субъекта и инструментов познания в научные исследования.

Релятивизм – идея естественного предела значений как величин, так и способов их фиксации. Релятивизм не есть гносеологический анархизм, отрицание обязательных познавательных норм, объективных критериев познания; он не исключает признания абсолютов – законов освоения предметности.

Дополнительность – характеристика сознательного использования в исследованиях (наблюдение, описание) групп взаимоисключающих понятий.

Когерентность – идея синхронизации различных событий, которые налагаются друг на друга и усиливают или ослабляют системные связи. Это новая модель причинения, характеризующаяся коллективной несиловой структурой детерминации явлений, понимаемых как система кооперативных связей, дающих начало новым процессам. Это модель самоформирования макроскопических масштабов событий из внутренней потенциальности.

Нелинейность – идея конструктивной роли случайности, определяющей становление новых форм в неустойчивой форме через флуктуации, дающим начало новым эволюционным изменениям объектов и процессов.

Симметрия – принцип логико-алгебраического подхода,идея детерминации качеств геометрических объектов правилами их задания: каждая геометрия определяется специфической группой преобразований пространства.

В неклассических науках мыслительная обработка явлений зачастую производится в обход эмпирических исследований. Теоретический поиск опирается в этом случае на сверхэмпирические регулятивы (простота, красота, сохранение, соответствие), к которым принадлежит и принцип симметрии.

Утрата наглядности. Ответственные за рост знания операции определяются не обобщением факторов, а математизацией, исключающей исходную, содержательную, понятийную ясность которая в классических науках предшествует пониманию математических структур.

Поворот от «бытия» к «становлению» - ревизия традиционного принципа объективности и разрушение привычной дискретно-телесной интуиции реальности и понимание неоднозначности онтологии вещности, переход от анализа «существующего» к анализу «возникающего». Этот факт свидетельствует о появлении эволюционной науки. Формирующаяся модель глобального эволюционизма в рамках современной науки представляет собой синтез космогонии, антропогонии и социогонии и в ближайшем будущем будет свидетельствовать о повороте научного познания к глобальному исследованию «становления» во всех его многообразных формах.

Компьютеризация. Процесс моделирования поведения больших сложных систем компьютерными методами размывает традиционные границы экспериментальных и концептуальных исследований. Возникает нетрадиционный синтетический тип научной деятельности, определяемый как машинная имитация. Особенностями этой деятельности являются: 1) удаление от натурального эксперимента; 2) переход на трудно воспроизводимый, одноразовый эксперимент; 3) обострение проблемы выявления систематической ошибки в эксперименте и т.д.

Интертеория - новый (неклассический) тип строения знания, исключающий «монополизм» из концептуальной сферы. Принимается каскадный принцип организации, проводящий исходно плюралистичную, множественную установку: теория развертывается как пучок сериал относительно самостоятельных моделей-описаний предметной области. Упор делается не на конфронтацию, а координацию подходов, обеспечивающих объемное объективное видение, в частности, за счет перебора логически и фактически допустимых альтернатив.

Т.о. неклассическая наука в целом представляет собой целостный, однородный пласт духовного развития человечества, подготовленном качественными научными и мировоззренческими процессами на рубеже XIX первой четверти ХХ вв. Реальная незавершенность интеллектуальной фазы неклассической науки не дает возможности решать вопрос датировок: известно лишь местно и время старта, начала этих процессов, но невозможно установить время финиша.

Преодолевая некритические догмы классической науки современная наука не порывает связей с ней. Органическая связь между ними просматривается в плане толкования предназначения научного знания. И классическая и неклассическая науки тождественны в одном: задача и цель науки – раскрытие природы бытия, постижение истины. Замыкаясь на натуралистическом отношении «познание-мир», «знание-описание реальности», они одинаково отстраняются от аксиологических отношений «познание-ценности», «знание-предписание реальности». Обоснованием выделения и обособления неонеклассического этапа выступает, следовательно, фактор ценности: концентрация внимания на вопросе понимания не того, «что есть» (истина о мире), а что должно быть (потребная модель мира).

Глава 4

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Наши рекомендации