Работы и подготовке к практическому занятию. Первый вопрос рассчитан на изучение социальных качеств человека в сочетании с его биофизиологическими особенностями
Первый вопрос рассчитан на изучение социальных качеств человека в сочетании с его биофизиологическими особенностями. Для этого необходимо развести понятия: «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Также вопрос предполагает рассмотрение структуры личности, которое целесообразно предварить историко-философским экскурсом об уровнях «Я», включая фрейдистскую концепцию, а также современное представление о четырех уровнях «Я» («Я» - физическое, «Я» - социально-ролевое, «Я» - экзистенциальное, как источник активности или пассивности, «Я» - как самоотношение, самооценка или смысл «Я»). Рассматривая динамику личности, необходимо выявить не только процесс социализации личности, но и процесс ее дальнейшего развития.
Ответ на второй вопрос требует историко-философского экскурса, что позволит более определенно раскрыть диалектику свободы и ответственности личности. Следует помнить, что в европейской культуре преобладает понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Данный экскурс позволит ответить на вопрос: в чем заключается ценность свободы. Итог философских размышлений состоит в том, что ценность свободы – это ценность личного, целенаправленного совершенствования существования (жизни, действительности). Свобода есть гуманистическая ценность, т.к. утверждает достоинство человека как творца, значимость его самоопределения к благу. В самом общем виде свобода – это такое состояние человеческой жизни, которое характеризует меру того, насколько сознательно личность выбирает и осуществляет лучшее из возможного.
При ответе на третий вопрос следует иметь в виду, что философы различают положительную и отрицательную свободу. Отрицательная – «свобода от» - это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего пресекающего волеизъявление принуждения. Рекомендуется раскрыть эту тему через анализ концепции прав человека, сложившейся в западной гуманитарной мысли.
Положительная свобода – «свобода для» - это самоосуществление через освоение мира: преобразование неблагоприятных (чуждых или отчужденных) обстоятельств в благоприятные (в свои). Желательно при рассмотрении этого вопроса опираться на анализ идеала Просвещения – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех», - который был подхвачен К. Марксом и применен в коммунистической теории общества.
При подготовке к четвртому вопросу следует иметь в виду, что социальная природа и сущность свободы наиболее четко выявляются в сопоставлении с ответственностью. Ответственность не является отрицанием свободы, а есть её естественное дополнение и условие реализации.
Ответственность отражает и выражает в основном нравственную необходимость субъекта давать самому себе отчет, а также другим людям, за свои действия и поступки, за их результаты и последствия. Ответственность в соотношении со свободой делает возможным справедливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол.
Отвечая на пятый вопрос, необходимо вспомнить, что полярность точек зрения на свободу и необходимость выражается в фатализме и волюнтаризме.
Фатализм - это мировоззренческая позиция, рассматривающая каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Волюнтаризм - направление в социальной теории и практике, рассматривающее волю в качестве высшего принципа социального бытия и способа социального действия. Термин «волюнтаризм» употребляется для характеристики такой социально-политической практики, которая не согласуется с объективными законами исторического процесса, а определяется субъективными устремлениями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.
Антонимом термина «свобода» является слово «принуждение». Принуждение есть действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки его внутренним убеждениям, целям и интересам. Принуждение соотносится также с насилием. Насилие – такое принуждение, которое наносит вред и ущерб человеку, социальной общности.
Понятие «необходимость» выражает один из признаков закономерной связи явлений и процессов, предметов. При определении содержания рассматриваемых категорий следует обратить внимание на то, что противопоставление свободы принуждению или свободы насилию является принципиально важным, поскольку принуждение и насилие не тождественны необходимости.
Но свобода и необходимость, а также свобода и ответственность не являются антиподами. Их взаимосвязь предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости и ответственности.
Ответ на шестой вопрос предполагает подведение итогов освоения студентами философского материала, т.к. совпадает с ответом на Главный вопрос философии: «Что такое человек и каково его место (назначение) в мире?». Здесь необходимо соотнести понятия «смысл жизни» и «смысл бытия», рассмотреть смысл жизни как духовную проблему, определяющую конечную цель существования, предназначения человека и человечества. С другой стороны, ответ на вопрос о смысле жизни предполагает субъективную оценку прожитой жизни, соответствие достигнутых результатов первоначальным намерениям. Необходимо показать связь вопроса о смысле жизни с различными вариантами решения вопроса о жизни и смерти человека. В решении данного вопроса нельзя дать рецепта – это можно сделать лишь самостоятельно опираясь на достигнутый уровень философской культуры и жизненный опыт. Можно лишь порекомендовать задуматься о самоценности и самоцельности существования личности.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое личность с философской точки зрения?
2. Чем определяются способности личности природой или воспитанием?
3. В чем состоит «богатство» личности?
4. Личностью рождаются или становятся?
5. Личность понятие вневременное или историческое?
6. Что общего и в чем различие в понимании свободы у Б. Спинозы, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса?
7. В чем ценность свободы?
8. Кто ввел различие «свободы от» и «свободы для», и какой смысл оно имеет?
9. Свободна ли человеческая воля?
10. Где граница между свободой и ответственностью личности?
11. В чем состоят жизненные ценности?
12. Что является целью (чьей-то) жизни (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, вообще)?
13. Зачем (для чего) мне жить?
14. Что такое счастье?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.
Тема 4.3. Глобальные проблемы человечества
Понятие «глобальные проблемы современности», его объем и содержание. Глобальные и общечеловеческие проблемы. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Идея выживания человечества Типы глобальных проблем.
Характеристика глобальных экологических проблем. Сохранение чистоты окружающей среды, гидросферы, атмосферы и ближнего космоса как глобальная экологическая проблема. Рациональное использование и воспроизводство полезных ископаемых, природных и энергетических ресурсов. Пути решения экологических проблем. Экология природы, человека и общества.
Социальные глобальные проблемы: борьба с болезнями и голодом, обеспечение людей безопасными продуктами питания и другими средствами жизни. Пути решения социальных глобальных проблем.
Комплексные глобальные проблемы. Исключение войны из жизни общества, преодоление глобальной катастрофы через сохранение и упрочение мира. Демографические проблемы в современном мире. Взаимосвязь темпов воспроизводства населения и их обеспечения необходимыми ресурсами жизнедеятельности, эволюции возрастной структуры и миграции населения с общими процессами развития общества. Национальные аспекты демографии. Взаимодействие естественных, гуманитарных и технических наук в решении глобальных проблем человечества. Глобальные проблемы и будущее цивилизации.