Немецкая классическая философия
Основные вопросы темы:
1. Философские взгляды И. Канта.
2. Объективный идеализм и диалектика Гегеля.
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Рекомендуемая литература:
1. Введение в философию. М., 1989. Ч. 1.
2. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1997. Т. 1-3.
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М., 1989.
4. Философия Канта и современность. М., 1974.
5. Философский энциклопедический словарь. М., 1993.
Вопросы и творческие задания.
1. В чём заключается непоследовательность философии Канта?
2. Установите соответствие между:
И. Кант | материализм |
Г.В.Ф. Гегель | субъективный идеализм, агностицизм |
Л. Фейербах | объективный идеализм |
3. Чем Фейербах отличается от всех других представителей немецкой классической философии?
4. Объясните, почему материализм Фейербаха является антропологическим.
5. Найдите ошибки в критике Фейербахом Гегеля.
Основное содержание темы:
Понятие «немецкая классическая философия» введено Ф. Энгельсом. Этим понятием он обозначил немецкую философию конца XVIII – начала XIX века, которую представляли Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах. Их учения достаточно сильно отличаются друг от друга, однако они связаны определённым образом между собой и представляют единую линию развития мысли от Канта до Фейербаха.
Основные идеи немецкой классической философии оказали большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.
Немецкие мыслители от Канта до Гегеля предназначали свои работы не для широкой публики, а в основном для узкого круга специалистов, тех, кто профессионально занимается философией. Поэтому стиль их работ достаточно труден для восприятия.
Начало немецкой классической философии связано с работами Иммануила Канта (1724–1804 гг.).
В его профессорской диссертации были заложены основы принципиально новой философии, которую он сам называл «критической». Первой частью системы «критической» философии стала гносеологическая концепция, в которой Кант старался найти причины неудач прежней философии, найти и обосновать новые подходы к познанию.
Все знания Кант разделяет на априорные (от латинского – предшествующие опыту и независимые от него, доопытные знания) и апостериорные (от латинского – из последующего, т.е. знания, получаемые опытным путем). Априорные знания, с точки зрения Канта, являются некоторой данностью, которая фактически существует, но не поддаётся объяснению. Априорными истинами Кант считал «все положения математики» и теоретического естествознания. Мыслитель резко разграничивал чувственность и интеллект как «два основных ствола человеческого познания», которые вырастают, «быть может из одного общего, но неизвестного нам корня». Чувственные представления возникают благодаря воздействию на органы чувств предметов и вещей внешнего мира. На первый взгляд может показаться, что Кант материалист. Однако основная установка его гносеологии состоит в том, что чувственный образ предмета целиком и полностью сформирован человеческим сознанием. Следовательно, он не является отражением объективных предметов, которые остаются непознаваемыми «вещами в себе». Чувственные образы предметов, которые создаются сознанием, Кант называл «явлениями». Все свойства явлений субъективны, т.к. они только порождение нашего сознания, результат деятельности рассудка. Рассудок и чувственное восприятие создают природу во всем её многообразии. Бытие Кант отождествляет с миром явлений. Таким образом, онтологическая концепция Канта вытекает из его гносеологии.
Основным достижением немецкой классической философии была разработка её представителями целостного учения о развитии диалектики. В наиболее полном и систематизированном виде диалектика представлена в работах Гегеля (1770–1831 гг.).
Систему Гегеля можно считать завершением философии Нового времени. Предметом философии, по Гегелю, является Абсолют (абсолютная идея, мировой разум). Абсолют – это начало мира, его сущность. В процессе своего саморазвития абсолютная идея отчуждается от своей сущности и переходит в свое инобытие. Инобытием абсолютной идеи является весь объективный мир. Однако объективная действительность лишена способности развития. Развивается только Абсолют. В своём развитии он может существовать в трёх формах:
1) в форме чистых логических сущностей – это начальная истинная форма абсолютной идеи;
2) в форме природы, которая является инобытием абсолюта;
3) в различных формах конкретного духа, представляющих собой общественную жизнь человека.
Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (1804–1872). Он был учеником Гегеля и считал его своим вторым отцом. Однако, впоследствии, стал его оппонентом и критиком. В лице Фейербаха немецкая классическая философия осуществляет поворот от идеализма к материализму и атеизму.
Фейербах опровергает основной тезис гегелевской системы о самоотчуждении логической идеи в природу. «Не было бы природы, – пишет Фейербах, – никогда логика не произвела бы её из себя». Материальные вещи, предметы и явления природы интересовали Фейербаха не сами по себе, а только в их отношении к человеку. «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единый, универсальный и высший предмет философии».
Гегелем и Фейербахом заканчивается немецкая классическая философская традиция. Она даёт толчок для развития других неклассических направлений в европейской мысли. В том числе на её основе возникает философия марксизма.
Вопросы для самоконтроля.
1. В чём состоит суть гносеологической концепции И. Канта?
2. Какие онтологические выводы делает из своей гносеологии Кант?
3. В чём Кант видел проявление активности рассудка?
4. Философия истории Иммануила Канта.
5. Что является основной проблемой человеческого рода, с точки зрения Канта?
6. Каков социальный идеал Канта?
7. Три формы существования абсолютной идеи в философии Гегеля.
8. Учение Гегеля о чистых логических сущностях.
9. Основные законы диалектики.
10. Гегелевское понимание природы.
11. Гегель о субъективном духе.
12. Онтологические взгляды Фейербаха.
13. Учение Фейербаха о познании.
Раздел V