Брачный договор между к. марксом и женни фон вестфален 661 2 страница
56 Речь идет не об ученике Эпикура Метродоре из Лампсака, а об уче
нике Демокрита Метродоре из Хиоса, который в соответствующей
выдержке из Стобея, приводимой в авторском примечании, неточно
назван учителем Эпикура. Эта же выдержка приведена в шестой тет
ради по эпикурейской философии (см. настоящий том, стр. 128 и 223). —
184.
5? Приложение к работе, которое, согласно содержанию, должно было состоять из двух разделов (см. стр. 155), сохранилось в виде двух фрагментов: начала первого параграфа второго раздела и авторских примечаний ко всем трем параграфам первого раздела. Общее заглавие приложения, отсутствующее в первом фрагменте, воспроизводится здесь по содержанию. Текст этого фрагмента почти дословно совпадает с текстом из третьей тетради по истории эпикурейской философии (см. настоящий том, стр. 72—74) и переписан рукой неизвестного на такой же бумаге, что и текст в тетради. На этом основании высказывалось мнение, что настоящий фрагмент не относится к докторской диссертации, а является частью не дошедшей до нас работы по античной философии, носящей, очевидно, черновой подготовительный характер. В то же время содержание фрагмента и приводимые в нем цитаты из сочинения Плутарха имеют тесную связь с сохранившимся текстом авторских примечаний к приложению (см. стр. 230—233). Окончательно решить вопрос о принадлежности фрагмента к той или иной работе на основании имеющихся фактов пока не представляется возможным, поэтому в настоящем томе он публикуется в составе докторской диссертации. — 198.
58 В рукописи авторских примечаний все цитаты приведены на языках оригинала — латинском и греческом. Цитаты из книги Диогена Лаэр-ция «Жизнь и учения людей, прославившихся в филоспфии» даны
En
ПРИМЕЧАНИЯ
Марксом в отличие от «Тетрадей по эпикурейской философии», где они заимствованы из комментированного издания Гассенди (Лион, 1649), по вышедшему в 1833 г. в Лейпциге в издательстве Таухница изданию, которое в некоторых местах значительно отличается от гас-сендиевского. Этим объясняется в ряде случаев расхождение в тех же самых цитатах, данных Марксом в примечаниях к диссертации и в «Тетрадях по эпикурейской философии».
В тексте примечаний Маркса в отдельных необходимых случаях сделаны пояснительные редакционные вставки в квадратных скобках. — 201.
59 Массалиоты — жители города Массалии (позднее Марсель), осно
ванного около 600 г. до н. э. в качестве греческой колонии выходца
ми из малоазийской Фокеи.
Упоминаемое Марксом сражение римского полководца Мария с германскими племенами кимвров, вторгшихся в Галлию и северную Италию, произошло в 101 г. до н. э. при Верцеллах. — 208.
60 Речь идет о борьбе двух направлений в немецкой философии конца
30-х — начала 40-х годов XIX века.
«Либеральной партией» в философии Маркс называет здесь младогегельянцев. К концу 30-х годов наиболее радикальные из них (Б. Бауэр, Л. Фейербах, Л. Руге и др.) перешли на позиции атеизма, подвергли критике философию Гегеля слева и выступили с требованиями буржуазных свобод. Реакцией на эту эволюцию младогегельянства явилось оформление так называемой «позитивной философии».
«Позитивная философия» — религиозно-мистическое направление в философии, выступившее с критикой философии Гегеля справа (X. Г. Вейсе, И. Г. Фихте-младший, А. Гюнтер, Ф. Баадер, поздний Шеллинг). «Позитивные философы» пытались подчинить философию религии, выступали против рационального познания и считали божественное откровение единственным источником «позитивного» знания. Всякую философию, объявлявшую своим источником рациональное познание, они считали «негативной». — 211.
61 Маркс приводит выдержку (в рукописи на французском языке) из
киши «Système de la Nature ou Des Loix du Monde Physique et du
Monde Moral». Par M. Mirabaud, Secrétaire Perpétuel et l'un des Qua
rante de l'Académie Française. Londres, 1770 («Система природы, или
О законах мира физического имира духовного». Сочинение г-на Мп-
рабо, непременного секретаря иодного из сорока членов Французской
академии. Лондон, 1770). Действительным автором книги был фран
цузский материалист П. А. Гольбах, поставивший на своей книге,
вцелях конспирации, фамилию умершего в1760 г. секретаря Фран
цузской академии Ж. Б. Мирабо. — 230.
62 Оба цитируемых Марксом произведения Шеллинга: «Philosophische
Briefe über Dogmatismus und Kriticismus» и «Vom Ich als Princip der
Philosophie, oder über das Unbedingte im menschlichen Wissen» («О «я»
как принципе философии, или О безусловном в человеческом знании»)
вышли в свет в 1795 году. Впоследствии Шеллинг отказался от прогрес
сивных взглядов иперешел на позиции религиозного мистицизма.
В 1841 г. Шеллингбыл приглашен прусскими властями в Берлинский
университетдля борьбы против влияния представителей гегелевской
школы, особенно младогегельянства.— 231.
ПРИМЕЧАНИЯ
в* Маркс, по-видимому, ссылается на 13-ую лекцию по философии религии, прочитанную Гегелем в летний семестр 1829 года («Vorlesungen über die Philosophie der Religion»). — 232.
64 Речь идет о критике различных способов доказательства существования бога, содержащейся в работе Канта «Критика чистого разума». — 232.
85 Маркс имеет в виду следующее замечание Канта из его работы «Критика чистого разума», сделанное в связи с рассуждениями о логическом значении элементов суждения (субъект, предикат, связка «есть»): «Сто действительных талеров не содержат в себе ни на йоту больше, чем сто возможных талеров. В самом деле, так как возможные талеры означают понятие, а действительные талеры — предмет и его полагайте само по себе, то в случае если бы предмет содержал в себе больше, чем понятие, мое понятие не выражало бы всего предмета и, следовательно, не было бы адекватным ему. Но мое имущество больше при наличии ста действительных талеров, чем при одном лишь понятии их (т. е. возможности их). В самом деле, в случае действительности предмет не только аналитически содержится в моем понятии, но и прибавляется синтетически к моему понятию (которое служит определением моего состояния), нисколько не увеличивая эти мыслимые сто талеров этим бытием вне моего понятия» (см Иммануил Кант. Сочинения в ше-- сти томах. Том 3. Москва, 1964, стр. 522). — 232.
ев Венды, — древнее название славян. — 232,
87 В конце 1841 — начале 1842 г. Маркс сделал новую попытку опубликовать свою диссертацию. В связи с этим он набросал начало нового предисловия. Набросок носит черновой характер и содержит много исправлений и зачеркнутых мест. — 234.
68 Докторская диссертация Маркса вместе с заявлениями о соискании
ученой степени на немецком и латинском языках была 13 апреля
1841 г. официально зарегистрирована в книге записей Иенского уни
верситета под номером 26.
В этот же день деканом философского факультета Бахманом и группой профессоров был подписан рекомендательный отзыв на диссертацию (см. настоящий том, стр. 654). 15 апреля Марксу заочно была присуждена степень доктора философии и выписан диплом. — 235, 654.
69 Настоящая работа представляет собой начало задуманной Марксом
критической статьи, направленной против абстрактной, нигилистиче
ской трактовки проблемы государственной централизации в статье
Мозеса Гесса «Deutschland und Frankreich in bezug auf die Zentralisa-
tionsfrage», которая была опубликована в приложении к «Rheinische
Zeitung» 17 мая 1842 г. и помечена корреспондентским значком Гесса
-.—'-. Статья Маркса, по-видимому, не была закончена. Написанная
часть ее дошла до нас в виде рукописи. — 237.
70 Данная статья Маркса написана в связи с нападками немецкого
философа Группе на книгу В. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschi
chte der Synoptiker». Bd. 1—2. Leipzig, 1841 («Критика евангельской
ПРИМЕЧАНИЯ
истории синоптиков». Том 1—2. Лейпциг, 1841). Выступив против лидера младогегельянцев в своем памфлете «Bruno Bauer und die akademische Lehrfreiheit» под флагом внепартийности и нейтральности в философии (в статье Маркс приводит в несколько перефразированном виде заявление Группе: «Пишущий эти строки никогда не служил ни одной партии и не находился под чьим-либо влиянием»), Группе пытался подорвать авторитет Бауэра как критика евангельских источников. Журнал младогегельянцев «Deutsche Jahrbücher» посвятил памфлету Группе еще ряд статей, в которых выступил в защиту Бауэра. — 240.
71 Маркс излагает здесь приводимое в книге Б. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker» (том 2, стр. 296) высказывание протестантского теолога А. Ноандера из его книги «Das Leben Jesu Christi in seinem geschichtlichen Zusammenhange und seiner geschichtlichen Entwicklung dargestellt». Hamburg, 1837, S. 265 (А. Неандер. «Жизнь Иисуса Христа, представленная в ее исторической связи и ее историческом развитии». Гамбург, 1837, стр. 265). — 242.
7% Ниже Маркс приводит выдержки ira Нового завета по книге Б. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker» (том 2, стр. 297, 299 и 296). — 242.
73 Это редакционное заявление находится в тесной связи со статьей Маркса «Коммунизм и аугсбургская «Allgemeine Zeitung»» (см. настоящее издание, том 1, стр. 114—118), в которой Маркс дает отпор выступлению аугсбургской «Allgemeine Zeitung» против коммунизма и ее нападкам на «Rheinische Zeitung». Как в своей статье, так и редакционном заявлении Маркс полемизирует с корреспонденцией, которая была опубликована в № 284 аугсбургской «Allgemeine Zeitung» И октября 1842 г. под заглавием «Die Kommunistenlehren» («Коммунистические доктрины»). В редакционном заявлении Маркс уличает автора корреспонденции «Коммунистические доктрины» в том, что он в искаженном виде изложил статью «Kommunisten in Preußen» («Коммунисты в Пруссии»), которая была опубликована 6 октября 1842 г. в № 277 «Stadt-Aachener Zeitung». — 244.
7* Настоящее редакционное примечание относится к напечатанной в том же номере корреспонденции «Vom Rhein». Эта корреспонденция, в свою очередь, представляет собой реплику на ранее напечатанную в приложениях к №№ 265, 268, 275 и 277 «Rheinische Zeitung» от 22 и 25 сентября, 2 и 4 октября 1842 г. статью «Fehlgriffe der liberalen Opposition in Hannover». — 246.
7& После восстановления во Франции монархии Бурбонов там была провозглашена 4 июня 1814 года Конституционная хартия. Она устанавливала режим конституционной монархии, но широкие слои населения были совершенно отстранены от политической жизни. 26 июля 1830 г. королем Карлом X были обнародованы шесть указов (Июльские ордонансы), которые представляли собой грубое нарушение Конституционной хартии 1814 года (роспуск вновь избранной палаты депутатов, лишение торгово-промышленной буржуазии избирательных прав, новое ограничение свободы печати и т. д.) и означали попытку придворных кругов, верхушки дворянства и высшего духовенства совершить государственный переворот. Ордонансы послужили непо-
ПРИМЕЧАНИЯ
средственным поводом к Июльской революции 1830 г. во Франции и к свержению династии Бурбонов. — 246.
76 В 1837 г. король Эрнст-Август и его сторонники произвели государственный переворот в Ганновере. Отменив конституцию 1833 г., носившую умеренно-либеральный характер (по конституции министры назначались королем, но были ответственны перед ландтагом), король возобновил действие конституции 1819 г., которая сохраняла в силе сословный принцип представительства и крайне ограничивала права ландтага. Либеральные круги Ганновера добивались восстановления конституции 1833 года; это требование было сформулировано в протесте семи профессоров Гёттингенского университета (братьев Гримм, Дальмана, Гервинуса, Эвальда, Альбрехта и Вебера), которые были смещены за это со своих должностей; некоторые из них были высланы. События в Ганновере вызвали широкий отклик во всей Германии. — 246.
77 Серия статей Маркса «Муниципальная реформа и «Kölnische Zeitung»» (три корреспонденции), а также примыкающая к ней статья «Корреспондент «Kölnische Zeitung» и позиция «Rheinische Zeitung»» были написаны Марксом в связи с развернувшейся острой дискуссией по поводу реформы местного управления, которую намеревалось провести прусское правительство в Рейнской провинции. С занятием немецких областей на левом берегу Рейна французской армией там были в основном ликвидированы феодальные институты и в 90-х годах XVIII в. в будущей прусской Рейнской провинции было введено новое общинное устройство. Городские и сельские общины в правовом отношении были поставлены в равные условия, а привилегии феодального землевладения в сельских общинах были значительно урезаны. С установлением прусского господства в 1815 г. правительство и феодальное дворянство пытались ликвидировать это положение вещей, лишив равноправия городские и сельские общины. Прусские власти принуждали города Рейнской провинции принять реакционное прусское положение о городском устройстве 1808 г., а для сельских общин предусматривалось введение нового положения. Таким путем правящие круги надеялись вернуть привилегии рейнскому дворянству.
Прогрессивная рейнская буржуазия и демократически настроенная интеллигенция выступили против этих устремлений прусских властей и энергично защищали правовое равенство городских и сельских общин. «Rheinische Zeitung» решительно поддерживала эту линию и боролась за дальнейшее углубление демократических завоеваний французской буржуазной революции. С августа по декабрь 1842 г. она опубликовала ряд статей в защиту равноправия города и деревни, выступая против проведения прусского сословного принципа и расширения привилегий феодального дворянства. Когда газета «Kölnische Zeitung», введя в заблуждение читателей, сообщила, что жители Рейнской области якобы выступают за разделение городских и сельских общин, и при этом ложно интерпретировала также взгляды и аргументы, содержавшиеся в корреспонденциях «Rheinische Zeitung», Маркс выступил с возражением, которое он — после того как «Kölnische Zeitung» ответила — продолжил еще в трех статьях. В них Маркс не только солидаризировался с требованиями радикальной буржуазии накануне мартовской революции 1848 г., но, будучи революционным демократом, подходил к этим требованиям с более последовательных и решительных позиций. Свою острую критику ретроградной и вместе
ПРИМЕЧАНИЯ
с тем демагогической позиции правительства и прусского короля в вопросе о реформе Маркс в подцензурной печати должен был маскировать внешним выражением лояльности. Он делал это с большим искусством, разоблачая попытки своих оппонентов из «Kölnische Zeitung» обратить внимание на оппозиционный характер выступлений «Rheinische Zeitung», — попытки, которые он с полным основанием квалифицировал как политический донос. Опроверг он и другие инсинуации консервативной печати, а именно ее стремление всячески очернить «Rheinische Zeitung» в глазах тогдашнего обывателя. — 248.
78 Начиная с середипы октября 1842 г. в «Kölnische Zeitung» появилось несколько статей, автор которых решительно нападал на равноправие города и деревни. Корреспондент «Kölnische Zeitung» подписывал
свои статьи зпачкамп--------- пли —.— п им, очевидно, был кёльнский
нотариус по фамилии Дубиен. Он требовал раздельной муниципальной реформы для города и деревни, обосновывая :>то тем, что отсталость деревни якобы но позволяет предоставить сельским общинам одинаковые права с городами. Помимо этого, автор утверждал, будто защитники прогрессивного принципа равноправия города и деревни вообще хотели помешать проведению муниципальной реформы. В подписанной значком —.— статье «Резюме», которая была опубликована в приложении к № 309 «Kölnische Zeitung» от 5 ноября 1842 г., были собраны воедино все основные аргументы из предыдущих корреспонденций и, вопреки фактам, утверждалось, что большинство рейнского населения будто бы выступает за разделение города и деревни. Хотя редакция «Kölnische Zeitung» опубликовала также материалы, отразившие противоположную точку зрения, однако, она по существу солидаризировалась со взглядами автора статьи «Резюме». — 248.
'9 Ландтаги (сословные собрания провинций) были учреждены в Пруссии в 1823 году. Они состояли из: 1) представителей княжеского сословия — бывших владетельных семей Германской империи, главы которых являлись членами ландтага по праву рождения; 2) представителей рыцарского сословия, т. е. дворянства; 3) представителей городов; 4) представителей сельских общин. Так как основным условием для участия в выборах в ландтаг было владение земельной собственностью, то большая часть населения была вообще отстранена от выборов. Избирательный ценз и вся механика выборов обеспечивали большинство в ландтагах дворянству. Ландтаги созывались королем, компетенция их ограничивалась вопросами местного хозяйства и управления. В области политической ландтаги обладали весьма ограниченными совещательными функциями — они имели право высказывать свое мнение по поводу тех или иных законопроектов, предлагаемых правительством на их обсуждение. Первый рейнский ландтаг заседал с 29 октября 1826 г. по 7 января 1827 г., а четвертый — с 10 ноября по 31 декабря 1833 года.
На страницах «Rheinische Zeitung» (см. № 307 от 3 ноября 1842 г.) говорилось о двух противоположных решениях первого и четвертого ландтага по вопросу о реформе местного управления и подчеркивалось, что сословное представительство изжило себя и по существу стало абсурдом. Газета указывала, что независимо от этих двух противоположных решений ландтаг вообще нельзя рассматривать в качестве выразителя народного мнения Рейнской провинции. — 249.
80 В петициигорода Кобленца от 16 сентября 1842 г. высказывалась просьба «всемилостивейше даровать городу Кобленцу муниципальное
ПРИМЕЧАНИЯ
устройство, учрежденное по собственному выбору». Аналогичные просьбы содержались в петиции города Ахена от 16 сентября 1842 г., а также в петиции города Кёльна, датированной сентябрем 1842 г. Города Кёльн и Кобленц ссылались при этом на привилегии, которыми они пользовались в средние века и которые потеряли силу с введением французского общинного права. — 249.
81 Лица, подписавшие 31 октября 1842 г. петицию от имени жителей
города Трира, просили короля «даровать муниципальное устройство,
которое распространялось бы на все общины королевской прусской
Рейнской провинции и основывалось на принципах свободного выбора
ее представителей, на гласности дебатов в общинных учреждениях
и на большей, чем было раньше, самостоятельности». — 249.
82 Маркс, возможно, намекает на передовую статью главного редак
тора «Kölnische Zeitung» Карла Гермеса, опубликованную в № 305
этой газеты от 1 ноября 1842 года. В пей, одобряя в целом кабинетский
укая от 4 октября 1842 г., согласно которому от цензуры освобожда
лись только книги объемом свыше 20 печатных листов, автор статьи
все же вынужден был признать: «Вряд ли многие смогут набраться
выдержки при таком положении, когда то, что хотелось бы опублико
вать как небольшой набросок, необходимо исследовать со всех сторон
и переработать в пространное произведение». — 250.
53 Имеется в виду статья «Передача рейнским депутатам проекта общинного устройства, отклоняющего равноправие между городскими и сельскими общинами», которая была опубликована в № 314 «Rheinische Zeitung» от 10 ноября 1842 года. В ней «равенство всех граждан» характеризуется как политический жизненно важный вопрос муниципальной реформы и содержится призыв протестовать против нового проекта общинного устройства, выдвинутого прусским правительством. — 251.
54 Имеется в виду заявление редакции «Kölnische Zeitung», опубликованное в № 315 газеты 11 ноября 1842 г. в форме заметки без заглавия. — 251.
85 Имеется в виду серия статей Генриха Клессена «Реформа рейнского общинного устройства», опубликованная в приложении к №№ 307, 310, 312, 314, 317, 333 и 335 «Rheinische Zeitung» от 3, 6, 8, 10, 13, 29 ноября и 1 декабря 1842 года. — 252.
S6 На основе распоряжений прусского короля от 21 июня 1842 г. в прусских провинциях были образованы сословные комиссии, которые избирались провинциальными ландтагами из входивших в них представителей сословий. Эти комиссии могли созываться королем в объединенный совещательный орган — соединенные сословные комиссии, апервые это было сделано 18 октября 1842 года. Ср. статью К. Маркса «и сословных комиссиях в Пруссии» (см. настоящий том, стр. 275— 291). — 254.
8? Данное редакционное примечание написано Марксом к статье «Der Entwurf zum neuen Ehegesetz», опубликованной в приложении к № 319«Rheinische Zeitung» от 15 ноября 1842 года. В этом примеча-
ПРИМЕЧАНИЯ
нии Маркс наметил основные линии критики проекта закона о разводе, которую он позднее дал на страницах «Rheinische Zeitung» в специальной статье (см. настоящее издание, том 1, стр. 161—164, статья «Проект закона о разводе»).
Подготовка и обсуждение в правительственных сферах законопроекта о разводе, крайне затруднявшего расторжение брака, были окружены глубочайшей тайной. Тем не менее 20 октября 1842 г. «Rheinische Zeitung» опубликовала проект закона и тем самым положила начало широкой публичной дискуссии о нем на страницах «Rheinische Zeitung», «Leipziger Allgemeine Zeitung» и других газет. Опубликование проекта закона о разводе и решительный отказ редакции «Rheinische Zeitung» назвать лицо, приславшее текст законопроекта, было одной из причин запрещения «Rheinische Zeitung». — 256.
^Имеется в виду статья «Bemerkungen über den Entwurf einer Verordnung über Ehescheidung» («Замечания о проекте закона о разводе»), напечатанная в приложении к № 310 «Rheinische Zeitung» от 6 ноября 1842 года. — 256.
®> Имеется в виду «Общее прусское право» («Allgemeines Landrecht für die Preußischen Staaten»), утвержденное и опубликованное в 1794 году. Оно включало в себя уголовное, церковное, государственное и административное право и отражало отсталый характер феодальной Пруссии в области юрисдикции. — 258.
я« Публикуемая заметка отражает стремление Маркса как редактора «Rheinische Zeitung» использовать либеральную фразеологию королевского указа о печати, к которой Фридрих-Вильгельм IV нередко прибегал в демагогических целях, для того чтобы создать юридические преграды для готовившихся цензурных преследований газеты и отразить придирки правительственных чиновников и реакционной печати. К подобному вынужденному обстановкой тактическому приему Маркс прибегал и в других случаях. — 259.
91 Имеется в виду статья с пометкой «Кёльн, 14 ноября», напечатанная в приложении к № 320 «Kölnische Zeitung» от 16 ноября 1842 г. Автор, подписавшийся значком —.—, в этой статье снова отклоняет при помощи тех же аргументов принцип равноправия города и деревни, на этот раз прямо выступая против «Rheinische Zeitung». При этом он ссылается на серию статей Клессена, на серию статей Маркса «Муниципальная реформа и «Kölnische Zeitung»» и на другие статьи из «Rheinische Zeitung». — 261.
92 Биккендорф — деревня в окрестностях Кёльна. — 261.
93 Направление, которое придал «Rheinische Zeitung» Марне, став 15 ок
тября 1842 г. ее главным редактором, вызвало опасение прусских
властей. Обер-президент Рейнской провинции фон Шапер писал
в Берлин о том, что тон газеты «становится все более дерзким и рез
ким». По его поручению правительственный президент Кёльна фон
Герлах 12 ноября 1842 г. передал редакции «Rheinische Zeitung»
рескрипт министерства цензуры об изменении направления газеты,
а также два распоряжения, в которых содержалось требование удалить
из редакции Адольфа Рутенберга (власти считали его тогда инициато-
ПРИМЕЧАНИЯ
ром радикального курса) и представить на утверждение обер-прези-дента нового редактора. Ответом редакции было письмо книгоиздателя Й. Э. Ренара, официально числившегося ответственным редактором газеты. Фактически автором письма был Маркс. Это явствует из сохранившейся черновой рукописи, в соответствии с которой письмо и публикуется.
Аргументация Маркса, в которой он в тактических целях использовал мнимо либеральную фразеологию цензурной инструкции и других правительственных постановлений о печати, лишила представителей правительства предлога для запрещения газеты, хотя, как это видно из доклада фон Шапера министерству цензуры от 17 декабря 1842 г., власти не оставили намерения начать следствие против редакторов «Rheinische Zeitung», в частности, против Маркса. Однако, не имея формальных поводов для преследования, власти должны были временно ограничиться усилением цензурных мер.
Сохранившаяся черновая рукопись содержит вычеркивания и исправления, сделанные чернилами рукой Маркса, и вычеркивания карандашом, сделанные рукой неизвестного. Врученное властям письмо, которое было переписано Ренаром, совпадает с исправленным Марксом текстом. См. «Rheinische Briefe und Akten zur Geschichte der politischen Bewegung 1830—1850». Hrsg. von Joseph Hansen, 1. Bd., Essen a. d. Ruhr, 1919, S 377—380 («Рейнские письма и документы по истории политического движения 1830—1850 гг.». Изд. Йозе-фом Ганзеном. Том 1, Оссеи, 1919, стр. 377—380).
В настоящем издании текст письма воспроизводится в том виде, который придал ему Маркс после своих вычеркиваний и исправлений; при этом важнейшие из них оговариваются в подстрочных примечаниях. Все вычеркнутые карандашом рукой неизвестного слова и фразы в тексте сохраняются, но оговариваются в подстрочных примечаниях. — 264.
94 Новая цензурная инструкция прусского правительства от 24 декабря
1841 г. предусматривала не только сохранение, но даже усиление
правительственного контроля над печатью, прикрываемого фразами
о либеральной и умеренной цензуре.
Цензурная инструкция была опубликована в № 14 официозной «Allgemeine Preußische Staats-Zeitung» 14 января 1842 года.
См. также статью Маркса «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции» (настоящее изд., т. 1, стр. 3—27). — 264.
»& Речь идет, в частности, о статьях, помещенных в приложениях к №№ 135, 146, 172 «Rheinische Zeitung» от 15 мая, 26 мая и 21 июня
1842 г.: «Auch eine Stimme über eine «Hegemonie in Deutschland»»
(«Еще одно мнение по поводу одной «гегемонии в Германии»»); «Hege
monie in Deutschland» («Гегемония в Германии»); «Weitere Verhand
lungen über die Hegemonie Preußens» («Дальнейшие дебаты о гегемонии
Пруссии»), а также о статье в № 195 «Rheinische Zeitung» от 14 июля
1842 г. «Über Preußens Hegemonie» («О гегемонии Пруссии»).
В это время Маркс еще не был редактором газеты. — 265.
В" Данная заметка напечатана в приложении к № 326 «Rheinische Zeitung» от 22 ноября 1842 г. в виде редакционного подстрочного примечания к статье «Die Hannoverschen Industriellen und der Schutzzoll» («Ганноверские предприниматели и покровительственные пошлины»). Статья, возможно, написана Марксом как редактором газеты, хотя исчерпывающих доказательств его авторства нет. — 268.
ПРИМЕЧАНИЯ
97 В этой Статье Маркс использовал письмо Гервега в редакцию «Rhei
nische Zeitung» от 22 ноября 1842 г. (см. «Rheinische Briefe und Akten
zur Geschichte der politischen Bewegung 1830—1850». Essen a. d. Ruhr,
1919, S. 382-384).
«Свободные» — название существовавшего в первой половине 40-х годов XIX в. младогегельянского кружка берлинских литераторов, ядро которого составляли Б. Бауэр, Э. Бауэр, Э. Мейен, Л. Буль, М. Штирнер и другие. Выступления членов кружка носили характер абстрактной критики существующих порядков, лишенной реального революционного содержания, а внешне ультрарадикальная форма этих выступлений нередко компрометировала демократическое движение. В последующие годы многие представители «Свободных» отреклись от радикализма. — 269.
98 Став редактором «Rheinische Zeitung», Маркс принял меры к тому, чтобы воспрепятствовать использованию газеты представителями «Свободных» в качестве трибуны для их псевдореволюционных выступлений. Критику Марксом «Свободных» см. в его письме к А. Руге от 30- ноября 1842 г. (настоящее издание, т. 27, стр. 368—370). —269.
99 Имеется в виду корреспонценция «Vom Main» («С Майна») от 10 ноября 1842 г., напечатанная в № 317 «Rheinische Zeitung» от 13 ноября 1842 года. - 272.
100 Цитируется редакционная поправка, напечатанная в № 322 «Rheinische Zeitung» от 18 ноября 1842 года. — 212.