Тема 3. Философия познания (эпистемология)
БИЗНЕСА И ПРАВА
Б.В. Мартынов
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
« ФИЛОСОФИЯ »
Для студентов очной формы обучения
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс по дисциплине Философия разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки
080200.62 Менеджмент
030300.62 Психология
080400.62 Управление персоналом
080100.62 Экономика
030900.62 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Гуманитарные дисциплины» и утвержден Учебно-методическим советом _________________(протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, содержание практических работ, требования к уровню освоения программы.
Составитель: Б.В. Мартынов, к.ф.н., доцент
И.В. Хмель к.ф.н., доцент
Рецензент: А.Б. Тазаян, д.ф.н., доцент (ДГТУ)
содержание
1 лекционные занятия.. 4
2 Практические занятия.. 6
3 Контроль овладения компетенциями………………………………..…..8
4 методические указания по выполнению практических работ.. 18
4.1 Перечень тем учебных проектов (курсовых работ)……………………….18
4.2 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ)………………………………………………………………………………18
5 самостоятельнАЯ работА студентов.. 21
5.1 План и содержание самостоятельной работы………………………………21
5.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы…21
6 аттестация. 25
6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию……………………………25
6.2 Практические задания…………………………………………………………………26
6.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации…………………………………………..26
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………...….30
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Контактная информация преподавателя.. 31
1. лекционные занятия
Наименование тем лекций, их содержание
Тема 1. Генезис философского знания
Предметное определение философии. Причины возникновения и развития философского знания. Взаимосвязь философии с наукой. Понятие мировоззрения и его структура. Обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Соотношение философии и религии. Типы мировоззренческих систем: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Специфика философских проблем. Основной вопрос философии: материализм и идеализм. Философский плюрализм. Методы философии: метафизика, диалектика, догматизм, эклектизм, скептицизм. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, антропология. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая.
Тема 2. Философия бытия (онтология)
Понятие бытия. Сущность и существование. Формы бытия. Бытие вещей. Бытие человека. Бытие духовного. Бытие социального. Бытие и небытие (Парменид). Актуальное и потенциальное бытие (Аристотель). Типы бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Категории философии бытия. Идеализм и материализм. Движение как способ существования материи. Пространство и время как формы существования материи. Онтологические проблемы. Бытие и мышление. Бытие и время. Бытие и небытие. Бытие и познание. Процессуальность и фрагментарность как отличительные особенности восточной и западной онтологии.
Тема 3. Философия познания (эпистемология)
Сущность процесса познания. Гносеология и эпистемология. Теории познаваемости мира. Гносеологический оптимизм. Агностицизм. Скептицизм. Солипсизм. Уровни познания: чувственный, рациональный, сверхчувственный. Эмпиризм. Рационализм. Иррационализм. Формы познания: наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл. Категории эпистемологии: истина, смысл, мышление. Философский метод познания (диалектический) и его принципы: объективность, системность, историзм, диалектическая противоречивость. Способы получения знания: индукция, дедукция, интуиция, понимание, герменевтика, деконструкция. Направления современной эпистемологии: иррационализм и структурализм (джастификационизм, социология знания).