Субъект социально-гуманитарного познания.
Познавательное отношение необходимо включает кроме объекта (предмета) познания также и субъект познания. Что же он представляет собой? Представитель немецкой классической философии Л. Фейербах писал, что субъект познания не чистый дух, не чистое сознание, а человек как живое, природное существо, наделанное сознанием. Но для Л. Фейербаха человек как субъект познания - это биологическое, антропологическое существо, человек вообще. В действительности в качестве субъекта познания человек выступает как общественное, социальное существо. Он становится субъектом познания, лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания и т.д.
Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. По сути дела, рассмотрение человечества в качестве субъекта познания акцентирует внимание на всеобщности этого процесса, а выделение индивидов как субъектов познания выявляет неповторимое в реальном развитии познания. При этом сам индивид как субъект познания формируется в определенной системе социальных связей, так или иначе отражает мир в зависимости от уровня своей теоретической подготовки и от характера своих потребностей и ценностных ориентаций, то есть при всей специфике его познавательной деятельности он остается сыном своего времени, общества, своей эпохи.
Кроме того, субъект познания исторически конкретен и в том отношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, известным интеллектуальным потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные возможности. Кроме того, и уровень развития общественной практики, и то, что выше обозначено как интеллектуальный потенциал общества, в большей или меньшей степени детерминируют круг его познавательных интересов в тот или иной исторический период.
Субъектно-объектные отношения в социально-гуманитарных науках имеют свою специфику. С одной стороны, в предмет социально-гуманитарного познания постоянно включен его субъект, то есть сам человек. Можно утверждать, что объект (предмет) социального познания есть не что иное, как совокупность субъектов. В этом отношении люди являются и авторами, и исполнителями своей собственной драмы, которую они же и познают. В социально-гуманитарных науках объект (предмет) познания от субъекта отделать нельзя. Включенность субъекта в предмет социального познания придает этому предмету – культурно-значимой индивидуальной действительности – исключительную сложность.
C другой стороны, необходимость включения субъекта социально-гуманитарного познания во все объекты социального характера обусловлена и выявленным синергетикой обстоятельством, что в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы.
Специфика субъекта социально-гуманитарного познания также влечет за собой проблему объективности рассмотрения объекта (предмета) исследования. Суть этой проблемы заключается в том, что в социально-гуманитарных науках гораздо сложнее субъекту познания дистанцироваться от своих личностных предпочтений, от своих идеологических, ценностных установок. Философ К. Поппер (1902 – 1994) утверждал, что никто не свободен от субъективных пристрастий, так как каждый человек видит своих богов и свой мир со своей точки зрения, согласно традициям своего общества и полученному воспитанию. Однако он считал, что ученые в ходе своей работы могут постепенно избавляться от своих пристрастий, а люди с разными культурными предпосылками могут вступать в плодотворную дискуссию при условии, что они заинтересованы в приближении истины. Тем не менее, с точки зрения этого философа, в социально-гуманитарных науках ученые не могут полностью освободиться от оценок, так как невозможно полностью лишить партийности исследователя. И поэтому так сложно изгнать вненаучные ценности из научной деятельности. В современных социально-гуманитарных науках объективность и свобода от ценностей являются неким идеалом, то есть сами являются ценностями.