Глава 2 идеи жизненного мира
Ментальные идеалы и формы формируются на основе мира повседневности. Анализом мира повседневности занимаются в основном представители феноменологической традиции в социологии, идущей от идей А. Шюца.
Повседневность – это наиболее близкое человеку бытие, вторичные формы могут пониматься уже как чуждые и неповседневные. Так они и понимаются людьми, которые считают рациональные формы мышления и поведения, чуждыми и насильно навязанными им формами.
Как писал, к примеру, один из выдающихся современных французских историков, Фернан Бродель (1902-1985): «Я полагаю, что человечество более чем наполовину погружено в такого рода повседневность. Неисчислимые действия, передававшиеся по наследству, накапливающиеся без всякого порядка, повторяющиеся до бесконечности, прежде чем мы пришли в этот мир, помогают нам жить- и одновременно подчиняют нас, многое решая за нас в течение нашего существования. Здесь мы имеем дело с побуждениями, импульсами, стереотипами, приемами и способами действия, а также различными типами обязательств, вынуждающих действовать, которые порой, причем чаще, чем это можно предполагать, восходят к самым незапамятным временам. Это очень древнее, но все еще живое многовековое прошлое вливается в современность подобно тому, как Амазонка * выбрасывает в Атлантический океан огромную массу своих незамутненных вод» (Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993 с.13-14)
УМОНАСТРОЕНИЕ (СТИЛЬ) ЭПОХИ
«Умонастроение – это особый вид настроения, обладающий относительно устойчивым характером и представляющий собой определенную направленность как безотчетных чувств и переживаний, так и более или менее ясно выраженных мыслей, идей и убеждений» (Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.,1966. С.31)
МНЕНИЯ И ПРЕДРАССУДКИ
ПРЕДРАССУДКИ.
Современное понимание предрассудка как нечто негативного и ошибочного было сформировано Просвещением, истина рождается не посредством традиций и обычаев, а посредством Разума, освобожденного, по мнению просветителей, от «груза» традиций. Против такого понимания выступает, в частности представитель философской герменевтики Х.-Г. Гадамер задавая вопрос: «Неужели действительно пребывать внутри традиции, исторического предания означает в первую очередь быть жертвой предрассудков и быть ограниченным в своей свободе?» (с.328). Он правильно подчеркивает тот факт, что: «Разум существует для нас лишь как реальный исторический разум, а это означает только одно: разум не сам себе господин, он всегда находится в зависимости от тех реальных условий, в которых проявляется его деятельность» (с.328)
Гадамер правильно подчеркивает, что ««Самосознание индивида есть лишь вспышка в замкнутой цепи исторической жизни. Поэтому предрассудки (Vorureteile) отдельного человека в гораздо большей степени, чем его суждения, (Urteile) составляют историческую действительность его бытия» (Гадмер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С.329). Обосновывает он это следующим образом: «Задолго до того, как мы начинаем постигать самих себя в акте рефлексии, мы с полнейшей самоочевидностью постигаем самих себя в качестве членов семьи, общества и государства, в которых мы живем. Субъективность фокусируется системой кривых зеркал. Самосознание индивида есть лишь вспышка в замкнутой цепи исторической жизни» (там же, с.329)
Направление «культура – и – личность» начинается в конце 20-х – начале 30-х годов с выходом работ М. Мид, Р. Бенедикт, Э. Сепира.
Как говорил, обращаясь к своим оппонентам дюркгеймовой школы, Г. Тард: «Признаюсь, мне трудно понять, как может случиться, что «отбросив индивидуумов, получим в остатке Общество». Если отбросить профессоров, не представляю себе ясно, что остается от университета, кроме своего названия, которое не выражает ничего, если оно никому не известно со всей совокупностью традиций с ним связанных» (Тард Г. Социальная логика. Спб,1901 с.2)
Суть жизни общества составляют не великие идеи и великие свершения, хотя они существенно влияют на человеческую культуру, а именно повседневная жизнь людей, которые входят в контакт с такими же людьми, погруженными в эту повседневность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Толстых В.И. Образ жизни. 1975.
СИСТЕМЫ ПОП - КУЛЬТУРЫ