Каждый действует только в своих интересах.
БОГ
Понятие о Боге как о личности — полная иллюзия. Она порождена потребностью компенсации земных отца и матери. Понятие о Боге — понятие вечного ребёнка. Люди инфантильны, и хотя они с годами взрослеют, их мышление остаётся детским. Поэтому они нуждаются в личностном Боге.
Тяга к форме и привязанность к ней так сильны! Вы не можете жить без форм. Но в то же время хотите избавиться от них! Вы чувствуете в этом насущную потребность. Однако не можете осуществить её. Что же вы делаете в таком случае? Вы пытаетесь заключить в форму бесформенное. Отсюда поклонение идолам и всё прочее.
Принижая человека, вы создаёте Бога. Каждый человек - потенциальный Будда. Будда — не существо, а состояние, которое может быть достигнуто каждым.
В
ВИДЕТЬ
Необходимость видеть
Тот, кто не наблюдает за собой, беспрестанно говорит о других. Нужно постоянно помнить об одном: вы всегда подмечаете и презираете в других именно те недостатки и ошибки, которые скрыты и подавлены в вас самих.
Пытайтесь постоянно наблюдать за собой. Вы сможете легко избавиться от недостатков и разнообразных ошибок, если, обнаружив их, вы просто посмотрите им в лицо, не подавляя их. Только внимательно осмотрев комнату, вы сможете убрать её.
Чтобы измениться, вы должны сначала видеть то, что следует изменить. До тех пор пока вы не знаете, что надо изменить, вы ничего не можете сделать.
Освобождение придёт только тогда, когда вы увидите всё таким, как есть, а не через воображение или мысленное усилие.
Что-то кажется вам ужасным? Просто посмотрите ему прямо в лицо. Посмотрите, и всё станет ясным. Эмоцию создаёте вы сами, так как не видите вещи такими, как они есть. Майя, или иллюзия, исчезает, как только вы её видите.
Что значит видеть? Принимать всё таким, как оно есть, то есть быть с ним на одном уровне. Тогда вы чувствуете, сочувствуете и ощущаете себя в единстве с ним, и затем возникает любовь. Различие или разделение исчезает. Вы становитесь единым.
Как только вы видите верёвку, змея тотчас исчезает (Имеется в виду известное сравнение иллюзорного мира, или майи, с верёвкой, которую по невежеству можно принять за змею).
Включите свет... Где тьма? Такая древняя, глубокая! Где она? Мгновенно исчезла. Достаточно одной искры.
Относительное видение: «Свамиджи ест творог ложкой».
Видение через личные проекции: «Дедушка ест отвратительный творог красивой серебряной маминой ложечкой».
Абсолютное видение: «Свамиджи ест Свамиджи при помощи Свамиджи».
2. Как видеть?
Великая заслуга индийской мудрости в том, что на первое место она ставит «видеть» — не верить, не воображать, не раздумывать, а непосредственно видеть то, что есть.
Вы спрашиваете, может ли анализ, нейтральный анализ, без личного вмешательства быть частью видения?
Не просто частью... он и есть видение.
«Видеть» — значит использовать все ресурсы интеллекта: рассматривать факты, рассуждать, взвешивать, различать, распознавать, устанавливать правила и т.д.
Видеть, видеть, видеть — и различать между реальным фактом и эмоциональной реакцией.
Видеть то, что есть
Каждый раз, когда вы видите то, чего не замечали раньше, ваше знание растёт. В свою очередь, это знание даёт возможность видеть ещё больше.
Умение видеть вещи такими, как они есть, применяется на всех уровнях восприятия: от самого грубого до самого тонкого.
Видеть то, что есть здесь и сейчас, и есть созерцание.
Есть разница между видеть и думать, что вы видите. Человек редко видит, а чаще думает, что видит.
Существует только один критерий, чтобы узнать, действительно вы увидели или только думаете, что увидели: сопровождается ли это эмоцией? Присутствие эмоции говорит о том, что заработало мышление. Когда вы видите — эмоции нет.
Посмотрите внимательно: перед вами реальность или вам это только кажется? Легко ли у вас на душе, чувствуете вы себя непринуждённо или нет?
Чаще всего люди говорят о том, чего они не видят, и довольствуются повторением услышанных или прочитанных формулировок, не проверенных на собственном опыте. Например, выражение «Этот мир полон страданий» — для них только слова, и они не видят того, о чём говорят.
Один, упрекая другого, говорит: «Ты сделал так-то и так-то!» Произнося это, он не видит, о чём говорит.
Другой говорит: «Он поступил так-то, и я расстроен его поступком». Действие внешнее, а недовольство — внутреннее. Может ли закипеть вода в кастрюле, поставленной не на огонь, а рядом?..
Вы не видите того, о чём говорите. Посмотрите на свои слова. Это так легко — видеть! Но вы видите факт и тотчас скрываете его от взора, говоря: «Это не должно быть так» или: «Я вижу, но...» Это «но» указывает на присутствие мышления.
ВИНОВНОСТЬ(см. Различие)
Чувство раскаяния ложно. Ни печали, ни раскаяния — что сделано, то сделано.
Даже если вы совершили что-то плохое, когда были подростком, и теперь испытываете стыд, это неверно: того, кто сделал это, больше нет. Он не тот, кто есть сейчас.
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ МИР
Всё, что вовне, находится во мне.
Всё, что вовне, даёт мне возможность постоянно видеть и наблюдать себя. Внешний мир даёт мне эту возможность. Он всего лишь зеркало.
Только я один отвечаю за все мои действия и эмоции. Их причина не вовне, а внутри. Снаружи ничего нет. Ответственность не находится снаружи.
Живите в мире, а не в созданном вами мире. Вы всегда живёте в «вашем мире», а не в мире, так как вы постоянно стараетесь жить в том мире, который вам нравится.
Г
ГАРМОНИЯ (интеллекта, чувств и действий)
Человек не ограничивается только эмоциями, интеллектом или действиями. Человек — это совокупность. Когда интеллект, чувства и действия находятся в гармонии друг с другом, тогда появляется настоящий человек.
Постарайтесь понять интеллектом, почувствовать сердцем и применить в действии полученное здесь от Учителя.
Глубокое интеллектуальное убеждение — это чувство, глубокое чувство — действие.
Когда вы понимаете интеллектуально, одобряете чувством и ваше эго говорит: «Да, это моя работа», только тогда работа может быть выполнена осознанно. Один лишь интеллект — машина, только эмоции — безумие.
То, что вы есть, выражается интеллектом, эмоциями и действиями. Все они проявляются только тогда, когда вы стараетесь создать что-то другое вместо того, что есть.
Вам следует высветить истину с помощью интеллекта. Эмоция, возникшая в форме желания, должна найти удовлетворение. Одновременно с этим вы должны понять, что корни желания находятся в самой природе мышления, в привычке желания видеть «что-то другое».
Участие в жизни даёт возможность освобождения. Ни слова, ни интеллект, ни что-либо другое.
Что значит участие в жизни? Вам следует действовать органично, соразмеряясь с вашим интеллектом, эмоциями и действиями одновременно... Не позволяйте одной вашей части властвовать над другими. Пусть все они действуют гармонично.
Речь не идёт о поиске истины где-то на высшем уровне. Вам надо только освободиться от ложных представлений.
Сейчас, в вашем положении, обладая интеллектом и умом, вы не можете пускаться в путь вслепую. У вас есть эмоции, не следует изнурять их голодом. Вы испытываете потребность в действии, её не следует подавлять.
Такая работа на трёх уровнях должна проводиться ежедневно, одновременно и столько, сколько необходимо и возможно.
Высшее состояние человека, достигшего самореализации, можно выразить тремя фразами:
«Я выполнил всё, что мне полагалось выполнить. Больше мне делать нечего».
«Я получил всё, что мне полагалось получить. Больше мне получать нечего».
«Я дал всё, что мне полагалось дать. Больше мне нечего давать».
Как это применить к вам, к вашему частному случаю? Если сказанное универсально, то оно должно быть также применимо и к частному. Поэтому в том состоянии, в котором вы находитесь, поступайте так, чтобы в конце дня вы могли бы почувствовать:
«Да, сегодня я получил всё, что мне следовало получить. Больше я не могу получить!
Сегодня я дал всё, что мне следовало дать — и ничего больше.
Сегодня я закончил свои дела. Ничего не осталось недоделанным. Я сделал всё, что мне полагалось сделать. Теперь я удовлетворён. Ничего больше не осталось».
Эти три аспекта следует рассматривать вместе, полностью и непрерывно, тогда они освобождаются.
У совершенного человека все три элемента находятся в состоянии совершенства: интеллект — свободен, эмоции — свободны, действие — свободно.
ДАВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ
Каждый действует только в своих интересах.
Каждый действует только в своих интересах. Исключений из этого правила нет.
Придерживайтесь этой абсолютной, незыблемой истины: никто никому ничего не может дать. Индивид — это тот, кто берёт... Каждый желает брать. Человек становится по-настоящему человеком, когда он приобретает способность давать.
Никто ничего ни для кого не делает и не может сделать. Нет... Всегда только для самого себя. Никто ничего не делает ни для другого, ни для чего-либо вне себя, так как он просто не может этого сделать. Почему? Потому что центр интереса каждого индивида — в нём самом.