Нигилистическая этика А.Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр родился в Данциге** 22 февраля 1788 г. Его отец, который был богатым купцом, надеялся, что сын пойдет по его стопам, и разрешил ему провести 1803 и 1804 гг. в путешествии по Англии, Франции и другим странам, с тем условием, что по завершении этого тура он приступит к работе в фирме. Молодой Шопенгауэр выполнил обещание, но у него не было вкуса к тому, чтобы делать карьеру в бизнесе, и после смерти его отца в 1805 г. он добился согласия матери на продолжение образования. В 1809 г. он поступил в Гёттингенский университет для изучения медицины, но на втором году своего пребывания в университете стал заниматься философией. Как он говорил, жизнь есть проблема, и он решил проводить свое время в размышлениях над ней.
Многие идеи Шопенгауэра стали очень популярными в современную эпоху.
Во- первых, он первым высказал отрицательное отношение к культуре. Культура , по мнению Шопенгауэра, - это фиговый листок, прикрывающий истинную сущность человека.
Во - вторых, Шопенгауэр основал новый подход к человеку и обществу: не идеализировать человека, не стремиться его переделать, а посмотреть на него таким, каков он есть. Идеализация упрощает образ человека. Многие представления об идеальном человеке так же, как и представления об идеальном обществе, создают пародию. Шопенгауэр не идеализирует человека, наоборот, он говорит о человеке в негативных тонах, он описывает человека как злое, страдающее, несчастное существо.
В третьих, Шопенгауэр первый попытался открыть скрытые мотивы поведения.
Он выделяет три типа характера: эгоистичный, злой и сострадательный.
Первый тип характера -эгоистичный. Большинство людей любят только себя. Причем эта любовь доходит до смешного когда видишь бесчисленных индивидов, каждый из которых считает единственно реальным и важным только самого себя. Эгоизм проявляется и в религиозности. Каждый верующий убежден в том, что Бог заботится о нем. Между тем, если бы пришлось выбирать между собой и миром, большинство выберут себя. Эгоист готов убить любого, чтобы его жиром смазать себе сапоги.
Второй тип характера - злобный, его целью является не собственное благополучие, а страдание другого. Шопенгауэр открыл садизм, как человеческую способность испытывать удовольствие от созерцания страдания.
Благополучие другого нас оставляет равнодушным. Непосредственно ощущается только страдание, боль, недостаток. Если страдание другого вызывает ответную реакцию или сострадание, то возникает сострадательный характер (третий тип).
Самое лучшее - довериться случаю и бесстрастно созерцать совершаемое зло. Либо принять близко к сердцу страдания других, предлагать им помощь, жертвуя собой.
Сострадание - основа всякой добродетели. Это высшая добродетель, которая, последовательно проведенная, превращается в отказ от себя, отказ от воли к жизни и от самой жизни.
В чем сущность переворота, совершенного Шопенгауэром в философии и этике? Открытие бессознательной воли как более глубокой основы человеческого существования, привело к изменению всей концепции человека и культуры, а позже - к изменениям в самой культуре.
Сверхчеловек Ф.Ницше. По ту сторону добра и зла.
Концепция сверхчеловека
Данный идеал Ницше наиболее подробно раскрывает в своей работе «Так говорил Заратустра» (1883-1886). «По форме эта большая страстная книга является рассказом о странствиях Заратустры – персонажа, основанного на образе иранского пророка шестого века до нашей эры Зороастра (Заратустра – латинизированная форма этого имени), но сообразованного с поэтическим и философским замыслом Ницше». (5, с.589-590) Исследователи отмечают, что данная книга «строится как своего рода травестийное Евангелие: достаточно вслушаться в стиль и обороты речи Заратустры, его обращения к ученикам, разговор притчами и образами, загадками и ответами, и пр. То естьЗаратустра выступил как новый Христос, точнее, анти-Христос, подменяя Его и выдвигая новые ценности». Образ Заратустры, - свидетельствует сестра философа, - предносился моему брату с самой ранней юности; он писал мне однажды, что еще ребенком видел великого перса во сне». (23, с.285) В своей книге Ницше «противопоставил европейскому христианству восточные религии, начиная с персидского Заратуштры и кончая древнеиндийским Ману. <…> Характерно, что берется именно перс, ибо именно персы наиболее близко соприкасались с первыми европейцами – греками и именно они хотели уничтожить только что возникшую европейскую цивилизацию (греко-персидские войны). Интересно, что воевавшие с греками персидские цари Дарий и Ксеркс исповедовали, по словам исследователей, учение Заратуштры».