Возникновение и история науки
Как форма познания, наука возникла в Новое время, в 16-17 вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития, и сама воздействует на ход практической деятельности опредмечивается и материализуется в ней.
В античности и в средние века в основном происходило философское познание мира. В рамках этой фил. объединялись знания и сведения о " первых причинах и всеобщих началах", формировалась определенная совокупность логических и математических знаний. Но зачатки этих знаний не сформирова-пись как автономное, самостоятельное целое. Пер-эые ростки науки создавались в древневосточных цивилизациях- Египте, Индии, Вавилоне, Китае. Это эыли лишь отдельные ветви науки, но не наука в цепом. Причина такого положения кроется в общественно-исторических и социально-культурных факторах, - они не создавали объективных условии для формирования науки как особого целостного духовного феномена и социального института.
В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как целостная система знаний, которая возникла только в Новое время, в процессе отделения науки эт традиционной философии.
буржуазные революции в Англии и Нидерландах цали мощный толчок для развития новых производственных и социальных отношений. Важным фактором для этих изменений оказывается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия наука и естествознание в те времена практически отождествлялись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание.
Но различные отрасли наук были еще слаборазвиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточной.базы зна- ний, и, следовательно, строить чисто умозрительные предположения. Достижение истины было невозможно без философии.
Наука - явление конкретно-историческое. Прошедшее в своем развитии ряд этапоа, которые можно разделить по разным категориям. Категорией (обоснованием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы л методы научного исследования, формируется стиль мышления, специфический понятийный аппарат и т.д.
Классическая наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получение объективного знания о мире.
Господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения.
Неклассическая наука (первая половина 20 в.) -учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение этих связей рассматривается в качестве необходимого условия объективно:истинного описания и объяснения мира
Пост классическая наука (вторая половина 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценности о- целе в ы м и структур а м и .
Каждая стадий имеет свою совокупность теоретико-методологических и иных установок, свои фундаментальные идеи и свою картину мира.
Классическая - механику, построение мира строится на принципе жесткого детерминизма.
Неклассическая - строится на идеях относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Постклассическая - стадия становления и организации, ориентирование на "синергетическое движение" и глобальный эволюционизм.
64 ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ИСТОРИИ
В ходе исторического процесса существовали различные интерпретации проблемы истины.
В античности философы изобрели концепцию соответствия. Истину усматривали в том, что существующие вещи интерпретировались как проявление идеи или формы { Платон, Аристотель).
В средневековой христианской ф/лософии истину видели в Боге и в его откровениях.
В новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся в чувствах и идеях (Бекон, Локк, Декарт, Лейбниц.)
В 20 веке аналитики вначале придерживались концепции соответствия. Они выясняли соответствие суждений и умозаключений действительному положению дел, фактам. Затем стали развивать теорию взаимосогласования суждений (Карнап).
Концепция соответстеия была дополнена когерентной концепцией истины. Затем часть аналитиков, сторонников определения значения слова как его употребления развивают прагматическую концепцию истины. Из современных философов именно аналитики наиболее обстоятельно занимаются проблемой истины.
Феменологи на основе исходных чувственных впечатлений приходят к эйдосам и понятиям и оценивают внешний мир на их основе. Они не используют прагматическую концепцию истины.
Герменевтики принимают за истину контакт чел. и вещи, они считают, что возможно слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истинности суждениям, герменевтики вещам.
Постмодернисты считают, что любой текст имеет глубокий смысл, сам же смысл понимается как чувства. Значение внешнего мира в качестве критерия истины постмодернисты отвергают.
Истина развивается и изменяется а соответствии с изменениями наших знаний. По мере развития процесса познания открываются ранее неведомые факты. Человечество в познании идет от абсолютного заблуждения к абсолютной истине. Но абсолютная истина недостижима, т. к. предыдущее знание всегда усовершенствуется последующим. Истина - центральная проблема в философии. Несложно выделить три ее основные концепции: соответствия, когерентности и прагматичности.
Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания, мысли и интерпретации, которые соответствуют действительности. Установление истины и заблуждения требует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений,-
Там, где существует многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность суждений. Это говорит о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость высказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.
Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины (прагматика - означает дело или действие). Смысл концепции истины - на'деле проверять суждения на истинность и ложность, не ограничиваясь теоретическими рассуждениями.
Согласно утверждению американского философа Решера, три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга, поэтому надо учитывать все. Но это не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математиков основной считается когерентная концепция истины, т. к. им важна гармония в суждениях. Для физиков необходимо чтобы их суждения вместе с математической формулировкой-со-ответствовали миру физических явлений. Значит для них наиболее приемлема концепция соответствия. Для техника большое значение имеет практика, в центре его внимания будет постоянно прагматическая концепция истины.
В истории философии наиболее адекватно и содержательно вопрос о критерии истины разработан в диалектико-материалистической философии. В качестве решающего критерия истины здесь считается общественная практика. Дополнительным, вспомогательным, производным от практики является логический, теоретический критерий истины.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание отановится научным, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уровня развития, порога научности.
В науке имеется два уровня исследований. Эмпирическое исследование направлено на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез.
Наука начинается с наблюдения событий, фактов и их фиксирования высказываниями, которые возможно проверить экспериментально.
Для науки важным фактом является обнаружение регулярности, т.к. она позволяет объяснять и предсказывать явления. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Знания об явлениях уточняются благодаря измерениям и подсчетам. Иметь количественные сведения о предмете предпочтительно, чем знать его качественные характеристики. Без количественных данных невозможен ни один инженерный проект.
Основой любого эмпирического исследования является эксперимент. Он является испытанием изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В этих условиях огромное значение имеют приборы и использование их возможностей.
Одним из методов эмпирического познания считается наблюдение. Имеется а виду не как этап эксперимента, а как самостоятельный вид изучения явления. Наблюдение широко распространено в медицине, астрономии, биологических и социальных науках. Наблюдение можно квалифицировать как своеобразный эксперимент.
Эксперимент не с оригиналом, а с моделью, называется модельным экспериментированием. Модель может иметь любую физическую природу. Важнейшим условием эксперимента с моделью является возможность переносить получаемые сведения с модели на оригинал. Огромными возможностями облачает компьютерное моделирование. Модельное экспериментирование наиболее результативно в условиях недоступности прямого эксперимента.
Важнейшим экспериментальным методом является измерение, позволяющее получить количественные данные об изучаемом объекте. Приборы применимы лишь в случае измерения физических или химических параметров объекта.
В случае оценки социальных процессов или определения товарной стоимости вступает в силу экономическая интерпретация.
Научное знание немыслимо без теории. Теория -это совокупность обобщенных положений, зафиксированных в суждениях, умозаключениях и терминах.
Обобщения производятся по законам, и главные законы называются принципами. Закон - это связь между фактами и их обобщениями. В эмпирическом законе приводятся только факты. Теоретический закон имеет дело только с обобщениями и понятиями.
Эмпирические и теоретические законы взаимосвязаны и не могут существовать отдельно. Всякое рассмотрение фактов имеет научный смысл, т. к. оно подвергается интерпретации, они подводятся под понятия и теоретические законы.
В любой теории прежде всего подмечается общее. После проведения эксперимента нельзя сразу получить конкретный результат, его можно выявить только после обобщении.
Одной из форм выделения общего является идеализация. Так, понятие идеального газа фиксирует одинаковость газов. Так как тела можно считать материальными точками, все газы состоят из этих точек, значит все они одинаковы, поэтому используется идеализация материальной точки.
Весь ход научного исследования проходит следующим образом: 1) фиксируются факты; 2) факты интерпретируются; 3) интерпретация является причиной рождения понятий и законов; 4) законы предполагаются гипотезами; 5) из законов выходят следствия; 6) следствия сопоставляются с фактами; 7) если следствия теории согласуются с фактами, то признается правота теории.