Особенности философии др. Индии. Ортодаксальные школы Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр.
Веды(дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды,как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:
•Ригведа;
• Самаведа;
• Яджурведа;
• Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — IIвв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм;
• джайнизм;
• чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:
• йога;
• веданта;
• вайшешина;
• ньяя;
• миманса;
• санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр(IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
2. Онтология индийской философии(учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты- космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии(учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.
•"пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
4. Душавиндийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман— частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас— душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
5. Сансара- учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма— предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша— высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса- единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
15.
Особенности философии Нового времени Представители рационализма(новое время).
Ф. Бэком, Р. Декарт, Т. Гоббе, Б. Спиноза.
Основные положения Ф. Бэкона:
1. Предметом философии является природа(первая философия, все остальное вторично).
2. Он провозгласил принцип энпиризма- природа, ее явления и законы должны проверяться на практике опятным путем.
3. Разработал индуктивный метод познания, который включает 6 основных пунктов
1- наблюдение фактов
2- их систематизация и классификация.
3- отсечение лишних фактов.
4- разбить явление на составные части
5- проверить все части на опыте
6- обобщить все данные.
4. Считал, что основой познания являются чувства, а завершением- разум: «нет ничего в разуме, чтобы до этого не пришло через чувства».
5. Ф. Бэкон считал, что знания(наука)- должны приносить практическую пользу обществу: «знания- сила».
6. Чтобы знания были силой нужно естественный разум очистить от заблуждений- идолов. Выделил 4 вида идолов:
1- идолы пещеры- взгляд из пещеры индивидуальный подход к действительности. Путь преодоления коллективный опыт.
2- идолы рода- проявляются через аналогию собственного я с предметом познания, теряется сущность самого предмета. Путь преодоления- убрать субъективность мышления.
1 и2 идолы- врожденные.
3- театра- вера в авторитеты и старые философские идеи. Путь преодоления- изучения природы
4. Площади- рынка. Заблуждения от общения, где через язык сохраняются старые понятия, это мешает возникновению новых понятий в науке.
7. Выделил 3 пути познания:
1. Путь паука, где люди вбирая знания в себе, не создают новых.
2. Путь муравья- путь однобокого знания.
3. Путь пчелы- это верный, он дополняется первыми двумя, заключается в обобщении знаний.
16. Особенности философии ХIХ в. Позитивизм.
Этапы развития античной философияи Древнегреческая философия: