Особенности философии др. Индии. Ортодаксальные школы Древнеиндийская философия

1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр.

Веды(дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды,как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

• книги лесных отшельников ("араньяки");

• философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:

•Ригведа;

• Самаведа;

• Яджурведа;

• Атхарваведа.

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило­софии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (до­словно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — IIвв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

• буддизм;

• джайнизм;

• чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

• йога;

• веданта;

• вайшешина;

• ньяя;

• миманса;

• санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр(IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась дости­жениями европейской философской мысли (в частности, анг­лийской).

2. Онтология индийской философии(учение о бытии и небы­тии) опирается на закон Риты- космической эволюции, цик­личности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассо­циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космиче­ских (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появля­ется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, яв­ление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, раз­вития — достижение все более совершенного духа через посто­янную смену материальных форм.

3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии(учения о познании) является не изучение внешних (видимых) призна­ков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.

•"пракрити" — материальное сознание;

• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

• "майя" — сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской фи­лософии реально и заслуживает изучения — в отличие от европей­ской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

4. Душавиндийской философии состоит из двух начал:

• атмана;

• манаса.

Атман— частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас— душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступе­ней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Также для индийской философии характерны учения о сан­саре, ахимсе, мокше и карме.

5. Сансара- учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма— предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравст­венного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

Мокша— высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконеч­ной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.

Ахимса- единство всех форм жизни на земле (следователь­но, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

15.

Особенности философии Нового времени Представители рационализма(новое время).

Ф. Бэком, Р. Декарт, Т. Гоббе, Б. Спиноза.

Основные положения Ф. Бэкона:

1. Предметом философии является природа(первая философия, все остальное вторично).

2. Он провозгласил принцип энпиризма- природа, ее явления и законы должны проверяться на практике опятным путем.

3. Разработал индуктивный метод познания, который включает 6 основных пунктов

1- наблюдение фактов

2- их систематизация и классификация.

3- отсечение лишних фактов.

4- разбить явление на составные части

5- проверить все части на опыте

6- обобщить все данные.

4. Считал, что основой познания являются чувства, а завершением- разум: «нет ничего в разуме, чтобы до этого не пришло через чувства».

5. Ф. Бэкон считал, что знания(наука)- должны приносить практическую пользу обществу: «знания- сила».

6. Чтобы знания были силой нужно естественный разум очистить от заблуждений- идолов. Выделил 4 вида идолов:

1- идолы пещеры- взгляд из пещеры индивидуальный подход к действительности. Путь преодоления коллективный опыт.

2- идолы рода- проявляются через аналогию собственного я с предметом познания, теряется сущность самого предмета. Путь преодоления- убрать субъективность мышления.

1 и2 идолы- врожденные.

3- театра- вера в авторитеты и старые философские идеи. Путь преодоления- изучения природы

4. Площади- рынка. Заблуждения от общения, где через язык сохраняются старые понятия, это мешает возникновению новых понятий в науке.

7. Выделил 3 пути познания:

1. Путь паука, где люди вбирая знания в себе, не создают новых.

2. Путь муравья- путь однобокого знания.

3. Путь пчелы- это верный, он дополняется первыми двумя, заключается в обобщении знаний.

16. Особенности философии ХIХ в. Позитивизм.

Этапы развития античной философияи Древнегреческая философия:

Наши рекомендации