Каждый действует только в своих интересах.

БОГ

Понятие о Боге как о личности — полная иллю­зия. Она порождена потребностью компенсации земных отца и матери. Понятие о Боге — понятие вечного ребёнка. Люди инфантильны, и хотя они с годами взрослеют, их мышление остаётся детским. Поэтому они нуждаются в личностном Боге.

Тяга к форме и привязанность к ней так силь­ны! Вы не можете жить без форм. Но в то же время хотите избавиться от них! Вы чувствуете в этом на­сущную потребность. Однако не можете осущест­вить её. Что же вы делаете в таком случае? Вы пыта­етесь заключить в форму бесформенное. Отсюда поклонение идолам и всё прочее.

Принижая человека, вы создаёте Бога. Каждый человек - потенциальный Будда. Будда — не суще­ство, а состояние, которое может быть достигнуто каждым.

В

ВИДЕТЬ

Необходимость видеть

Тот, кто не наблюдает за собой, беспрестанно говорит о других. Нужно постоянно помнить об одном: вы всегда подмечаете и презираете в дру­гих именно те недостатки и ошибки, которые скрыты и подавлены в вас самих.

Пытайтесь постоянно наблюдать за собой. Вы сможете легко избавиться от недостатков и разно­образных ошибок, если, обнаружив их, вы просто посмотрите им в лицо, не подавляя их. Только внимательно осмотрев комнату, вы сможете уб­рать её.

Чтобы измениться, вы должны сначала видеть то, что следует изменить. До тех пор пока вы не знаете, что надо изменить, вы ничего не можете сделать.

Освобождение придёт только тогда, когда вы увидите всё таким, как есть, а не через воображе­ние или мысленное усилие.

Что-то кажется вам ужасным? Просто посмот­рите ему прямо в лицо. Посмотрите, и всё станет ясным. Эмоцию создаёте вы сами, так как не види­те вещи такими, как они есть. Майя, или ил­люзия, исчезает, как только вы её видите.

Что значит видеть? Принимать всё таким, как оно есть, то есть быть с ним на одном уровне. Тогда вы чувствуете, сочувствуете и ощущаете себя в един­стве с ним, и затем возникает любовь. Различие или разделение исчезает. Вы становитесь единым.

Как только вы видите верёвку, змея тотчас исче­зает (Имеется в виду известное сравнение иллюзорного мира, или майи, с верёвкой, которую по невежеству можно принять за змею).

Включите свет... Где тьма? Такая древняя, глубо­кая! Где она? Мгновенно исчезла. Достаточно од­ной искры.

Относительное видение: «Свамиджи ест творог ложкой».

Видение через личные проекции: «Дедушка ест отвратительный творог красивой серебряной ма­миной ложечкой».

Абсолютное видение: «Свамиджи ест Свамиджи при помощи Свамиджи».

2. Как видеть?

Великая заслуга индийской мудрости в том, что на первое место она ставит «видеть» — не ве­рить, не воображать, не раздумывать, а непосред­ственно видеть то, что есть.

Вы спрашиваете, может ли анализ, нейтраль­ный анализ, без личного вмешательства быть час­тью видения?

Не просто частью... он и есть видение.

«Видеть» — значит использовать все ресурсы интеллекта: рассматривать факты, рассуждать, взвешивать, различать, распознавать, устанавли­вать правила и т.д.

Видеть, видеть, видеть — и различать между ре­альным фактом и эмоциональной реакцией.

Видеть то, что есть

Каждый раз, когда вы видите то, чего не замеча­ли раньше, ваше знание растёт. В свою очередь, это знание даёт возможность видеть ещё больше.

Умение видеть вещи такими, как они есть, при­меняется на всех уровнях восприятия: от самого грубого до самого тонкого.

Видеть то, что есть здесь и сейчас, и есть созер­цание.

Есть разница между видеть и думать, что вы видите. Человек редко видит, а чаще думает, что видит.

Существует только один критерий, чтобы уз­нать, действительно вы увидели или только думае­те, что увидели: сопровождается ли это эмоцией? Присутствие эмоции говорит о том, что заработа­ло мышление. Когда вы видите — эмоции нет.

Посмотрите внимательно: перед вами реаль­ность или вам это только кажется? Легко ли у вас на душе, чувствуете вы себя непринуждённо или нет?

Чаще всего люди говорят о том, чего они не ви­дят, и довольствуются повторением услышанных или прочитанных формулировок, не проверен­ных на собственном опыте. Например, выражение «Этот мир полон страданий» — для них только сло­ва, и они не видят того, о чём говорят.

Один, упрекая другого, говорит: «Ты сделал так-то и так-то!» Произнося это, он не видит, о чём го­ворит.

Другой говорит: «Он поступил так-то, и я расст­роен его поступком». Действие внешнее, а недо­вольство — внутреннее. Может ли закипеть вода в кастрюле, поставленной не на огонь, а рядом?..

Вы не видите того, о чём говорите. Посмотрите на свои слова. Это так легко — видеть! Но вы видите факт и тотчас скрываете его от взора, говоря: «Это не должно быть так» или: «Я вижу, но...» Это «но» указывает на присутствие мышления.

ВИНОВНОСТЬ(см. Различие)

Чувство раскаяния ложно. Ни печали, ни раска­яния — что сделано, то сделано.

Даже если вы совершили что-то плохое, когда были подростком, и теперь испытываете стыд, это неверно: того, кто сделал это, больше нет. Он не тот, кто есть сейчас.

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ МИР

Всё, что вовне, находится во мне.

Всё, что вовне, даёт мне возможность постоян­но видеть и наблюдать себя. Внешний мир даёт мне эту возможность. Он всего лишь зеркало.

Только я один отвечаю за все мои действия и эмоции. Их причина не вовне, а внутри. Снаружи ничего нет. Ответственность не находится снару­жи.

Живите в мире, а не в созданном вами мире. Вы всегда живёте в «вашем мире», а не в мире, так как вы постоянно стараетесь жить в том мире, кото­рый вам нравится.

Г

ГАРМОНИЯ (интеллекта, чувств и действий)

Человек не ограничивается только эмоциями, интеллектом или действиями. Человек — это сово­купность. Когда интеллект, чувства и действия на­ходятся в гармонии друг с другом, тогда появляет­ся настоящий человек.

Постарайтесь понять интеллектом, почувство­вать сердцем и применить в действии полученное здесь от Учителя.

Глубокое интеллектуальное убеждение — это чувство, глубокое чувство — действие.

Когда вы понимаете интеллектуально, одобряе­те чувством и ваше эго говорит: «Да, это моя рабо­та», только тогда работа может быть выполнена осознанно. Один лишь интеллект — машина, толь­ко эмоции — безумие.

То, что вы есть, выражается интеллектом, эмо­циями и действиями. Все они проявляются только тогда, когда вы стараетесь создать что-то другое вместо того, что есть.

Вам следует высветить истину с помощью ин­теллекта. Эмоция, возникшая в форме желания, должна найти удовлетворение. Одновре­менно с этим вы должны понять, что корни жела­ния находятся в самой природе мышления, в при­вычке желания видеть «что-то другое».

Участие в жизни даёт возможность освобожде­ния. Ни слова, ни интеллект, ни что-либо другое.

Что значит участие в жизни? Вам следует дей­ствовать органично, соразмеряясь с вашим ин­теллектом, эмоциями и действиями одновремен­но... Не позволяйте одной вашей части властво­вать над другими. Пусть все они действуют гармо­нично.

Речь не идёт о поиске истины где-то на высшем уровне. Вам надо только освободиться от ложных представлений.

Сейчас, в вашем положении, обладая интеллек­том и умом, вы не можете пускаться в путь всле­пую. У вас есть эмоции, не следует изнурять их го­лодом. Вы испытываете потребность в действии, её не следует подавлять.

Такая работа на трёх уровнях должна прово­диться ежедневно, одновременно и столько, сколь­ко необходимо и возможно.

Высшее состояние человека, достигшего само­реализации, можно выразить тремя фразами:

«Я выполнил всё, что мне полагалось выпол­нить. Больше мне делать нечего».

«Я получил всё, что мне полагалось получить. Больше мне получать нечего».

«Я дал всё, что мне полагалось дать. Больше мне нечего давать».

Как это применить к вам, к вашему частному случаю? Если сказанное универсально, то оно должно быть также применимо и к частному. По­этому в том состоянии, в котором вы находитесь, поступайте так, чтобы в конце дня вы могли бы по­чувствовать:

«Да, сегодня я получил всё, что мне следовало получить. Больше я не могу получить!

Сегодня я дал всё, что мне следовало дать — и ничего больше.

Сегодня я закончил свои дела. Ничего не оста­лось недоделанным. Я сделал всё, что мне полага­лось сделать. Теперь я удовлетворён. Ничего боль­ше не осталось».

Эти три аспекта следует рассматривать вместе, полностью и непрерывно, тогда они освобожда­ются.

У совершенного человека все три элемента нахо­дятся в состоянии совершенства: интеллект — сво­боден, эмоции — свободны, действие — свободно.

ДАВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ

Каждый действует только в своих интересах.

Каждый действует только в своих интересах. Исключений из этого правила нет.

Придерживайтесь этой абсолютной, незыбле­мой истины: никто никому ничего не может дать. Индивид — это тот, кто берёт... Каждый желает брать. Человек становится по-настоящему челове­ком, когда он приобретает способность давать.

Никто ничего ни для кого не делает и не может сделать. Нет... Всегда только для самого себя. Ни­кто ничего не делает ни для другого, ни для чего-либо вне себя, так как он просто не может этого сделать. Почему? Потому что центр интереса каж­дого индивида — в нём самом.

Наши рекомендации