Системно-структурная и пр-но-временная организация бытия
Пр-во-форма бытия материи, кот выражает ее протяженность и структурность, рядоположенность и взаимодействие элементов в различных материальных системах. Время- форма бытия материи,хар-щая длительность сущ-ия всех объектов и послед-ть смены их состояния. Принципиально важным явл ответ на вопрос о том, в каком отношении пр-во и время находятся к материи. По этому вопросу существует 2 точки зрения: Субстанциональная концепция – пр-во и время - самостоятельные сущности, сущ-щие наряду с материей и независимо от неё (Демокрит, Ньютон); Релятивистская концепция – пр-во и время - не самост сущности, а системы отношений, образуемые взаимод-щими материал. объектами. ( Аристотель, Лобачевский, Риман, Эйнштейн).Общие св-ва пр-ва и вр: объективность, всеобщность. Эйнштейн: в своей теорией относительности он дал обоснование реляционной концепции пр-ва и вр. Он показал, как зависят пр-но-временные св-ва тел от скорости их дв-ня или как протяженность зав от длит-ти и наоборот. Все его выводы подтвердили принцип единства пр-ва, вр. и дв-ия материи. К специф св-вам пр-ва относятся: трехмерность, одномерность (равноправие всех его точек) и изотропность (равноправие всех его направлений).Характерным свойством времени является его одномерность, однородность (равноправие всех моментов времени) и необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Социальное пространство -сложное системное целое.Оно включает в себя объекты живой неживой природы, технические системы, архитектура, социальные связи и отношения и многое другое. Соц. пространство отражает соотношение, структурность и протяженность общественных систем.Универсум как целостная система объективной реальности (мир в целом) находится в постоянном движении и изменении, а значит, беспрерывно и необратимо развивается. Такое развитие получило название глобального эволюционизма. Под глобальным эволюционизмом понимают универсальный процесс необратимых изменений от простейших до наиболее сложных форм, который генетически и исторически объединяет 4 типа эволюции: космический, химический, социальный и биологический.
18.В истории науки сложилось две концепции понимания движения: метафизическая и диалектическая. Метафизическая - объекты существуют сами по себе вне движения, которое понимается как нечто внешнее, налагающееся на объект, т.е. осуществлялись попытки обосновать субстанциальность (самостоятельность) движения. В диалектической концепции движение понималось как способ существования материи. Это означает, что вне движения невозможно представить ни один материальный объект. Движение существует неотрывно от материи. Являясь атрибутом материи, движение внутренне присуще ей, несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя.
Существенной характеристикой движения является покой. На первый взгляд, движение и покой воспринимаются как антиподы. С точки зрения диалектики движение и покой представляют собой единство противоположностей.Покой– это движение, пришедшее, в определенном отношении, в состояние равновесия.Однако в отличие от движения, которое характеризуется абсолютностью, покой всегда относителен.
Движение подразделяют на количественные и качественные типы. Количественный тип движения- изменение, которое не ведет к превращению структуры объекта, к его новому качественному состоянию. Качественные изменения связаны с преобразованием внутренней структуры объекта, которые приводят к образованию новых объектов с новыми свойствами. Качественные изменения представляются наиболее сложными. Поэтому в их структуре выделяют динамическое и популяционное движение.
Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие может быть нейтральным, прогрессивным или регрессивным.
Прогрессивное развитие– это переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему.
Регресс- развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход более совершенного к менее совершенному. Пространство и время являются всеобщими (универсальными) формами бытия материи. Не существует предметов и явлений, которые находились бы вне пространства и времени, как и нет пространства и времени самих по себе. Пространство- это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование (рядоположенность) и взаимодействие элементов в различных материальных системах.Время - форма бытия (или атрибут) материи, отражающая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность. Основные свойства пространства и времени: трехмерность – свойство, позволяющее определить положение объектов с помощью 3 измерений; однородность - равноправие всех его точек пространства и моментов времени, отсутствие выделенных мест и интервалов времени; изотропность– равнозначность всех его направлений; протяженность – наличие у объектов границ, определенной конфигурации, их расположение по отношению к другим объектам. Свойства времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость.
Два противоположных подхода пониманию пространства и времени: субстанциальная и реляционная(отношение) концепции. Субстанциальная допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметам. При этом считалось, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. Такую точку зрения отстаивали Демокрит, Галилей, И. Ньютон. Реляционная - пространство и время не являются особыми самостоятельными субстанциями, а представляют собой неотъемливые атрибуты (формы) бытия материи. Этих взглядов придерживались Аристотель, Г. Лейбниц, Г. Гегель. В отличие от предыдущей концепции, здесь утверждается, что время, пространство их свойства зависят от материи и в значительной степени их характеристики определяются скоростью движущихся материальных объектов.
Биологическое пространство и время. Биологическое пространство – пространство, в котором события – это процессы, локализованные во времени и пространстве, а не просто траектория. Это пространство характеризуется качественно новыми пространственными формами и строениями, видами симметрии. Особенности биологического времени находят свое выражение в биологическом ритме. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма. Они определяют запуск и отключение внутри организма химических реакций, связанных со сменой дня и ночи, изменением солнечной активности, времен года и др.
Социальное пространство –социально-организованная среда, необходимая для существования (проживания) людей. Социальное пространство – всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человеческого, кончая, обществом. Оно выражает порядок сосуществования, структурность и протяженность общественных систем, социальных действий и процессов.
19.Диалектика как фил-ая теория развития, ее принципы, законы и категории.
Термин «диалектика» пришел к нам из древнегреческой философии. Его ввел Сократ. В античности диалектика воспринималась, как способ постижения истины через рассуждение, путем диалога. В это же время сформировалось двойственное (неоднозначное) понимание диалектики. С одной стороны это понимание диалектики как диалектики бытия и с другой как диалектики мышления. Первое получила название "объективная диалектика" т.е. диалектика самого бытия, независимая от нашего отношения к бытию и его познанию. Второе определили как "субъективная диалектика". Она представлена как способ отражения бытия или метод его познания. Субъективная диалектика это диалектика понятий и самого мышления.
В философской литературе выделяют три исторические формы диалектики.
Первая форма получила название – античная диалектика (древний Восток и Греция). Представители античной диалектики: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Создателем античной диалектики - Гераклит, который понимал ее как учение о противоположностях Мира. Сократ рассматривал диалектику как искусство ведения спора (диалога), целью которого был поиск истины. Платон видел в диалектике, прежде всего метод анализа и синтеза понятий. Аристотель понимал диалектику как составную часть логики. В целом диалектика этого периода характеризовалась своей наивностью, стихийностью и умозрительными догадками, которые обуславливались непосредственностью созерцания бытия.
Вторая форма диалектики - немецкая идеалистическая диалектика, представленная в философских трудах И. Канта и Г. Гегеля. Гегель создал теорию диалектики. В ней он углубил диалектический метод, обосновал диалектическую логику, разработал принципы, категории и законы диалектики. Главной темой его диалектики становится противоречивость не самой природы, материи, а идеи, мышления. Основа диалектики Гегеля - источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет идеальную (духовную) природу.
Третья историческая форма диалектики - материалистическая диалектика. Характеристики диалектики: 1) развитие может быть представлено в форме снятия; 2) процесс труда выступает в качестве взаимного изменения человека и природы; 3) история трактуется как взаимный процесс формирования природы и человека. Основоположники этой теории – К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистическая диалектика предстала как наука о всеобщей связи, законов развития природы, общества и мышления.
Принцип - совокупность понятий или идей, на основе которых выстраиваются концептуальные положения, характеризующие понимание мира. К фундаментальным принципам диалектики относятся: принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным принципам можно отнести: принцип материального единства мира; принцип единства логического и исторического; принципы системности и причинности (детерминизма).
Категории диалектики - особый тип наиболее общих понятий. Категории диалектики отражают существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Система категорий диалектики представлена следующими парами категорий: причина и следствие; явление и сущность; форма и содержание; возможность и действительность; количество и качество; часть и целое; общее и единичное. Отличительной особенностью категорий диалектики от других категорий философии является их парность. Это позволяет фиксировать противоречивость бытия мира.
В структуре диалектики выделены три закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания (двойного отрицания).
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития и движения. Таким источником являются внутренние противоречия, которые представлены как результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между ними. Всякое развитие представляет собой разрешение противоречия и в то же время возникновение все новых противоположностей, новых противоречий. Важнейшими категориями закона являются: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Закон перехода количественных и качественных изменений раскрывает характер процесса развития, внутренний механизм движения, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество" и "мера". Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом, т. е. новое качество порождает новые количественные изменения. Сам переход от старого качества к новому осуществляется всегда в виде скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений ориентирует познающего субъекта на описание явлений, в соответствии с последовательностью: качество — количество — мера. Таким образом, развитие мира осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные.
Закон отрицания отрицаний раскрывает направленность и преемственность процесса развития и показывает куда, в каком направлении происходит развитие. Каждая последующая фаза развития любого объекта отрицает предыдущую, таким образом, удерживая и сохраняя все необходимые положительные моменты последней. В этом проявляется преемственный характер диалектического отрицания. Закон характеризует не циклический характер развития, а спиралевидный, который повторяет предшествующий этап, но на более высокой ступени его развития. Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в качественно измененном виде.