Становление НАУЧНОГО ПОДХОДА к решению этой проблемы относится ко 2-й половине XIX в

1) Эволюционная теория Ч. Дарвина. Дарвин считал человека живот­ным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в., опираясь на идеи Ч. Дарвина, Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза - совместного возникновения человека и общества.

Позже была выдвинута теория христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетар­ного бытия включает в себя божественный "творческий акт", благодаря которому человек поднялся до уровня "духовной личности".

Согласно современным представлениям процесс возникновения чело­века (антропогенез) и общества (социогенез) - это системный процесс, который начался около 3,5 - 5,5 млн лет назад. Эволюция человека прошла ряд ступеней:

· 3,5 - 5.5 млн лет назад - выделилось семейство гоминид-предлюдей, австралопитековых (признаками нового вида стали прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга – гоминидная триада);

· около 0,5 млн лет назад - появились питекантропы и синантропы как промежуточное звено между обезьяной (питек) и человеком (антропос).

· 50-40 тыс. лет назад возникли неандертальцы

· 45-15 тыс. лет назад появился кроманьо­нец, который дал начало современному типу человека.

Биологическая эволюция человека к этому периоду, в целом, завершилась, а его социаль­ная эволюция продолжается.

2) Трудовая модель. Закрепление и развитие гоминидной триады обусловливалось возникновением у человека особой формы адаптации – трудовой деятельности. Труд выступил и фактором, определяющим биологические механизмы антропогенеза, поскольку прямохождение, рука и мозг (мышление) являлись одновременно основанием и следствием развития трудовых навыков.

Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека.

Труд не только биологически оформил человека, но стал источником человеческой социальности и культуры.Развитие орудий труда, переход от присваивающей экономики к производящей были связаны с последовательным изменением кровнородственной семьи, переходом от первобытного стада к обществу. Как показал Ф. Энгельс, отношения труда и собственности лежали в основании первых норм человеческой нравственности, первых моделей права и закона, новых неприродных форм солидарности.

Передача от человека к человеку, от одного поколения к другому орудий труда стала первым опытом трансляции знания и информации, т. е. первым вариантом культурной традиции. Тем самым орудия труда функционируют как первоэлементы специфически человеческого языка, в то время как программы трудовой деятельности определяют его первую грамматику.

Несмотря на несомненный приоритет трудовой концепции антропогенеза в современной науке, в философском дискурсе существует ряд альтернативных точек зрения, согласно которым загадка происхождения человека связана с фактом возникновения культуры как специфически человеческой среды обитания. Т.к. феномены культурного творчества не могут быть редуцированы к трудовой деятельности, служащей механизмом обеспечения преимущественно физического выживания людей. Возникновение нравственности, искусства, религии, философии или науки происходило как бы вопреки требованиям практической целесообразности, однако именно в них конкретизируется собственно человеческая сущность и духовность.

ФИЛОСОФСКИЕ Модели:

1) Игровая модель. Одна из наиболее перспективных в современной философии версий происхождения и развития культуры и человека. Ее автором считается нидерландский мыслитель Й. Хейзинга.Данная модель объясняет возникновение культуры, религии, искусства исходя из принципа игры. Игра - форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно – существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю.

2) Психоаналитическая концепция антропогенеза З. Фрейда - возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. Одновременно происходит табуирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.

3) Семиотическая модель, рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык выступает универсальным посредником между человеком и миром, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают, т. е. наделяют значением, и замещают реальные объекты и процессы. Человек при этом воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык тем самым определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык в рамках семиотической модели превращается в демиурга культуры и человека.

39. Сознание человека как предмет философской рефлексии. Основные традиции анализа сознания в классической и современной философии

План

· Сознание – понимание и сложности в рассмотрении и определении

· Подходы:

o Субстанциальный

o Функциональный

§ Натурфилософский

§ Вульгарный материализм

§ Диалектно-мат-й

o Социокультурный

§ Нем классич идеализм

§ марксизм

o Экзистенц-функц

Сознание – это фундаментальное философское понятие, характеризующее феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека.Благодаря сознанию человек вырабатывает обобщенное знание об окружающем мире, ставит цели и разрабатывает планы, регулирует и контролирует эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определяет ценностные ориентиры своей жизни и творчески изменяет условия своего существования.

В философии проблема сознания изучается в онтологии (проблема первичности материального и идеального), гносеологии (проблема соотношения объективного и субъективного моментов в структуре познавательного процесса), социальной философии (проблема взаимосвязи общественного и индивидуального сознания).

Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа. Будучи несомненной очевидностью человеческого существования, сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, где принципиальная ненаблюдаемость субъективной реальности задает естественные трудности для ее теоретической реконструкции.

С одной стороны, сознание всегда связано с неповторимым внутренним миром человека,оно существует только там, где индивид сам решает все смысложизненные вопросы, сам делает жизненный выбор, сам оценивает свое место в жизни и т.д. Но с другой стороны, индивидуальный опыт сознания не сводится только к неповторимости и уникальности, а включает в себя и всеобщее содержание. Ведь существуют какие-то всеобщие формы восприятия мира, ценностные ориентации и переживания, которые воспроизводятся в индивидуальном сознании.

Наши рекомендации