Перечень грехов и пагубных привычек современного человека.
Грехи против Господа Бога
Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в церковь, долгая небытность у исповеди и Святого Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу не исполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.
Грехи против ближнего
Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или Дела правого с потерей для них. Убийство. Непочтение к родителям. Несмотрение с христианской заботливостью за детьми. Гнев - вражда в семейной или домашней жизни.
Грехи против самого себя
Праздные или скверные мысли в душе. Желания зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.
Из числа всех сих грехов против десяти заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели
1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему - словом, гордость до самообожания.
2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная, большей частью, с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился на вся дни светло (Лк. 16: 19).
6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
7. Леность, или совершенная о душе безпечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.
Грехи хулы на Духа Святаго
* Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
* Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
* Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
Грехи, вопиющие небу об отмщении за них
* Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
* Содомский грех.
* Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
* Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
* Отнятие у человека, в крайнем его положении, последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
* Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
О ПАГУБНЫХ ГРЕХОВНЫХ ПРИВЫЧКАХ И СПОСОБАХ БОРЬБЫ С НИМИ
«Привычка — вторая природа», — говорит народная мудрость. Действительно, кто из нас, желая избавиться от той или иной вредной привычки, не убедился на собственном опыте, насколько это нелегко, а для иных и вовсе граничит с невозможным. Мы незаметно приобретаем привычки и однажды замечаем, что стали их рабами, и не они уже нас ублажают, но мы выполняем их волю, часто вопреки собственному духовному и телесному здоровью.
«От замедления во грехе каком или от многократного повторения греха, — учит авва Дорофей, — делается пристрастие, или привычка ко греху...
Пристрастие сие, или привычка, так сильно бывает, что как вторая природа человека влечет к тому, к чему пристрастится... И чем более человек грех какой творит и медлит в том, тем сильнее в сердце его пристрастие углубляется... И хотя часто бывает, что человек несколько времени и воздерживается от страсти, но обычаем, как веревкою некоею, к той же блевотине привлекается (Притч. 26: 11)...
Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от них; потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное — искоренить большое дерево».
«Бойся привычек больше, нежели врагов, — говорит св. Исаак Сирин. — Питающий в себе привычку — то же, что человек, который дает пищу огню, потому что мера силы того и другого зависит от количества вещества. Если привычка потребует чего однажды, и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою; а если однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силой. Храни это в памяти касательно всего, потому что помощь предосторожности для тебя важнее помощи самых дел...».
Невозможно счесть все наши скверные привычки, страсти, пороки. Например, священномученик Петр Дамаскин, живший в VIII веке, называет 298 свойственных человеку страстей. Понятно, что к сегодняшнему дню, т. е. за тысячу двести лет, их перечень значительно увеличился. Это значит, что еще более сетей раскинуто над нами врагом нашего спасения. Выше них, как известно, летает лишь смирение, но это свойственно совершенным, каковых единицы. А всем прочим из вражиих тенет, т. е. разного рода грехов, привычек и страстей, выход один — покаяние. Сердечное, искреннее, внимательное, слезное. Но сначала нужно научиться внимать себе, т. е. следить за собой, чтобы выявить всех своих скрытых врагов, в том числе и в виде многочисленных вредных привычек. Как уже говорилось, искоренение каждой потребует многих слез и трудов. И обстоятельная исповедь - главный помощник в этом, ибо известно, что привычки и страсти «цепляются» в нас за неисповеданные грехи и иногда отлетают на удивление быстро, как только «отшелушится» от нас исповеданный грех.
Назовем лишь некоторые привычки, наносящие вред нашему духовному и телесному здоровью.
* Привычка осуждать ближнего (оправдывать себя). «Не входи в рассмотрение поступков людей, — говорит прп. Амвросий Оптинский, — не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: «а мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием»... Отвлекай всячески мысль свою от пересудов дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом. Грехи против Бога Бог прощает по молитвам других, особенно по молитвам церковным и за поминовение на Безкровной Жертве или за милостыню, подаваемую за сих умерших; а грехи против ближнего — обиду и неправду — Бог не прощает, если обидевший и неправдовавший вовремя не удовлетворит обиженного или не примирится испрошением прощения».
* Привычка к непослушанию, спорливости. Эта привычка свойственна очень многим, а между тем, "смирение и послушание, — говорит прп. Максим Исповедник, — искоренители всех страстей и насадители всех благ; смирение отсекает страсти душевные, а злострадание — телесные".
* Привычка к телесному покою (боязнь скорбей). Но, как говорит св. Афанасий Великий, многие праведники умирают злою смертию, а грешники — "праведной", т. е. безболезненной и тихой, но что ни делает Бог, все делает с любовию, к лучшему для нас, для облегчения нашей участи в вечности. "Кто Царство Божие без подвигов стяжал? — вопрошает прп. Сергий Радонежский. — Не плоть и кровь живут в вечном Царстве со Христом, но тот, кто здесь путем тесным всю жизнь нес крест, жил в покаянии и был мучеником слез".
* Привычка сквернословия. "Сквернословие, — говорит епископ Варнава (Беляев), — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5: 4). От него стонет мать-земля Русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, но никак не могут с ним справиться наедине, в кругу друзей, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя".
* Привычка к чрезмерному употреблению спиртного (пьянство). "Помни, брат, следующее, — говорит по этому поводу одно древнее поучение, — хотя вино поначалу и кажется вещью самой прекрасной, приятной и безобидной, но бесы очень любят ловить слабых людей на эту приманку — часто и один стакан лишает бдительности, осторожности, и диавол уже готовит сеть греха, в которую легко попадает тот, кто хоть немного забылся и расслабился. Каких только безумных поступков не творят люди в нетрезвом состоянии; порою — просто беснуются, попадая в полную зависимость от злых духов, "пляшут под их дудку", доходят до самоубийства. Господь говорит в Священном Писании, что пьяницы не спасутся... ".
* Привычка к курению. "Употребление табака огрубляет личность, — говорит кандидат медицинских наук, врач анестезиолог-реаниматолог К. Л. Рябцев, — затрудняя и делая невозможным восприятие самых тонких духовных сторон жизни, являющихся единственным источником истинной непостижимой совершенной радости. Впрочем курильщик табака о совершенной радости ничего и не узнает... Курение — преступление против второй главной заповеди — о любви к ближнему. Грех хочется оправдывать... Грешить — дело человеческое, а оправдывать грехи — дело диавольское. А каков будет для человека результат его измывательства над ближними? У св. Иоанна Кронштадтского Сказано: "Острие скорби, которое ты вонзишь невинно в чужое сердце, войдет и в твое сердце по строгому закону возмездия: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7: 2). Не хочешь скорби, не делай ее и другому". За последние десять лет они скатились еще ниже. Если раньше курящие стеснялись, выходили, слышали внушения, то сейчас они не видят и не слышат никого кроме себя, не желают терпеть никаких ограничений для своего "хочу". На ближних им полностью наплевать. Поэтому сейчас по сути они на деле готовы путем удушения убить ближнего и делают это. И постоянно себе лгут, закрывая глаза на это. Они — насильники и убийцы для всех, кто с ними рядом и для всех, кого случайно встретят на дороге. Табакокурение — это и форма медленного самоубийства... А самоубийство страшнее смертного греха как посягательство на права Бога... ".
* Привычка к пороку, безнравственности. "Сколько было могучих государств, — предостерегает митрополит Московский Макарий, — сколько было цветущих городов в древности! Где они? Где Вавилон, Ассирия? Где Римская империя и Византия? Пали. Когда началось падение их? Тогда, когда стала падать нравственность в народах. Так повествуют об этом бытописатели. Итак, если начинает предаваться пороку целый город, целое государство, то ждать можно беды на весь город, на народ всей страны. За общественные грехи бывают и общественные бедствия... Вот какая опасность грозит нашему городу и нашей стране, если соблазн сделается всеобщим, если он не будет устранен своевременно".
* Привычка к безвременному смотрению телевизора, к компьютерным играм. Эти занятия не только отнимают от нас драгоценное время, которое определено нам Господом для дел спасения себя и ближних, но и являются непосредственным орудием сатаны, разящим наповал всякого обращенного к нему лицом. Погружаясь в искусственную "реальность" кинематографа, растворяя свое сознание в голубых пространствах телеэкрана или виртуальном компьютерном мире, мы растрачиваем всю свою творческую энергию, весь запас эмоциональных сил на "несуществующее". Мы сопереживаем "мыльным пузырям" — героям, которых уже нет или не было вообще. В этом "несуществующем" мы проливаем свои слезы, творим дела милосердия, строим, путешествуем и т. д. Исчерпав здесь весь свой положительный потенциал, в реальном мире (который, естественно, лишен кинематографических красок, экспрессии, романтизма и пр. ) мы становимся равнодушными, способными не замечать чужую боль и беду, апатичными вообще. Еще одна опасность со стороны "несуществующего" — формирование негативных стереотипов и "идеалов", которые постепенно переворачивают весь уклад нашей жизни с ног на голову. Становятся нормой блуд, насилие, обман, стяжание, неуважение к своему прошлому, космополитизм и т. д. Наоборот, добродетели — целомудрие, скромность, любовь к Родине, воздержание — вызывают насмешки и отрицательные эмоции. Нам ли, не укорененным в добродетели, падким на всякий грех, подвергать себя столь сильным искушениям: добровольно открывать двери своих домов (т. е. телеэкраны) для сил беззакония, которые, в отличие от "несуществующего", вполне реальны, деятельны и способны увлечь в действительную погибель любого им следующего.
* Привычка жить в долг. А между тем, как говорит Св. Амвросий Оптинский, долги хуже грехов. В грехах покается человек — и Бог простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни.
«Страх и ужас объял бы тебя, брат, — призывает грешников ко спасению архимандрит Гавриил (Зырянов), — если бы ты увидел, как души наши изъязвлены грехами. Поистине не осталось в них целого места. Все они покрылись гнойными струпьями, зияющими язвами и слились в сплошную воспаленную рану. Где искать лекарства от этой душевной болезни, где найти цельбоносный источник, заживляющий эти язвы?.. Как угрызаемые змеями сыны Израилевы, взирая с верой на того медного змия, исцелевали от смертных язв; так и нам, угрызаемым от адского змия, змия древнего — диавола, должно взирать на вознесенного грех ради наших на древо Христа, Сына Божия, и с умиленным и сокрушенным сердцем просить исцеления от язв греховных, ибо Он есть Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1: 29). Он язвен бысть за грехи наша... язвою Его мы изцелехом (Ис. 53: 5).
Слышу многих, говорящих: "и хотели бы мы исцелиться от пьянства и других грехов, да не можем сделать над собою усилия, чтобы с верой воззреть на Распятого, с решимостью припасть к ногам Его".
Не обманывайте, возлюбленные, себя и других: можете, но не хотите. Не хотите познать любви Божией к вам и ринуться в объятия Господни. А если бы захотели — смогли бы. Хотящему все возможно, ибо Сам Бог, повелевший нам изыти из сего греховного мира, помогает всякому хотящему прийти в объятия Его».
Грехи сокращают нашу жизнь... Борьба с грехом привлекает благодать Божию.