Раздел 2. Основы теоретической философии.
Контрольная работа по теме: «Онтология»
Вариант 1
1. Раздел философии, изучающий бытие, его фундаментальные свойства, принципы, называется:
а) аксиологией;
б) гносеологией;
в) онтологией;
г) эпистемологией;
2. Для обозначения всего существующего используется философская категория:
а) материи;
б) времени;
в) духовного бытия;
г) бытия;
3. К материальному бытию не относят:
а) природу;
б) мир вещей;
в) экономическое бытие;
г) политическое бытие;
д) искусство;
е) правовое бытие;
ж) религию;
з) науку;
и) социальное бытие.
4. Газ, нефть и другие природные ресурсы относят к бытию:
а) вещей первичной природы;
б) вещей вторичной природы;
в) виртуального бытия;
г) социального бытия.
5. Свойствами бытия не являются:
а) многообразие;
б) единообразие;
в) изменчивость;
г) постоянство;
д) взаимосвязанность.
6. Понятие «пограничная ситуация» обозначает:
а) противопоставление бытия небытию;
б) противопоставление материи и сознания;
в) единство материи и сознания;
г) взаимосвязанность бытия и небытия.
7. Атрибутами понятия «материя» не являются:
а) пространство;
б) время;
в) социальность;
г) идеальность.
8. К живой материи относят:
а) биоценозы;
б) галактики;
в) биосферу;
г) макротела;
д) планетарные системы;
е) ноосферу;
ж) популяции;
з) планеты;
и) звезды;
к) элементарные частицы;
л) ДНК;
м) социальные группы.
9. Способность человека осознавать и оценивать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, называется:
а) самосознанием;
б) сознанием;
в) бессознательным;
г) материальным бытием.
10. Слух, зрение, обоняние, осязание, внимание, память относят к сфере сознания:
а) познавательной;
б) эмоциональной;
в) мотивационно-волевой;
г) бессознательной.
11. Любовь, сострадание, страсть относят к сфере сознания:
а) познавательной;
б) эмоциональной;
в) мотивационно-волевой;
г) бессознательной.
12. Способность индивида к контролю мыслей, чувств, поведения относят к функции сознания:
а) познавательной;
б) оценочно-ориентационной;
в) целеполагающей;
г) управленческой.
13. Низкий уровень развития нравственности, нигилизм, цинизм, вандализация культуры - характерные черты:
а) материального бытия;
б) сознания;
в) бездуховности;
г) духовности.
14. Учение, признающее единой субстанцией человеческое сознание, называется:
а) материализмом;
б) объективным идеализмом;
в) субъективным идеализмом;
г) дуализмом.
15. Сторонниками материализма не является:
а) Маркс;
б) Юм;
в) Ульянов-Ленин;
г) Энгельс.
16. Сторонником объективного идеализма является:
а) Маркс;
б) Энгельс;
в) Гегель;
г) Фихте.
17. Что такое виртуальное бытие? Представляет ли угрозу данная форма бытия для бытия человека и общества? Свой ответ обоснуйте.
18. Раскройте содержание понятия «духовный человек». Будет ли востребован человек с такими качествами на современном рынке труда?
Контрольная работа по теме: «Онтология»
Вариант 2
1.. Для обозначения объективно существующего мира, независящего от сознания
человека, используется философская категория:
а) материи;
б) времени;
в) духовного бытия;
г) бытия.
2. Для обозначения мира человека, его сознания, самосознания, используется
философская категория:
а) материи;
б) времени;
в) духовного бытия;
г) бытия.
3. К духовному бытию не относят:
а) природу;
б) мир вещей;
в) экономическое бытие;
г) политическое бытие;
д) искусство;
е) правовое бытие;
ж) религию;
з) науку;
и) социальное бытие.
4. Осевой компрессор, ГТУ, КС относят к бытию:
а) вещей первичной природы;
б) вещей вторичной природы;
в) виртуального бытия;
г) социального бытия.
5. Синонимом смерти, ничто, является философская категория:
а) бытия;
б) небытия;
в) материи;
г) сознания.
6. Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и отображаемая им, называется:
а) материей;
б) сознанием;
в) самосознанием;
г) бессознательным.
7. К живой материи не относят:
а) биоценозы;
б) галактики;
в) биосферу;
г) макротела;
д) планетарные системы;
е) ноосферу;
ж) популяции;
з) планеты;
и) звезды;
к) элементарные частицы;
л) ДНК;
м) социальные группы.
8. Способность человека отражать окружающую действительность и себя самого в идеальных образах называется:
а) самосознанием;
б) сознанием;
в) бессознательным;
г) материей.
9. Интересы, потребности, воля относят к сфере сознания:
а) познавательной;
б) эмоциональной;
в) мотивационно-волевой;
г) бессознательной.
10. Сновидения, автоматизмы, архетипы, описки, оговорки, сомнамбулизм относят к сфере сознания:
а) познавательной;
б) эмоциональной;
в) мотивационно-волевой;
г) бессознательной.
11. Характерной чертой сознания не является:
а) биологичность;
б) социальность;
в) объективируемость;
г) идеальность.
12.. Качественная характеристика человеком бытия, высший уровень освоения человеком своего мира составляет сущность:
а) материального бытия;
б) сознания;
в) бездуховности;
г) духовности.
13. Философское учение, исходящее из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал, называется:
а) материализмом;
б) объективным идеализмом;
в) субъективным идеализмом;
г) дуализмом.
14. Учение, рассматривающее надчеловеческое сознания в качестве источника бытия, называется:
а) материализмом;
б) объективным идеализмом;
в) субъективным идеализмом;
г) дуализмом.
15. Сторонником субъективного идеализма является:
а) Маркс;
б) Энгельс;
в) Гегель;
г) Фихте.
16. Свойствами виртуального бытия не является:
а) порождненность;
б) интерактивность;
в) натуральность;
г) актуальность;
д) автономность.
17. Что такое самосознание? Как оно связано с понятиями «духовность» и «ответственность»? По каким критериям можно судить о духовности человека?
18. Раскройте содержание понятия «бездуховный человек». Будет ли такой человек востребован на современном рынке труда?
Контрольная работа по теме: «Гносеология и методология»
Вариант 1
1. Раздел философии, изучающий познание, ее природу, источники, структуру, называется:
а) онтологией;
б) аксиологией;
в) гносеологией;
г) методологией.
2. Раздел философии, изучающий способы познания бытия, сознания, мышления, выявляющий их эвристический потенциал, область применения, называется:
а) онтологией;
б) аксиологией;
в) гносеологией;
г) методологией.
3. Деятельность человека, направленную на получение и обогащение знаний, называют:
а) эвристикой;
б) мышлением;
в) воображением;
г) познанием.
4. Фрагмент познаваемой действительности, определяемый в философии как пассивная, инертная сторона, называется:
а) субъектом;
б) объектом;
в) предметом;
г) методом,
5. Часть познаваемого объекта называется:
а) субъектом;
б) объектом;
в) предметом;
г) методом.
6. Источник активности, действующий, познающий, относят в философии к:
а) субъекту;
б) объекту;
в) предмету;
г), методу.
7. Познание, опирающиеся на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных человеческих чувств, называется:
а) чувственным;
б) рациональным;
в) художественным;
г) религиозным.
8. Познание, основанное на абстрактном мышлении, называется:
а) чувственным;
б) рациональным;
в) художественным;
г) религиозным.
9. Чувственный образ предмета, возникающий в сознании при его (то есть предмета) отсутствии, называется:
а) ощущением;
б) восприятием;
в) представлением;
г) понятием,
10. Элементарный чувственный образ, отражающий отдельные стороны
предмета, называется:
а) ощущением;
б) восприятием;
в) представлением;
г) понятием.
11.Чувственный образ, отображающий предмет в его целостности, называется:
а) ощущением;
б) восприятием;
в) представлением;
г) понятием.
12.Отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий называется:
а) ощущением;
б) восприятием;
в) представлением;
г) понятием.
13.Что общего, а что различного между правдой и истиной?