Особенности и основные направления русской философии XIX-нач. XX веков (западничество, славянофильство, религиозная философия, русский космизм)
Первый опыт русского философствования относят к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно оригинальная национальная философия появляется в ХIХ в. Начало связано с именем Чаадаева, философа и публициста. Чаадаев говорил об отлученности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое. В ХIХ–ХХ вв. идеи Чаадаева были осмыслены представителями западничества и славянофильства.
Западничество оформилось в 40–60-х гг. ХIХ в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В. (Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена – Огарева. Основные идеи: 1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу; 3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; 4) высокая оценка преобразований эпохи Петра I. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо западничество на два направления: либеральное (П. А. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д.Кавелин),
отстаивавшее догмат о бессмертии души; революционно-демократическое (А . И. Герцен, Н. П.Огарев, В. Г.Белинский), трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.
Славянофильствооформилось в к. 30 – нач. 60-х гг. ХIХ в. Представители: «старшие» славянофилы:А . С. Хомяков, И. В. Киреевский, К . С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин; «младшие» славянофилы:К .С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов; «поздние» славянофилы:Н . Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. Основная идея – утверждение самобытности России, ее общественного уклада. Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а также особом «живознании», т. е. познании Бога не через рассудок, а через цельность духа. Славянофилы отвергали западный рационализм. Основа российской жизни– это триада: Православие (соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти); Народность (православная община, солидарность и нравственность).
Русская религиозная философия ( Соловьев, Бердяев).
Три аспекта всеединства: единство истин, добра и красоты; единство, науки, философии и религии; единство политического государства, экономического общества и духовной церкви.
Три когерентные силы мирового развития:
- центростремительная (Восток) – подчиняет многообразие единому верховному началу;
- центробежная (Запад) – инициирует личную свободу;
- интегрированная сила – синтезирует первые две, открыла бы позитивные возможности развития человечества.
Бердяев – основные идеи: идея свободы, идея творчества и объективации, идея личности, идея метаисторического эсхатологического смысла истории. Сущ. 3 вида свободы: свобода, укорененная в небытии; свобода, которая зависит от Бога; свобода творчества человека. Идеал для Бердяева – персоналистский социализм, где главную роль играет личность.
Русский космизм сложился в России в к. ХIХ–нач. XX вв. Выделяют 2 направления: религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский); методологическо-философское (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский). Первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении; второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу. Общие идеи: идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека; интерпретация человечества как органичной части космоса; идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея вечности жизни (в богочеловечестве).
Человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский).