Представители расцвета европейской схоластики о познании
Сигер Брабантский
Сигер Брабантский (ок. 1240 — 1281 гг.) — мыслитель расцвета схоластики, глава латинского аверроизма, магистр факультета искусств Парижского университета. Преследовался церковью. По некоторым данным, был убит собственным секретарем.
Сигер стремился к тому, чтобы философия была независимой от теологии, признавал только философские авторитеты, прежде всего Аристотеля.
Сигер автор трудов: "О вечности мира", "О необходимости и взаимной зависимости причин", "О разумности души", др.
Сигер исходил из принципа Аристотеля о том, что душа является формой тела. Он соединял деятельность каждой единичной души с чувственным познанием, неотделимым от телесности. Но каждая душа имеет и высший уровень, где сосредоточивается интеллектуальная деятельность. Сигер утверждает, что интеллектуальная деятельность присуща всему человеческому роду, а тем самым и каждому его представителю.
Индивидуальная душа погибает одновременно с телесной смертью человека.
Александр из Гэльса
Александр из Гэльса (1170 — 1245 гг.) одним из первых стал соединять августинизм и аристотелизм. Был профессором Парижского университета. Автор "Суммы".
Александр утверждал, вслед за Августином, что познание первых сущностей нуждается в божественном опосредствовании — бог освящает человеческий разум. В то же время он исходил из аристотелевского понимания, что познание физического мира происходит путем доказательств и абстракции.
Александр ввел понятие "духовная материя".
Бонавентура
Джовани Фиданца (Бонавентура) (1221 — 1274 гг.) — ученик Александра из Гэльса. Был профессором Парижского университета, епископом, кардиналом. Аристотелевскую философию не считал полностью соответствующей христианству.
В учении о познании соединял аристотелизм с августинизмом: теорию абстракции с теорией "освещения души", рационализм с мистицизмом, при ведущей роли последнего.
Источником познания естественных вещей является сверхъестественный фактор. Еще более сверхъестественным объявляется путь познания бога. Полное познание бога возможно лишь при помощи экстаза.
Бонавентура придерживался платоновской метафизики света и теории "зародышевых доказательств". Свет является нематериальным, но обладает силой, действующей в материи. В каждой вещи с самого начала скрыт "зародыш", который определяет ее развитие, управляет вещью. Эти "зародыши" вещей содержатся в божественном разуме.
Окончательное приспособление Аристотеля к католическому учению осуществили схоластики доминиканского ордена Альберт Великий и Фома Аквинский.
Альберт Великий
Альберт Великий (1193 — 1280 гг.) изучал свободные искусства, естественные науки, медицину, философию Аристотеля, которая еще не была тогда принята церковью. Учительствовал, часто выступал на площади, т. к. желающие его послушать не помещались в зале. Епископ с 1260 г. Отказался от епископства. В монастыре занимался научной и писательской деятельностью.
Альберт понимал, что проникновение античного мышления в культуру Западной Европы нельзя остановить. Он отводил философии более самостоятельную роль, чем это делали старшие (ранние) схоласты. Различал проблемы религиозных догматов и мистерий (таинств), как содержание теологического исследования, и естественнонаучные проблемы, которые изучаются философией.
Альберт занимался зоологией, химией (алхимией), астрономией. Понекоторым сообщениям, создал говорящее устройство.
Фома Аквинский
Фома Аквинский (ок. 1225 — 1274 гг.) — ученик Альберта Великого. Он автор многочисленных трудов: комментариев на Аристотелевы "Аналитики", "Метафизику", "О душе" и др.; трактата "О единстве разума против аверроистов", незаконченной "Суммы теологии", "Суммы против язычников", "Против ошибок греков", многих др.
"Сумма теологии" Фомы стала основным произведением всей схоластической теологии.
Фома четко определил область науки и область веры. По его мнению, задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Он признает возможность объективного, верного знания. Отвергает представления о том, что действительным является только деятельность человеческого разума. Познание, по Фоме, должно быть направлено, прежде всего, на объект, но не внутрь, не на субъективные формы мышления.
Познание объективно и истинно. Но оно не может охватить всего. Над царством философского, метафизического познания находится царство богословия. В последнее невозможно проникнуть естественной силой мышления. Область наиболее важных таинств христианской веры остается вне философского разума и познания (триединство, воскресение и т. п.). Это область сверхъестественных истин, истин божественного откровения, которые могут содержаться только в вере.
Между философией, наукой и верой у Фомы нет противоречий. Христианская истина стоит выше разума, но не противоречит разуму.
Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются против христианства с позиций обычного человеческого разума, противоречат высшему, божественному разуму. Средств, которыми обладает человеческий разум, недостаточно, чтобы противостоять божественному разуму.
Философия должна, по Аквинату,служить вере, теологии тем, что религиозные истины она представляет и толкует в категориях разума. Этим она опровергает аргументы против веры как ложные. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину. Но философия может ослабить выставленные против такой истины аргументы.
В учении о бытии Аквинский использовал наибольшее число элементов Аристотеля. В то же время он абстрагировался от естественнонаучных взглядов Аристотеля.
Мир людей у Фомы является переходом от мира неживого, мира растений и животных к сверхъестественной и духовной сфере. Высшим миром является бог.
Соединяя Платона и Аристотеля, Фома Аквинский вводит понятия эссенции (сущности) и экзистенции (существования). Любое сущее состоит из сущности и существования. При этом сущностью вещи является то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. В боге сущность и существование тождественны. Бог, поэтому, является простым бытием, сущим. Сотворенная вещь является сложным бытием.
Аквинский считает, что сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы, которые отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистентном, идеальном виде, как ангелы и души, либо являются энтелехией тела), входят в пассивную материю. В отличие от Аристотеля, для которого форма всегда оказывается в единстве с материей. У Фомы форма всех форм — бог — является нетелесной. Различие между материальным и духовным миром заключается в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи, в то время как духовное имеет лишь форму.
В трактовке универсалий Фома Аквинский — умеренный реалист. Для него, во-первых, общее понятие (универсалия) существует в единичных вещах как их сущностная форма; во-вторых, универсалии образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного; в-третьих, они существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме.
Согласно Аквинату, бытие бога может быть доказано разумом. Он считал, что положение "бог существует" не является для разума очевидным и врожденным. Поэтому оно должно быть доказано. "Сумма теологии" содержит пять доказательств, взаимосвязанных друг с другом: 1) от движения — должен существовать первый двигатель (бог); 2) от действующих причин — должна быть первая действующая
причина (бог); 3) от случайного и необходимого — должна быть первая необходимость (бог); 4) от степени качеств — должна быть наивысшая степень совершенства (бог);
5) телеологическое — должно быть разумное существо, которое направляет все вещи к цели (бог).
Аквинский понимает бога, выбирая средний путь между личным богом и неоплатоновским трансцендентным и непознаваемым богом. Понять бога можно, причем в трояком смысле: 1) через божественное влияние в природе; 2) через подобие творца и сотворенного (понятия напоминают божественные творения); 3) через понимание любой вещи как частицы бесконечного совершенного существа бога. Человеческое познание несовершенно, но оно учит видеть бога как совершенное в самом себе бытие, как абсолютное существование в себе и для себя.
Откровение учит также видеть бога как творца вселенной. Сотворение относится к реальностям, которые можно понять лишь через откровение.
Аквинат нередко рассуждает о чувствах, памяти, отдельных душевных способностях, об их связях, о познании как таковом. Душа человека является бестелесной, независимой от материи субстанцией. Здесь Аквинат сам возвращается к онтологической традиции доказательства бытия бога: таким доказательством он считает человеческую жажду бессмертия.
Фома Аквинский различает вегетативную душу растений и сенситивную душу животных. У человека к сенситивной душе животных прибавляется интеллектуальная способность — разум. Разумная душа человека выполняет также функции двух видов низших душ — вегетативной и сенситивной.
Фома отдает разуму предпочтение перед волей. Интеллект возвышается над волей. Разум возвышается над волей и может ею управлять.
Из того, что человек познает вещи на основе их внешней реальности, а не их внутренней сущности, Фома делал вывод о том, что собственную душу человек познает опосредованно, а не непосредственно, через интуицию.
Аквинат недооценивает активности познания. В познании он усматривает преимущественно образное восприятие реальности. Если образ совпадает с действительностью, то это значит, что познание правильно
Источник познания Аквинский видит не в причастности к божественным идеям (например, через припоминание), а в опыте, чувственном восприятии. Весь материал познания, согласно Фоме, происходит из чувств. Этот чувственный материал затем обрабатывается деятельным интеллектом. Чувственный опыт дает представление лишь об индивидуальной, единичной вещи. Объектом разума является сущность вещей, которая заключена в отдельных вещах. Познание этой сущности возможно благодаря применению абстракции.
Из учения о душе и познании Аквинат выводит этику, свое понятие свободы воли. К греческим добродетелям (мудрость, отвага, умеренность, справедливость) Фома добавляет веру, надежду и любовь. Человеческая добродетель основана на разуме как естестве человека. Тот, кто против разума, тот и против человека.
Счастье человека Аквинат видел в познании и созерцании бога.
Познание оказывается у него наивысшей функцией человека. А бог — неисчерпаемым предметом познания. Конечная цель человека заключена в познании, созерцании и любви к богу. Для достижения этой цели разум должен помочь человеку отыскать соответствующий нравственный порядок, основанный на божественном законе. Разум должен показать человеку, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью.
Фома Аквинский в отличие от Альберта Великого, который ценил природу и ее познание, больше интересовался нравственными вопросами, обществом. Так, он трактовал монарха как то, что подобно душе в отношении к телу и богу в мире. Власть настоящего короля — отражение власти бога в мире. Фома провозглашал необходимость безусловного подчинения светской власти духовной.
Фома Аквинский разработал классификационный метод различения, упорядочения и размещения отдельных сведений и знаний.
В 1567 г. Фома Аквинский был признан одним из учителей церкви (пятым). Постепенно его учение — томизм — становится официальной доктриной католической церкви, что было окончательно закреплено в энциклике папы Льва XIII в 1879г.
Роберт Гроссетест
Роберт Гроссетест (ок. 1168 — 1253 гг.) — францисканец, главный вдохновитель расширения научной деятельности в Оксфорде. Он переводил естественнонаучные труды Аристотеля непосредственно с греческого, писал комментарии кним. В его собственных трактатах вопросы изучения природы преобладали над философскими. Он считается видным представителем т. н. природной философии. Гроссетест проводил опыты и эксперименты.
В своем учении о свете Гроссетест, в отличие от мистика Бонавентуры, не считал свет средством дематериализации знания. Он считал, что без знания о линиях, углах и фигурах нельзя познать природу: без математики, в частности геометрии, нельзя достичь истинного познания. Фактически, Гроссетест заложил фундамент экспериментального естествознания, по-своему расшатывая господство христианской теологии.
Роджер Бэкон
Роджер Бэкон (1210 — 1294 гг.) — главный представитель оксфордского кружка. Он выступил не только против учения Фомы Аквинского, но и против схоластики вообще. Был знаком с основами всех наук, которые тогда были.
Свои главные труды Р. Бэкон написал в течение 1266-68 годов. Однако его труды были осуждены, а сам он почти до самой смерти провел в монастырской тюрьме.
Р. Бэкон не признавал авторитетов, был скорее индивидуалистом, который критически относился ко всему и вся. Он был склонен к эмпирическому исследованию (его учителем был Роберт Гроссетест). Знал много языков. Современники называли его "удивительным доктором".
Главный труд Р. Бэкона — "Большой труд". Этот трактат содержит теорию человеческого мышления, его понимание отношения науки и теории, грамматики и языкознания, перспектив экспериментальных наук и самой философии. Кроме того, он написал "Меньший труд" и "Третий труд", который был переработкой предыдущих. Он автор ряда небольших трактатов и некоторых незаконченных работ.
Р. Бэкон выдвинул свои три основные возражения против схоластики (Альберта Великого и Фомы Аквинского): 1) Схоластам не хватает знания языков (греческого, арабского) для верного понимания соответствующей философии (Аквинский писал толстые книги об Аристотеле, не понимая греческого языка). 2) Схоласты недостаточно знали математику, основу всех наук. 3) Метод схоластов "решает" все проблемы ссылкой на авторитеты (Библию, Аристотеля, "отцов церкви"), из которых дедуктивно выводятся заключения.
По Р. Бэкону, в решении любых проблем нужно исходить из непосредственного опыта, из результатов экспериментов и наблюдений. Именно опыт, наблюдение и эксперимент являются подлинным источником знаний о мире. Экспериментальная наука — наисовершеннейшая, она "всем служит и удивительным образом дает уверенность". Эта наука "не опирается на логические аргументы, какими бы сильными они ни были, потому что они не доказывают истину, если одновременно с ними не присутствует опыт, касающийся вывода". Эта наука "побуждает опытом проверять возвышенные заключения всех наук".
Р. Бэкон потратил все свое состояние на опыты и эксперименты. В работе "О полезности наук" он развивал основы логики, грамматики, математики, практической физики. Он открыл закон отражения и преломления света, высказал ряд научных и технических идей. Предвосхитил самодвижущиеся машины, угадал принцип магнетизма, высказал идею пороха.
Роджэру Бэкону было запрещено описывать свои изобретения, передавать их другим лицам. На 10 лет он изгонялся во Францию.
В то же время Р. Бэкон утверждал, что его философия может служить вере и теологии.
Опыт Р. Бэкон понимал в самом широком смысле. Такой опыт необходим как для познания естественных явлений, так и сверхъестественных. Опыт дает истину о самом боге. При этом он различал внешний и внутренний опыт. Внутренний — интуитивный, мистический, предполагает сверхъестественное, божественное озарение.