Признавая волю, а не разум основой веры, поздние номиналисты У.Оккам, Николай из Отрекута и другие видели высший атрибут Бога не в его мудрости, а в его всемогуществе
19.Соотношение веры и знания сформулировал Пьер Абеляр (1079-1142) в виде максимы "Понимаю, чтобы веровать"
20.Соотношение веры и знания сформулировал св. Аврелий Августин (354-430) в виде максимы «Верую, чтобы понимать»
21.Вера, по М-Бахтину, есть ответственно осознанное движение сознания человека, это еговоляи мнение одновременно.
22.Вера, для Владимира Соловьёва — необходимая функция любого здравого внутреннего опыта человека.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Вставить пропущенное слово (слова выделенные здесь жирным шрифтом в экзаменационных тестах будут заменены многоточиями; тестовый вопрос считается выполненным, если вставлены все слова)
1. Если в классический период античности человек освобождался от рамок родового строя, которые сковывали его инициативу, то в период раннего Возрождения он освобождался от рамок социальной иерархии средневековья.
2. Отличие между античностью и Возрождением заключается в том, что человек классической античности, освобождаясь от жестких рамок социального контроля родового общества, оставался гражданином государства полиса, и вся его активность сводилась к активности гражданина, обеспеченной трудом рабов, а человеку Возрождения приходилось проявлять свою активность в более широкихсферах деятельности, чтобы обеспечить свое существование
3. Если человек античности чувствовал себя одной из составных частей космоса, который, по сути, был аналогией его полисных социальных отношений, его активность сводилась к определению своего места в этом космосе, и поэтому наука античности была глубоко теоретической, созерцательной (как понимали теорию древние греки), то человек Возрождения чувствовал себя в первую очередь творцом действительности, преобразователем
4. Перерабатывая неоплатоническую концепцию об.эманацииБогом природы, Кузанский создал оригинальную концепцию развития, в рамках которой переход от Бога к миру происходит путем развертывания, т.е. природа, есть не что иное, как развертывание всего, что содержитсяв Боге.
5. Если для неоплатоников был характерен иерархический взгляд на бытие, мир мыслился ими как процесс нисхождения от высшего начала к низшему, то Кузанский своим принципом развертывания снимает иерархический принцип строения природы.
6. Если в философии Николая Кузанского Бог оставался сверхприродным началом, то, согласно точке зрения Бруно, Вселенная имеет единое начало, совмещающее в себе материю и форму, совокупность вещей и закономерность их связей между собой, природу и Бога.
7. Под понятием "Бог" Николай Кузанский понимал живое творчество природы, которая создает разнообразие всего живого и мертвого.
8. Развивая идеи Коперника, Бруно предложил концепцию бесконечной Вселенной, где существует бесконечное множество миров, населенных разумными существами
9. Утверждая, что бесконечная Вселенная определяется теми же природными законами, которые действуют на Земле, Бруно тем самым утверждал принципы единства всего материального мира, и универсальность законов его функционирования.
Леонардо да Винчи главный источник познания видел в опыте, все, что не опиралось на непосредственное изучение природы, отклонялось им, но опыт рассматривался итальянским художником не только и даже не столько как наблюдение за природой, сколько как эксперимент
11.В представлениях философов Возрождения человек становился титаном, который мог совершить любое преобразование природных и социальных сил - отсюда вытекает гуманистическая направленность всего европейского Возрождения
12.Согласно взглядам мыслителя эпохи Возрождения Джовани Пико делла Мирандолла, человек, не имея закрепленногоместа в иерархии космоса, свободен в формировании своей человеческой сущности.
13.Согласно взглядам мыслителя эпохи Возрождения Джовани Пико делла Мирандолла наивысшее предназначение человека — быть связующим звеном мироздания.