Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos - учение, понятие и означает «учение о знании».

Основные вопросы, разбираемые в гносеологии:

- взаимосвязь субъекта и объекта в познании;

- чувственное и рациональное в познании;

- проблема истины;

- уровни познания (эмпирический и теоретический);

- специфика философского знания по сравнению с научным;

- проблема метода познания и др.

Диалектика

Диалектика (греч. Dialektike – искусство вести беседу) – учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и мысли.Термин «диалектика» имеет различные смысловые оттенки. Сократ понимал диалектику как искусство диалога, а софисты – как опровержение доводов оппонента методом «от противного». Платон и Аристотель связывали это понятие с логикой, Гегель расширил его и вывел за рамки человеческой мысли. Он понимал диалектику как рассмотрение единого мира бытия и мышления в его развитии, определяемом взаимодействием противоположностей. В современных вариантах доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, пронизывающих жизнь, познание, историю.

Философская антропология

Антропология – учение о человеке, его сущности, происхождении и призвании во Вселенной.

Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека:

-природное, социальное и духовное как факторы развития человека;

-проблема сущности и существования;

-смысл жизни как интегральная характеристика человеческого бытия;

-человек и Вселенная;

-сознательное и бессознательное в человеке;

-индивид и личность и др.

Аксиология

Аксиология - это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios - ценность и logos - учение).

Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справедливость? (Сократ, Платон).

Можно выделить следующие группы ценностей:

- по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные;

- по субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры;

- по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духовные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл.

Социальная философия

В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смысле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функционирования и развития.

Основные проблемы социальной философии:

- взаимодействия между собой различных обществ;

- практическая деятельность людей и их общественные отношения;

- взаимодействие объективных и субъективных сторон деятельности и общественных отношений людей;

- объективные потребности и интересы общества и отдельной личности;

- мотивы и цели деятельности, присущие человеческому сознанию в данном обществе и др.

Историософия (философия истории)

Историософия – философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса путём раскрытия в нём первоначал бытия и метаисторического смысла.

История философии

История философии – это особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные конкретные философские концепции.

Наши рекомендации